Особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.). 3 страница

       БЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (род. 12 марта 1684, Дайзарт-Касл, Ирландия – ум. 23 янв. 1753, Оксфорд) – англ, теолог и философ. Учил, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются (esse percipi); вообще нет ничего реально существующего (real existiert), кроме субстанции духа, души и моего Я. Представления (являющиеся отпечатками в нас божественного духа) суть для нас действительность, поскольку речь идет не о фантазиях, сновидениях и т. п. Осн. работа: «Treatise concerning the principles of human knowledge», 1710 (рус. пер. «Трактат о началах человеческого знания», 1905).

       БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ (Bernard de Clairvaus) Бернард (род. 1090, замок Фонтен, близ Дижона – ум. 20 авг. 1153, Клерво) – франц. теолог. Оказал большое влияние на философскую мысль своего времени, отрицал познание ради познания, считая, что оно должно приносить пользу; выступал против теоретических положений Абеляра. Считал, что единственным источником познания является мистическое созерцание, которое через смирение и любовь приводит к Богу. Высшее состояние души – экстаз, переход очищенной души к Богу, при этом происходит отказ от собственного Я и Бог становится «все и вся». Соч.: «Textes choisis», 1944.

       БЕРНАР СИЛЬВЕСТР ТУРСКИЙ (Bernard de Tours) (род. ок. 999, Тур ум. 10 янв. 1088, Сен-Козминское аббатство, близ Тура) – франц. натурфилософ, из шартрской философской школы, жизнь и деятельность которого относятся к сер. Ив. Под влиянием диалога Платона «Тимей» и учения неоплатоников об эманации он дал свое понимание картины мира в соч. «De mundi universitate» (1145-1153).

       БЕРНАР ШАРТРСКИИ (Bernard de Chartres) (ум. между 1124 и ИЗО) франц. философ. Дал новый толчок развитию шартрской философской школы благодаря попытке сгладить различие между платонизмом и аристотелизмом; эта идея возникла у него под влиянием комментариев Посидония к соч. Платона «Тимей» (в пер. на лат. язык «Chalcidius»); учил, что универсалии и платоновские идеи тождественны. Ни одна из его работ не сохранилась.

       БЕРНХЭМ (Burnham) Джеймс (род. 22 нояб. 1905, Чикаго) – амер. социолог, выдвинувший теорию «революции управляющих» (так называлась его работа «The Managerial Revolution», 1941). Бернхэм полагал, что только высшие администраторы-менеджеры, представляя функции управления и лишенные функции владения, могут в будущем обеспечить осуществление не только экономического, но и политического руководства на благо и в интересах всего общества. Его перу принадлежат также работы «Containment or liberation?», 1953; «Machiavellians defenders of freedom», 1970.

       БЁРТ (Burt) Сирил (род. З марта 1883, Стратфорд-на-Эйвоне, Англия – ум. 10 окт. 1971, Лондон) – англ, психолог; с 1931 профессор Университетского колледжа в Лондоне. Известен своими работами по применению факторного анализа в психологическом тестировании и исследованиями влияния наследственности на интеллект и поведение человека; стал первым психологом в Англии, кому был пожалован дворянский титул (в 1946). В 1909 Берт опубликовал в «The factors of the mind» (1940) экспериментальные тесты общего интеллекта, в которых применил факторный анализ для определения корреляционных измерений, задействованных в психологическом тестировании. Исследования в области общего интеллекта убедили Берта, что интеллект по своей природе определяется гл. о. наследственностью, хотя социальные факторы и факторы окружающей среды также могут играть немаловажную роль в интеллектуальном развитии. Он установил, что у больших групп протестированных людей уровни интеллекта коррелируют с уровнями их профессиональной деятельности и что эти интеллектуальные уровни передавались по наследству потомкам этих людей. Его данные как будто показывали, что уровни профессиональной деятельности (и отсюда – принадлежность к тому или иному социальному классу) определяются гл. о. прирожденными, наследственными уровнями интеллекта. После смерти Берта в 1971 существенные неувязки в некоторых из полученных им тестовых данных заставили исследователей заняться более тщательной проверкой полученных им статистических тестовых результатов. Стало ясно, что Берт в действительности фальсифицировал или даже выдумал те результаты интеллектуального теста, которые в основном убедительно подтверждали теории, касающиеся переданного по наследству интеллекта и социального класса. Его репутация была катастрофически подорвана, хотя добротность ранней работы подтверждает его репутацию выдающегося пионера психологии образования в Англии.

       БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон (род. 19 сент. 1901, Атцгерсдорф, близ Вены – ум. 12 июня 1972, Буффало, США) – австр. биолог и натурфилософ, с 1934 по 1948 – профессор в Вене, затем – в Оттаве (Канада). Делает попытку объяснить гармонию и координацию жизненных процессов наличием «живой системы имманентных сил», носителями которых являются формообразующие вещества, которые порождаются «потенциалом форм». Осн. произв.: «Kritische Theorie der Formbildung», 1928; «Modern theories of development», 1933; «Theoret. Biologie», 2 Bde., 1932-1934.

       БЕСКОНЕЧНОЕ – философская категория: то, конец чего не может мыслиться, границы чего нельзя усмотреть. В этом смысле бесконечным является пространство и время, ибо любая граница, которую мы для них устанавливаем или отменяем, есть только граница знания, познания наших чувств и рассудка. Слова: «трансфинитное» (абсолютная бесконечная тотальность), «инфинитное» (не имеющее конца), «индефинитное» (неограниченное) и «ickommensurable» (несоизмеримое) выражают приблизительно то же самое, что и «бесконечное». В математике (теория множеств) понятие «бесконечность», которым специально занимались Больцано и Кантор, имеет особый смысл. Идею бесконечности можно найти уже в спекуляциях древних индийцев. Большинство греч. философов считало, что мир конечен и ограничен твердым небесным сводом. Той же точки зрения придерживается христианство. Только Николай Кузанский и Джордано Бруно стали опять говорить о бесконечности мира.

       БЕСПРЕПЯТСТВЕННОСТЬ – понятие, употребляемое Максом Шелером в его метафизике. См. Торможение.

       БЕССМЕРТИЕ – существование личности или души после смерти; в более широком смысле – слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование личности в сознании потомков. Вера в личное бессмертие возникает уже у примитивных народов, особенно под влиянием сновидений; поддерживается она благодаря страху перед смертью и привязанности к жизни. В древних религиях душу «заставляли» переселяться (индуизм, орфики; см. Метемпсихоза; Палингенез) или существовать в виде тени в Гадесе (греч. народная религия) или в шеоле, т.е. царстве теней, в аду – иудаизм). Как философское понятие бессмертие впервые появилось у Платона, Цицерона и др. Имеются следующие попытки доказательства бессмертия души: 1) метафизическое в духе Платона: движение тела, которое само из себя порождает движение, не имеет начала, а следовательно, и конца. «Когда самодвижение есть не что иное, как душа, то душа безначальна и бессмертна» (Платон, Федр); 2) онтологическое: бессмертие выводится из понимания души как простой нематериальной субстанции, которая как таковая не может быть разрушена (Декарт, Лейбниц); 3) теологическое: 'цель, с которой Бог вдохнул душу в личное существо, не может быть осуществлена в течение его жизни на Земле; 4) историческое: подчеркивает всеобщность веры в бессмертие души; 5) специфически христианское: исходит из воскресения Христа и обещания вечной жизни после смерти (см. Смерть); 6) вульгарно моральное: жизнь после смерти есть требование восстановления справедливости; в этом мире нет справедливости, поэтому необходимо (хотя, согласно принципам этики ценностей, это совершенно излишне) вознаграждение или расплата, наказание за дела при жизни после смерти (см. Потусторонность). Подобным образом рассуждал Кант, выдвигая бессмертие как практический постулат. Против веры в личное бессмертие выступали Эпикур, Лукреций, Спиноза, Юм, Гегель, Шопенгауэр, Маркс.

       БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. С точки зрения Декарта и развивавшихся под его влиянием философских и психологических теорий периода «послекартезианских столетий», сознание является единственной формой духовной жизни. Философию бессознательного создал Э. Гартман. Новая же психология считает сознательное только островом, окруженным морем «душевного». Абсолютно бессознательным является макрокосмическое (см. Макрокосмос, Микрокосмос). Бессознательное же в психологическом смысле может быть только относительно бессознательным, т.е. бессознательное для нашего Я не является бессознательным для субъекта, включающего это Я, которого можно назвать также «душой» (или, согласно психологическому учению о слоях – см. Учение о слоях, Оно); см. также Коллективное сознание. Как Я представляет собой носитель сознания, точно так же и душа является носителем бессознательного. И действительно, для того чтобы понять феномены бессознательного (особенно память, действие вспоминания и мыслительные процессы), мы должны приписать душе следующие способности: 1) обладать некоторым содержанием, отдельные элементы которого мы можем сознательно переживать только последовательно один за другим; 2) в отношениях между этими элементами должна наблюдаться последовательность, причем отдельные фазы ее входят в наше сознание как результаты (переживания), а прочие остаются (относительно) неосознанными, так что создается впечатление бессознательного процесса; 3) обладать знанием о реальных психофизических связях и об установлении мысленных связей, знанием, которым мы не распоряжаемся сознательно. Для современной глубинной психологии (см. Глубинная психология) и психотерапии бессознательное не является больше результатом вытесняющей деятельности сознания (как это имеет место, напр., у Фрейда и его школы – см. Фрейдизм), а представляет собой нечто особенное и творческое, психическую перводействительность, главный источник свойственных всем людям осн. мотивов и первоформ, архетипов переживаний. Согласно К.Г.Юнгу, бессознательное есть не влекущее, а формирующее; оно является источником творческой фантазии духа и чувства ценности, которое не должно затрагиваться разумом.

       БЕХЕР (Becher) Эрих (род. 1 сент. 1882, Рейнсхаген, близ Ремшейда – ум. 5 янв. 1929, Мюнхен) – нем. философ, профессор с 1916; представитель критического реализма и витализма; учил, что в мировой истории и в человеческом бытии, начиная с самых примитивных форм и кончая высшими творениями культуры, действуют надындивидуальные психические силы. См. Психовитализм, Виртуальности гипотеза. В своей научной системе он делит науки, в зависимости от предмета, метода и основ той или иной науки, на идеальные и реальные; эти последние – на науки о природе и науки о духе, которые в свою очередь подразделяются на психологию и науки, относящиеся к области культуры. Осн. произв.: «Gehirn und Seele», 1911; «Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften», 1921; «Einfьhrung in die Philosophie», 1949.

       БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (род. 22 янв. 1857, близ Вятки – ум. 24 дек. 1927, Москва) – рус. психолог, профессор в Петербурге (1893-1917), ученик Вильгельма Вундта, вместе с Павловым основал рефлексологию. Наряду с др. работами написал: «Объективная психология», 3 т., 1907-1910; «Общие основы рефлексологии человека», 1918; «Коллективная рефлексология», 1921.

       БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (род. 28 марта 1928, Варшава) – амер. социолог, политолог и государственный деятель (с 1938 живет в США). В 1977-1981 был помощником президента США по национальной безопасности. В осн. труде «Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру» («Baetween two ages: America's role in the technotronic era», 1970) Бжезинский констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно-техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно с низшей стадии – аграрной – через промышленную в «технотронную эру», где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука. В мире останется главное противоречие между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, наиболее приблизившимся к «технотронной эре», ради создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов. Выступал против тоталитаризма во всех его формах и проявлениях, напр. в работе «Totalitarian dictatorship and autocracy», 1956, совм. с C.J.Friedrich.

       БИБЛИЯ (от греч. biblia, букв. книги) – собрание древних текстов, канонизированное иудаизмом и христианством в качестве «священного писания», состоит из двух частей. Первая по времени создания и большая по объему часть Библии, признаваемая обеими религиями, называется Ветхим заветом. По христ. представлениям, «завет», заключенный в древние времена Богом с одним народом (евреями), заменен благодаря явлению Иисуса Христа Новым заветом, заключенным уже со всеми народами на условиях духовного служения. Всего вместе с неканоническими книгами Ветхого завета Библия насчитывает 77 книг (глав), и тот вид, который имеют теперь библейские книги, был придан им в 13 в. кардиналом Стефаном Ленггоном, а деление глав на стихи и нумерацию последних произвел парижский печатник 16 в. Робер Стефан. В настоящее время Библия переведена практически на все языки мира. Для верующих она является продуктом божественного открытия, внушенного человеку Богом.

       БИЛЬ (Biel) Гавриель (род. 1430, Шпейер – ум. 1494, Эйзинделе, близ Тюбингена) – нем. философ, священник; «последний схоласт», выступал за «новый путь знания» (»via moderna»); см. Немецкая философия. Большое влияние оказал как распространитель учения Уильяма Оккама (он и не хотел быть кем-нибудь другим); у него было много сторонников (т. н. «габриелистов»), особенно в Эрфуртском и Виттенбергском ун-тах.

       БИНЕ (Binet) Альфред (род. 11 июля 1875, Ницца – ум. 18 окт. 1911, Париж) франц. психолог. Занимался гл. о. исследованием изменений личности («Les alterations de la personnalite», 1892) и обосновывал необходимость психологической проверки умственных способностей детей и подростков (»Die geistige Entwicklung des Schulkindes», 1909), прежде всего созданием тестов, известных как тесты Бине – Симона.

       БИНСВАНГЕР (Binswanger) Людвиг (род. 13 апр. 1881, Крейцлинген, Тургау – ум. 5 февр. 1966, там же) – швейц. психиатр. Стоя на позициях, близких экзистенциализму, он применял феноменологический метод к исследованию нарушений, имеющих место в духовной и психической деятельности человека, занимался исследованием истории жизни и жизненных функций со стороны психопатологических явлений (во время сна человек «есть» жизненная функция, в бодрствующем состоянии он «делает» историю своей жизни). Хайдеггеровскому «бытию-в-мире» он противопоставлял «бытие-над-миром» (т.е. любовь). Осн. произв.: «Einfьhrung in die Probleme der allgemeinen Psychologie», 1922; «Ьber Ideenflucht», 1933; «Grundformem der Erkenntnis menschlichen Daseins», 1942; «Zur phдnomenologischen Anthropologie», 1947; «Ausgewдhlte Vortrдge und Aufsдtze», 1955; «Drei Formen misglьckten Daseins», 1956; «Erinnerungen an Sigmund Freud», 1956.

       БИОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН (от греч. bios – жизнь и genesis – происхождение) – впервые сформулированное Фрицем Мюллером и Эрнстом Геккелем положение о том, что ряд форм, которые живое существо проходит в процессе своего индивидуального развития от яйцеклетки до развитого состояния (онтогенез), представляет собой краткое, сжатое, отличающееся многообразными изменениями повторение длинного ряда форм, пройденных предками данного организма или осн. формами данного вида с древних времен до настоящего времени (филогенез). Этого взгляда, раскритикованного еще К. Бэром, в настоящее время придерживаются лишь очень немногие.

       БИОГЕНЫ (от греч. bios – жизнь и gennein – производить) – белковые тельца, от которых, согласно М. Ферворну («Die Biogenhypothese», 1903), зависит жизнедеятельность клетки. См. также Типовергенция.

       БИОЛОГИЗМ – мировоззрение, переносящее причину всей действительности, как и духовного бытия, в органическую жизнь и выводящее нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. Как на последовательного защитника биологизма можно указать, напр., на Г. Г. Голле («Allgemeine Bioligie als Grundlage fьr Weltanschauung, Lebensfьhrung und Politik», 1925). Следует обратить внимание на то, что даже и естественнонаучная картина мира с этой точки зрения определяется уже не только физикой и химией, а во все большей и большей мере биологией.

       БИОЛОГИЯ (от греч. bios – жизнь и logos – учение) – наука о жизни, основанная на данных психологии, ботаники, зоологии, антропологии. Формы жизни и их структура изучаются морфологией, которая как органология, анатомия и гистология ставит себе целью исследование организма как целого на основе изучения его отдельных составных частей. Исследованием химического состава организмов, точно так же как и обмена веществ, занимается биохимия; исследованием функций целого и его отдельных составных частей – физиология, которая в разделе, называемом физиологией нервной системы и органов чувств, тесно соприкасается с психологией. Взаимоотношения живых существ с их средой и себе подобными составляют предмет экологии; распространение живых существ на Земле – предмет хорологии (география растений и зоогеография). Развитие организма от его зарождения до смерти составляет предмет истории развития; последняя исходит из данных палеонтологии – науки о вымерших живых существах, остатки которых сохранились в земной коре в виде окаменел остей.

       БИОСФЕРА – см. Вернадский.

       БИОЦЕНТРИЧЕСКОЕ (от греч. bios жизнь и лат. centrum – центр) – мышление, которое исходит из жизни и души, а не из духа и разума, поэтому прибегает к символике, ссылкам, вместо того чтобы давать вносящие ясность рациональные обобщения (см. также Клагес).

       БИХЕВИОРИЗМ (от англ, behaviour поведение) – направление в психологии, получившее особенно большое распространение в Америке (главные представители: Дж. Уотсон и Э. Торндайк); бихевиоризм совершенно отказывается от метода самонаблюдения и оценки такового и принимает во внимание только те факты поведения животных и человека, которые можно точно установить и описать, не считая необходимым «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы. Поэтому в основе метода бихевиоризма лежит исследование раздражения и ответной реакции. На этом фундаменте бихевиоризм создает свою собственную этику и социологию. Бихевиористы утверждают, что рассматривать поведение человека нужно в определенной ситуации и на основе наблюдения выводить правила воспитания и поведения людей в их совместной жизни.

       БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна (род. 1831, Екатеринославль – ум. 8 мая 1891, Лондон) – рус. религиозный философ, создательница базирующегося на инд. философии «Теософского общества», основанного в 1875 (место пребывания – г. Адьяр, около Мадраса, Индия). В качестве избранницы Великого духовного начала и ученицы Братства и тибетских махатм – хранителей сокровенных знаний – проповедовала мистическо-философское учение и о возможности непосредственного постижения Бога с помощью интуиции и откровения, перевоплощения человеческой души путем развития «сверхчувственных сил человека». Десятки тысяч последователей «Теософского общества» в Англии, Франции, США, Индии привлекают в учении Блаватской идеи всечеловеческого братства и терпимости ко всем религиям, в каждой из которых скрыта «единая божественная сущность», стремление создать на этой основе «универсальную религию». Осн. соч.: «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», v. 1-2, 1888).

       БЛАГО – то, что имеет ценность. Благо является предпосылкой нравственных ценностей. Так, напр., честность (моральная ценность личности) предполагает, что существуют блага (а не только вещи), которые нужно уважать как владение других; любовь к ближнему предполагает такую ценность блага, как подарок и т. п. другому, правдивость – ценность истинного высказывания. Для того, кто верен, верность является нравственной ценностью, для того, кому верны, верность является ценностью блага.

       БЛАГОРАЗУМИЕ – такое состояние духа, когда мы «в здравом уме» и можем подавить наплыв душевных чувств ради внутренней гармонии; у Платона благоразумие – одна из четырех осн. добродетелей (см. Кардинальные добродетели). См. также Аффект.

       БЛАГОЧЕСТИЕ – определяемость нашего настроения и наших поступков представлением о присутствии или действии некоего всемогущего, управляющего мировыми событиями существа или принципа, которое (представление) наполняет наше сознание. С точки зрения психологии религии различаются типы благочестия, к которым можно свести, напр., различные представления о благе. См. также "Всемирное благочестие".

       БЛЕЙЛЕР (Bleuler) Эйген (род. 30 апр. 1857, Цолликон, близ Цюриха – ум. 15 авг. 1939, там же) – швейц. психолог. Защищал теорию развития жизни, согласно которой приобретенные свойства могут передаваться по наследству благодаря «мнемизму» живой субстанции. На основе случайно сложившегося удачного отношения в протоплазме образуются следы раздражений, «энграммы», наделяющие живую субстанцию своего рода (наследственной) памятью. Осн. произв.: «Lehrbuch der Psychiatrie», 1916; «Die Naturgeschichte der Seele», 1921.

       БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (род. 2 февр. 1861, Дижон – ум. 4 июня 1949, там же) – франц. философ, с 1896 – профессор в Экс-эн-Провансе. Сначала находился под влиянием Бергсона; принял участие в полемике модернистов, привлек к себе внимание ранней работой «L'Action» (1893), которая вскрывает трансцендирующий характер человека. Блондель стремился развить интегральную философию, которая познает свои молчаливые предпосылки («импликации») и свой внутренний поэтико-пневматический динамизм и тем самым также свою недостаточность и потребность в дополнении, которая может быть удовлетворена только христ. религией; он пытался философски обосновать свою теистическую метафизику и ее содержание. Осн. произв.: «La'pensee», 2 vol., 1934; «L'Etre et les etres», 1935; «L'Action», 2 vol., 1936-1937; «La philosophic et l'esprit chretien», 2 vol., 1944-1946; «Exigeances philosophiques du christianisme», 1950.

       БОАС (Boas) Франц (род. 9 авг. 1858, Минден, Вестфалия – ум. 21 дек. 1942, Нью-Йорк) – нем.-амер. этнограф, антрополог, лингвист, основатель направления культурной антропологии, исторической школы в этнографии. Методу сравнительно-исторической эволюции, этнических эпох и стадий развития Льюиса Генри Моргана и Марксовой концепции общественно-экономических формаций противопоставил теорию культурной антропологии, предусматривавшей изучение динамических изменений в отдельных социальных общностях, особо учитывая специфику отдельного народа, его язык, культуру, антропологические типы и т. д. Его осн. работа издана в рус. пер.: «Ум первобытного человека», М.-Л., 1926.

       БОВУАР (Beauvoir) Симона де (род. 9 янв. 1908, Париж – ум. 14 апр. 1986, там же) – франц. писательница-философ, ученица и супруга (с 1949) Ж. П. Сартра; с 1931 по 1943 занималась педагогической деятельностью, известность приобрела благодаря пропаганде франц. экзистенциализма; человека рассматривает как данность, формируемую историей; женщина в большей мере, чем мужчина, является существом, находящимся в процессе становления; возможности женщины до сих пор не были ни определены, ни использованы. Осн. произв.: «Гостья», 1943; «Мандарины», 1954; «Второй пол», 1949; «Прелестные картинки», 1966.

       БОГ (лат. deus, греч. theos) – высший предмет религиозной веры, рассматриваемый всегда более или менее как личность, считается сущностью, наделенной «сверхъестественными», т.е. необыкновенными, свойствами и силами; в самом широком смысле – сущность, наделенная всеми совершенствами. В понятие совершенства верят и преклоняются перед ним как сущим. Особенно хорошо можно проследить развитие представления о Боге в инд. мифологии: инд. «боги» сначала были выдающимися, сильными, победоносными, сведущими и изобретательными людьми, которые знали и могли намного больше, чем все другие, и поэтому приносили людям нужные им блага, о которых их просили. Позднее их возвели в ранг богов, тем самым боги стали «могущественными», «знающими», «добрыми» и «жертвователями всех благ». Они были «творцами», т.е. изобретателями, техниками древности, героями и «королями», родоначальниками и вождями племен («праотец», «предок» – у первобытных народов это часто характеристика божества). В свете представления о Боге с самого начала выступали также могущественные природные силы и вещи: ясное дневное небо, Солнце, Луна и т. д.; перед ними преклонялись еще наивно, как перед самим явлением, позднее преклонялись (или боялись их) перед невидимыми, непонятными силами, стоящими за явлениями или действующими в самих естественных явлениях и управляющими ими (см. Анимизм, Первобытные формы религии), как перед духовными сущностями. Поэтому эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми, они суть то, чем и каким человек не является, но хотел бы быть. Они вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое существование. Кто повинуется им, следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому они милостивы, одаряют его сначала материальными, а затем и духовными благами и дают ему долю своей проницательности, своего могущества и, наконец, даже бессмертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, дающего возможность понять мир со всем его злом и со всеми страданиями, благодаря которым находят объяснение также загадки собственной души («борьба между зверем и ангелом» – А. Жид); см. также Искупление. Самая первоначальная форма религии – это, пожалуй, монотеизм как «первобытный монотеизм», т.е. почитание родоначальника, праотца внутри рода. Появление др. героев, предков, вождей, изобретателей и т. п. вместе с почитанием различных явлений природы приводит к политеизму, почитанию многих богов; если при наличии множества богов почитается лишь один Бог, говорят о генотеизме. Более поздний универсальный монотеизм происходит отчасти от «первобытного монотеизма», отчасти от смешения политеистических богов в некое предметное единство, которое часто связано с политической централизацией власти. Но первоначально единственный Бог путем обожествления его атрибутов снова может превратиться во множество богов. Представления народной религии соответственно своему происхождению остаются по большей части антропоморфическими: Бог – это человекоподобная личность (см. Теизм) – или тероморфическими: боги выступают в виде животных. Научное познание и философское мышление приводят к деизму, или к пантеизму, или к панентеизму, или к атеизму. Все представления о Боге, выражающиеся в этих понятиях, так или иначе противоречат христ. церковным догмам о Боге. В этом смысле специфическое понятие Бога ограничивается, собственно говоря, философским мышлением. Современная метафизика называет божественное (Бога или богов) первичной данностью человеческого создания; божественное является священным (см. Священное) и абсолютно сущим, в то время как человек относится к сфере относительно и случайно сущего (которое, однако, согласно Шелеру, «выполняет функцию извещения об абсолютном бытии сущего»). Божественное равнозначно царству ценностей, в особенности этических. Благодаря прогрессивному осуществлению человеком ценностей (см. Этика)' происходит становление божественного, божества, Бога. Бог, по словам Рильке, является «грядущим, которое предстает перед вечностью, будущим, окончательным плодом дерева, листья которого – мы». Становящийся Бог вырастает в сердце человека, человек превращается в человека в подлинном смысле слова по мере того, как ему удается осуществлять этические ценности, т.е. по мере того, как в нем вырастает Бог, и человек становится богоподобным. Следовательно, человек – не подражатель «мира идей» или «провидения», который существует сам по себе или еще до сотворения существует в Боге в готовом виде, а один из ваятелей, созидателей и исполнителей идеального результата становления, оформляющихся вместе с самим человеком в мировом процессе. Человек – это единственный пункт, в котором и посредством которого не только первосущее само себя постигает и познает, но он есть также сущее, в свободном решении которого Бог может осуществлять и освящать свою чистую сущность. Назначение человека – быть больше, чем только «рабом» и покорным слугой, больше даже, чем только «сыном» в себе завершенного и совершенного Бога. В своем человеческом бытии, смысл которого принимать решение, человек обладает высшим достоинством соратника Бога, соучастника в его делах, который должен нести впереди божественное знамя, знамя «Deitas'a», осуществляющегося только вместе с мировым процессом, и во время мировой грозы взять на себя ответственность за все.

       БОГОСЛОВИЕ – см. Теология.

       БОДЕН (Bodin) Жан (род. 1530, Анже ум. 1596, Лан) – франц. публицист, учитель по государственному праву. Во время преследования гугенотов выступал за терпимое отношение к последним и в своей осн. работе по государственному праву 4De la republique» (1577) дает определение понятию суверенитета, нарушение которого не может быть оправдано ни одним конституционно-правовым законом. В работе 4Colloquium heptaplomeres» (напечатана впервые в 1857) он дал обоснование равноправия для всех религий и в качестве основ единой естественной религии назвал следующее: единство Бога, моральное сознание, вера в свободу, бессмертие и возмездие на том свете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: