Социальная информатика

 

Одним из важных приложений информатики может служить совершенствование социального управления на основе новых информационных технологий. Этот подход изучается в научном направлении, получившим название социальной информатики.

Информационный подход играет в науке две роли:

• роль одного из научно-исследовательских инструментов в арсенале какой-либо конкретной науки, например, генетики, психологии или лингвистики;

• роль способа формирования методологий научных дисциплин, называющих предметом своего изучения информацию и информационные процессы в целом или их разновидности.

Информатика служит общим названием последних таких наук, как информационная наука, информология, информатология, информатистика, информатроника, инфотроника, теория информационных процессов

В последнюю треть XX века произошел стремительный виток развития информатики, в результате которого в системе научного знания образовалось целое семейство информатических дисциплин, некоторые из которых представляют собой развитые, академически признанные науки, а другие остались на уровне концептуальных разработок или гипотетических предложений. Далее рассмотрена динамика эволюции семейства информатик. Вехами этой динамики могут служить концепции социальных информатик, которые можно с определенной степенью условности разнести хронологически по десятилетиям XX века следующим образом:

• социальная информатика 1970-х годов;

• социальная информатика 1980-х годов;

• современная социальная информатика - 1990-е и по настоящее время.

Социальная информатика 1970-х

Впервые в советской научной литературе термин «информатика» был употреблен в 1963 г. для обозначения «интегральной научной дисциплины», представляющей собой «важный теоретический стержень автоматики, телемеханики, измерительной и вычислительной техники, связи и радиолокации». Но идея подобной информатики поддержки не получила.

После публикации в 1966 г. статьи А.И. Михайлова, А.И. Черного, Р.С. Гиляревского [4] под информатикой стали понимать науку о структуре и свойствах научной информации, о научно-информационной деятельности, о научной коммуникации. Практическая предпосылка формирования этой концепции информатики, которую, можно условно назвать «научной информатикой», заключалась в потребностях совершенствования научной коммуникации. Поскольку главное средство совершенствования коммуникационных процессов виделось в их автоматизации, то научная информатика, так же как ее зарубежные аналоги, формировалась как «стыковая» социально-техническая дисциплина. В свете информационного подхода научная коммуникация выглядела как «совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации». Научной информатикой весьма успешно реализуются конструктивная и объяснительная функции информационного подхода, о чем свидетельствуют государственная система научно-технической информации и международный авторитет, завоеванный советской школой научной информатики.

В 1971 г. кафедрой информатики Ленинградского государственного института культуры был выдвинут принцип построения информационной теории, который, избегая отраслевой односторонности, в то же время был бы достаточно конструктивным. В качестве этого принципа был принят уровень теоретического обобщения. Согласно этому подходу, социальная информатика понимается как обобщающая теория (метатеория) социально-коммуникационного цикла наук.

Всем этим информатикам, бесспорным лидером среди которых изначально считалась научная информатика, были свойственны общие черты:

·   все они в качестве объекта изучения выбирали ту или иную разновидность социальной коммуникации: научную, экономическую и т.д.;

·   единообразно формулировался предмет изучения: структура и свойства какой-либо разновидности социальной информации (научной, экономической и т.д.) и закономерности информационного обеспечения специалистов той или иной целевой группы (науки, экономики, и т.д.);

·   обязательно в качестве одной из целей провозглашалось внедрение современной техники, автоматизация информационного обслуживания, что превращало данную концепцию в стыковую социально-техническую дисциплину.

Столь большая общность неизбежно предопределяла дублирование и параллелизм в содержании различных информатик.

К компетенции этой теории относились еще информационные концепции в педагогике, журналистике и других прикладных социально-коммуникационных науках, обращавшихся к информационному подходу. Обобщающая социальная информатика таким образом мыслилась как метатеория информационного обслуживания, выполняющая по отношению к обобщаемым частным (конкретным) дисциплинам функции научного и терминологического посредничества:

·   критическая оценка и обобщение полученного знания в рамках частной науки;

·   разработка общих методологических основ;

·   упорядочение терминологии и т. д.

Таким образом, социальная информатика мыслилась в качестве аналога метатеории социальной коммуникации в области информационного обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: