С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 29 страница

       РАМАКРИШНА, настоящее имя Гададхар Чаттерджи (род. 20 февр. 1834, Камарпукар, Бенгалия – ум. 16 авг. 1886, Калькутта) – инд. мыслитель и религиозный реформатор. Популярную форму веданты (Шанкары) он объявил сверхфилософией, к которой сводятся все религии мира и в которой их формы молитвы получают свое завершение и гармонию. По Рамакришне, главное требование религиозной этики не отречение от мира, а выполнение своих обязанностей. Его ученик Вивекананда (1862-1902) основал миссию для распространения идей Рамакришны в Индии и Америке.

       РАМЕ (Rame) Пьер де ла (род. 1515, Кю, близ Суассона – ум. 26 авг. 1572, Париж: был убит в Варфоломеевскую ночь) – франц. философ, логик. 1562 знаменуется переходом Раме к кальвинизму. Будучи противником аристотелевско-схоластической философии, он создал новую, неаристотелевскую логику, примыкавшую к Цицерону и Квинтилиану. Его понимание понятия, суждения, умозаключения, определения, доказательства, метода еще сегодня сохраняет свой смысл. Опираясь на Раме, страсбургский педагог Иоганн Штурм (1507-1589) продолжил этот путь реформы логики.

       РАСА – в антропологии группа людей, в которой характерный внешний облик обусловлен общими наследственными конституционными признаками (цветом кожи, формой головы, формой лица и носа, формой и цветом волос, размерами тела и т. д.). Осн. человеческие расы – европеоидная, негроидная и монголоидная. В широком смысле слова раса представляет собой форму, в которой характер человека находит выражение в его внешних признаках, в частности в форме головы и лица.

       РАСКАЯНИЕ (лат. poenitentia) – мучительное чувство, связанное с мыслью о том, что дело идет не так, как оно – в соответствии с совестью – должно было бы идти. В раскаянии содержится намерение в будущем следовать голосу совести.

       РАССЕЛ (Rьssel) Бертран, лорд (род. 18 мая 1872, Чепстоу, Монмоутшир – ум. 2 февр. 1970, Пенриндайдрайт, Уэльс) – англ, математик, логик, социолог и философ; позитивист, наиболее значительный представитель неореализма и логистики. Логика является универсальной математикой в смысле реляционализма. Философия заимствует свои проблемы из естествознания, она пролагает ему путь и должна логически анализировать и объяснять принципы и понятия естественных наук. Выступал против Бредли, защищая взгляд, согласно которому отношения между вещами принадлежат к их сущности, а субъект и объект неразделимы. Мир состоит из чувственных данных (sense data), логически неразрывно связанных друг с другом. Чувственные данные различных предметов и есть «дух» наблюдателя; чувственные данные предмета, наблюдаемого множеством индивидов, – это реальность материи, которая, правда, недоказуема (см. Плюрализм, Пробабилизм). Этическое представление о цели – жизнь, направляемая чувственной любовью и исходящая из веры в могущество разума. Осн. произв.: «Principia mathematica» (с А. Н. Уайтхедом, 3 vol., 1910-1913); «The Problems of philosophy», 1912 (рус. пер. «Проблемы философии». СПБ, 1914); «Our knowledge of the external world», 1914; «The analysis of mind», 1921; «The prospects of industrial civilization», 1923; «ABC of relativity», 1925; «The analysis of matter», 1927; «An inquiry into meaning and truth», 1940; «A history of western philosophy», 1946 (рус. пер. «История западной философии». M., 1959); «Rower. A new social analysis», 1946; «Human knowledge; its scope and limits», 1948 (рус. пер. «Человеческое познание. Его сфера и границы». М., 1957); «Dictionary of mind, matter and morals», 1952.

       РАССУДОК – психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений (см. Интеллект). Рассудок является «мыслящей душой», способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий (Вундт). Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.

       РАТЕНАУ (Rathenau) Вальтер (род. 29 сент. 1867, Берлин – ум. 24 июня 1922, Берлин: убит членами террористической организации «Консул») – герм, государственный деятель, политэконом и философ; с февраля 1922 – имперский министр иностранных дел; выступал за компромисс, примирение интересов капитализма и социализма, за взаимопонимание между народами и гуманность. В своем главном философском произв. («Zur Mechanik des Geistes», 1913) проповедовал спиритуалистическую метафизику; под механикой понимал «описание целого, его частей и взаимосвязей». Ратенау выступал как иррационалист: дух, который не мыслит (подобно интеллекту), но созерцает, неспособен впадать в заблуждение; причем душа есть инстинктивное улавливание при помощи чувств существенного и прерогатив этических ценностей, которые, в противоположность интеллекту, стоят на службе стремления к полезному и целесообразному. Социализм Ратенау отклонял вследствие его интеллектуалистической структуры. «Выдвигать цели – значит верить... Истинная вера вырастает из творческой силы сердца и фантазии любви».. Осн. произв. (кроме указанного): «Reflexionen», 1908; «Zur Kritik der Zeit», 1913; «Von kommenden Dingen», 1917; «Wirtschaft, Staat und Gesellschaft», 1925.

       PATKE (Radtke, Ratke, Ratichius) Вольфганг (род. 18 okt. 1571, Вильстер, Голыптейн – ум, 27 апр. 1635, Эрфурт) – нем. педагог и философ. При имперских выборах во Франкфурте в 1612 безуспешно развивал перед сословиями империи и князьями национально-педагогическую программу; хотел через обучение единому нем. языку выработать специфический для немцев политический строй, а затем на основе этого обучения и с его помощью вселить в нем. народ религиозное единодушие. Ратке создал проект всеобъемлющей экономической системы; решающим фактором считал обучение князей и учителей.

       РАУ (Rauh) Фредерик (род. 31 марта 1861, Мартен ле Вину, Изер – ум. 20 февр. 1909, Париж) – франц. философ. Примыкая в первоначальном трансцендентальном обосновании этики к Канту, пытался сделать ее точной дисциплиной, пользующейся экспериментальными методами. Осн. произв.: «L'experience morale», 1902; "Etudes de morale», 1911.

       РАЦИОНАЛИЗИРОВАНА (от лат. ratio – разум) – разумное формирование в соответствии с научными принципами; распределение всего имеющегося в распоряжении в соответствии с разумными рационами. Рационализировать во всех областях человеческой деятельности является постоянным стремлением, однако иррациональность человеческой жизни постоянно служит ему препятствием.

       РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rational«разумный, ratio – разум) – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной. После наметок объективистского рационализма в Древнем мире в 17 и 18 вв. подвергается систематизации субъективистский рационализм, собственно рационализм. Это делают Декарт, Спиноза, Лейбниц и Вольф; против них выступали эмпиристы Локк, Юм, Кондильяк. Кант устраняет противоположность эмпиризма и рационализма в высшем синтезе своего критицизма; Фихте, Шеллинг, Гегель частично возвращаются к объективистскому рационализму, скорее даже панлогизму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, позитивизм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависят от философии рационализма и находятся под его влиянием: марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, ибо он верит в неограниченную силу человеческого познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные, но не принципиально неразрешимые проблемы. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. «Научным» с этого времени называют то, что может быть представлено, изображено с помощью математического и естественнонаучного языка..Позднее возникает понятие «науки, свободной от ценностей», означающее, что наука заботится не о том, ценны ли с этической точки зрения и приобрели ли достоинство ценности предметы, а также результаты ее исследований, заключают ли они в себе святое или несвятое. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции. Для метафизики в системе рационализма нет места. Поэтому в эпоху господства разума история философии фиксирует упадок метафизики. Противники рационализма – романтизм, иррационализм (Шопенгауэр, Кьёркегор, Мэн де Биран, Ницше) и философия жизни (Бергсон, Дильтей), но часто они сами невольна попадают в плен к рационализму. Под религиозным рационализмом понимают апогей теологии Просвещения 18 в., в которой традиционное учение об откровении полностью интерпретируется с позиций истин разума.

       РАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – термин, введенный Христианом Вольфом, для обозначения науки о душе, оперирующей, в отличие от эмпирической психологии, понятиями чисто душевных процессов и взаимосвязей. У Канта в «Критике рационального разума» рациональная психология наряду с онтологией, рациональной физикой и рациональной теологией выступает как один из четырех осн. разделов метафизики.

       РАЦИОНАЛЬНЫЙ (лат.) – 1) разумный, отправляющийся от разума, осуществляющийся благодаря разуму. Противоположность – иррациональный (см. Иррациональное); 2) соответствующий разуму, целесообразный, практический, вполне осмысленный.

       РЕАГИРОВАНИЕ (от лат. reagere противодействовать) – в психологии, в частности в психоанализе, разрядка душевного напряжения в противоположность его умиротворению в самом себе. Так, напр., недовольство по службе может найти разрядку в дурном обращении с женой и ребенком, деловые неприятности – в чрезмерном употреблении алкоголя, неудовлетворенное чувство любви – в творческой деятельности.

       РЕАКЦИЯ (от позднелат. re – против и actio – действие) – ответное действие, противодействие; действие раздражения; необходимая составная часть всякого взаимодействия – в этом смысле употребляется особенно в химии и физиологии. В физиологии под временем реакции подразумевают промежуток времени между действием раздражителя и следующей за ним реакцией. В биологии нормой реакции называют способ ответа организма на определенное раздражение. В политической и культурной жизни с 1830 под реакцией понимают стремление препятствовать новым порядкам, а если они уже возникли – противодействовать им, чтобы снова заменить их старыми.

       РЕАЛИЗАЦИЯ (от позднелат. realis вещественный, действительный) – переход от полагания реального, т.е. от предположения о том, что предмет, существующий вне мышления, предмет в себе, противостоит или может противостоять нам, к собственному познанию реального (см. Реальность), т.е. к познанию того, что оно существует в себе, без противопоставления акту познания (см. Бытие-в-себе). Реализация, т.е. установление того, что предположение мышления о реальности относится к предмету (установление реальности), может быть проверено опытным путем или при помощи мышления. Реализовать нечто – значит осознать реальность факта.

       РЕАЛИЗМ (от. позднелат. realis – вещественный, действительный) – точка зрения реальности. Реализм утверждает наличное бытие действительности, лежащей вне сознания. Эта действительность может пониматься как материальная (напр., у Левкиппа, Лукреция, Геккеля и в современном естествознании) или как идеальная (Аристотель, католич. теология и современная диалектическая протестант, теология). Теоретико-познавательный реализм, в противоположность идеализму, означает принятие мира вещей, существующего независимо от познающего субъекта. Т. н. наивный реализм полагает, что этот мир вещей точно или приблизительно таков, каким мы его воспринимаем. В этом смысле В. Вундт называет реализмом именно то мировоззрение, которое пытается оправдать различные (материальные и идеальные) составные части, на которые, как оказывается, мир расчленяется уже для донаучного мышления и которое пытается сохранить значение, соответствующее влиянию каждой из этих частей на действительность. Трансцендентальный реализм кантианского толка объявляет наш пространственный и временной мир явлений действительностью, существующей независимо от нашей чувственности. Сторонники критического реализма (А. Риль, О. Кюльпе, Ф. Брентано, А. Мейнонг) придерживаются того взгляда, что наше мышление обладает познавательными средствами, настолько способными к приспособлению, что постепенно мы можем достигать все более глубокого, более совершенного и правильного познания реального. Католич. философия, т.е. неосхоластика, под реализмом понимает утверждение о реальности всеобщих понятий (см. Спор об универсалиях); противоположность – номинализм. Современная философия по преимуществу реалистична. Важнейшие направления современного реализма: исторический материализм, неореализм, неотомизм и новая онтология, содержанием которой является метафизический реализм. В центре анализа стоит вопрос о том, каким образом нам дана реальность и до каких пределов она может быть познана. Важнейший вклад в современный реализм вносят феноменология и экзистенциализм.

       РЕАЛИЗМ ЭМПИРИЧЕСКИЙ – характерное для философии Канта представление о пространстве и времени как эмпирических формах организации вещей, во многом схожее с идеями трансцендентального идеализма, рассматривающего их лишь как формы чувственного сознания, но отличное от воззрений трансцендентального реализма, трактующего пространство и время как «вещи в себе», не поддающиеся чувственному восприятию. Современная философия трактует эмпирический реализм преимущественно как «наивный реализм».

       РЕАЛИСТ – в философии последователь реализма. В широком же смысле реалист – деловой человек, который принимает вещи такими, каковы они есть, в противоположность идеалисту, который видит свои желания, идеи и идеалы в сияющем ореоле. Различие между реалистами'и идеалистами, специально на материале поэзии, рассматривает Шиллер в классической статье «Наивная и сентиментальная поэзия», в которой он объясняет различие между жизненными установками идеалиста и реалиста различием между сентиментальным и наивным сознательным поведением.

       РЕАЛЬНАЯ ОСНОВА – в противовес познавательной основе, основа реального наличного бытия вещи.

       РЕАЛЬНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЕ – см. Реализация.

       РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т.е. в-себе-6ытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи (см. Онтология). В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени (см. Необходимость), что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве. Проблема скорее заключается в том, каким образом дана нам реальность, как мы понимаем ее. Проблема эта может быть рассмотрена с различных сторон.

Познание направляется на сущее-в-себе, которое, чтобы быть познанным, должно вступить в сознание, но как часть сознания должно сохранить известную самостоятельность по отношению к познавательному акту. Сущее-в-себе, выступающее как преднаходимое, имеет характер «достоверной видимости» (см. Видимость), и, кроме того, оно обладает еще большей значительностью в качестве акта сознания, который находит сущее-в-себе. Поэтому познание не является просто одним из актов сознания; оно является «трансцендентным», «перешагивающим» др. содержания сознания актом, который сообщает сущему-в-себе особый смысл, отличающий его от др. содержаний сознания. Трансцендентный акт отличается от др. актов (напр., от мыслительного акта) также и тем, что он представляет собой схватывающий акт. Человек знает, что предмет, на который направлено его сознание (см. Интенция), является не собственно преднаходимым, а онтологически сущим-в-себе, которое проявляется в преднаходимом. Это знание трансцендирует сферу психического, микрокосмического, и ведет в макрокосмос, физическую действительность (см. Психофизический уровень). Одновременно это знание есть осн. феномен естественного реализма.

Наряду с (рациональным) трансцендентным познавательным актом существуют эмоционально-трансцендентные акты, среди которых наиболее важны для проблемы реализма эмоционально-рецептивные: опыт, переживание, страдание, терпение, которые объединяются как «происшествия», как затронутость чем-либо, а именно реальностью происшедшего и жесткостью реальности вообще (напр., в том случае, когда получают болезненный удар или толчок). В этом смысле я «знаю» последствия моего действия, настроение моих ближних и т. д., переживаю успех или неудачу. В каждом эмоционально-рецептивном акте содержится «необходимость перенести что-либо» (см. Фактичность). Из противодействия, которое реальность оказывает желаниям и действиям, вытекает также примитивное знание о реальности, которое становится сознательнее только в результате восприятия реальных предметов и их свойств. Осязание еще раньше всех др. чувств опосредует уверенность в реальности, ее достоверность (см. Труд). Эмоционально-перспективные акты (ожидание, предчувствие, готовность, подготовленность к чему-либо) также свидетельствуют о реальности, т. к. они являются заглядыванием в надвигающееся, в «грядущее» (см. Ситуация), которое, как мы знаем, ограничит свободу наших действий. Ожидание может обманывать, но только в частностях, а не в основном, поскольку грядущее – это будущее, неотвратимо надвигающееся на нас. Эмоционально-проспективные акты содержат реальную самоустановку по отношению к суровости надвигающейся реальности, с которой человек должен каким-либо образом справиться. Наконец, имеются эмоционально-спонтанные акты (влечение, желание, деятельность, действие). В принципе они тоже являются проспективными, т. к. направлены на возможность вмешательства в ход событий, следовательно, на изменение грядущего путем влияния на него. Они непременно порождают уверенность как в реальности грядущего, так и в реальности последствий этих актов. Действие может быть направлено также и на лица. «Затрагивайте» личности моими действиями может иметь своим следствием обратное «затрагивайте» меня самого, на основании чего можно судить о гораздо большем значении реальности личности по сравнению с реальностью вещей. Все эти акты неразрывно связаны. В человеческой повседневной жизни они исчезают в одной структуре актов, которая может быть охарактеризована как свойство целостности бытия. Центром этой структуры является реальная данность; реальная определенность постоянно руководит человеческим существованием.

       РЕАЛЬНЫЙ (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – действительный, объективный, существующий не только в мысли. Реальное бытие – см. Бытие. Противоположность – идеальное, фантастическое, воображаемое, ирреальное; см. Интеллигибельный.

       РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению.

       РЕГРЕСС (от лат. regressus – обратное движение) – движение назад; regressus in infinitum – движение назад (в прослеживании причин или условий), в бесконечное, т.е. не имеющее завершения. Регрессивный – идущий назад (от обусловленного к условию, от действия к причине).

       РЕГУЛЯТИВНЫЙ (от лат. regula правило) – у Канта принцип разума, который регулирует только созерцание, мышление и направляет к познанию. Но он не может рассматриваться как объективно существующий, не является конститутивным. Конститутивными, согласно Канту, являются категории; регулятивен, напр., принцип целесообразности.

       РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio – отодвигать назад, возвращать) – термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам. Одно из понятий феноменологии. См. Эйдос.

       РЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ – метод трансцендентальной феноменологии Гуссерля. Его смысл состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического, внешнего по отношению к чистому сознанию. Утверждения, связанные с внешним восприятием, оставляются вне применения (подлежат феноменологической эпохе). В результате завершения трансцендентально-феноменологической редукции остаются лишь имманентные акты чистого сознания, которое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу исследования возвращается все то, что было включено в нее ранее, но уже в своей «чистой сущности».

       РЕЗИГНАЦИЯ (от лат.) – отречение, покорность неотвратимому; может основываться или на познании и чувствовании Высшей силы, или на болезненности и бессилии; см. Квиетизм.

       РЕЗОНАНС (от лат. resonare – повторять) – колебания одного из колеблющихся тел, «настроенных» на определенное число колебаний (все тела более или менее способны производить их), которые взаимодействуют с колебаниями, производимыми др. телом, колеблющимся с той же или подобной частотой (напр., наложение колебаний звучащих струн, приводимых в движение смычком, на колебания деки скрипки, благодаря чему звучание инструмента усиливается и становится «полнее»). В переносном смысле говорят о резонансе двух душ в сочувствии, сострадании, в симпатии, в коммуникации и т. д.

       РЕИНКАРНАЦИЯ (лат.) – перевоплощение (души), возрождение.

       РЕЙ (Re) Пауль (род. 21 нояб. 1849, Бартельсгаген, Померания – ум. 28 окт. 1901, Калерина, Энгадин) – нем. философ. Мораль, которая когда-либо имела значение, он выводил из развития культуры народов. Ницше, другом которого был Рей, заимствовал это воззрение для своего учения о генеалогии морали. Осн. произв.: «Der Ursprung der moralischen Empfindung», 1877; «Philosophie», 1903.

       РЕЙМАР (Reimarus) Герман Самуэль (род. 22 дек. 1694, Гамбург – ум. 1 марта 1768, там же) – нем. философ и психолог. Будучи последователем школы Вольфа, он, однако, мыслил самостоятельно; Реймар – представитель деизма. С позиций естественной разумной религии он боролся с верой в чудеса, присущей позитивной религии откровения, резко критикуя библейские соч.: единственное чудо – сотворение мира, все остальное происходит по законам природы. Кроме того, Реймар является основателем современной зоопсихологии; он опровергал положение Декарта о том, что животные представляют собой только автоматы.«Осн. произв.: «Die vornehmsten Wahrheiten der natьrlichen Religion», 1754; «Die Triebe der Tiere», 1760.

       РЕЙМЕКЕР (De Raeymaeker) Луи де (род. 18 нояб. 1895, Синт-Питерс-Роде) – белы, философ; профессор философии и психологии в Лувенском католич. ун-те; занимался проблемами метафизики. Осн. произв.: «Introduction a la philosophia», 1938; «Philosophie de l'etre», 1946; «La cardinal Mercier et l'institut superieur de philosophic de Louvain», 1952.

       РЕЙНГОЛЬД (Reinhold) Карл Леонард (род. 26 окт. 1758, Вена – ум. 10 апр. 1823, Киль) – нем. философ; профессор в Киле с 1794. Сначала защищал критицизм Канта, а позднее все больше и больше склонялся к философии Фихте. Осн. произв.: «Briefe ьber die Kantsche Philosophie», 1786-1787; «Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vors: tellungsvermцgens», 1789; «Briefe ьber das Wesen der Philosophie und das Unwesen der Spekulation», 1804.

       РЕЙНИНГЕР (Reininger) Роберт (род. 28 сент. 1869, Линц – ум. 17 июня 1955, Вена) – австр. философ, профессор в Вене с 1913. Создал трансцендентальную теорию познания, примыкавшую к кантовской философии («Kants Lehre vom inneren Sinn», 1900; «Philosophie des Erkennens», 1910; «Das psychophysische Problem», 1910; «Kant, seine Anhдnger und seine Gegner», 1923). В своем произв. «Wertphilosophie und Ethik» (1939) Рейнингер обосновывает субъективистскую этику ценностей: не существует ценностей, независимых от оценивающего субъекта; суждения о ценностях основываются на чувстве ценности; познание ценностей есть познание собственных ценностей, создаваемых личностью; высшая ценность – самоусовершенствование, которое одновременно составляет смысл жизни. В «Metaphysik der Wirklichkeit» (1931) он защищал берклианское положение esse est percipi. «Реальное» заимствует присущий ему характер бытия от осн. первичных переживаний, в которых переживание и переживаемое образуют первоначальное единство. Психофизической проблемы, по мнению Рейнингера, в собственном смысле не существует. Характеристикой истины можно считать только чувство очевидности.

       РЕЙНКЕ (Reinke) Иоганн (род. 3 февр. 1849, Цитен, Гольштейн – ум. 25 февр. 1931, Претц, Гольштейн) – нем. ботаник и философ; профессор в Киле (1885 – 1919), один из родоначальников неовитализма (см. Витализм). Защищал теологическое виталистическое мировоззрение. Рейнке утверждал, что в организме существуют духовные силы (доминанты), которые управляют в нем физико-химическими силами и поэтому определяют направление его развития. Рейнке – противник Геккеля. Осн. произв.: «Die Welt als Tat», 1899; «Naturwissenschaft, Weltanschauung, Religion», 1923.

       РЕЙНО (Reynaud) Жан (род. 14 февр. 1806, Лион – ум. 28 июня 1863, Париж) – франц. социолог. Пытался соединить католич. философию с социализмом Сен-Симона. Осн. произв.: «Тегге et ciel» (1854), содержащее теорию бесконечного одухотворения человека и общества; «Oeuvres choisies», 1885.

       РЕЙСБРУК (Ruysbroek) Иоганн (Ян ван) (род. 1293, Рейсбрук, близ Брюсселя – ум. 2 дек. 1381, Грёнендаль, близ Брюсселя) – нидерл. мистик. Находясь под влиянием Мейстера Экхарта, Рейсбрук, августинский монах, стал реформатором как церковной, так и монастырской жизни. Он выступил против чисто чувственной мистики и погрузился в изучение предметно-иррационального порядка космоса. Осн. произв.- «Buch von den zwцlf Beginnen».

       РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (род. 26 сент. 1891, Гамбург – ум. 9 апр. 1953, Лос-Анджелес) – нем.-амер. логик и философ; профессор в Берлине и Стамбуле (1926-1938); с 1938 – в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе. Один из основателей Венского кружка и один из главных представителей неопозитивизма. Опираясь на исследования об основах геометрии и логической структуры физики, Рейхенбах пришел к опровержению идеи об априорности пространства и времени. Понятие вероятности Рейхенбах определяет как статистическое; в его вероятностной логике вероятности играют роль истинных ценностей. Положение имеет смысл, если может быть определена степень его вероятности. Осн. произв.: «Axiomatik der relativistischen Raum-Zeit-Lehre», 1920; «Ziele und Wege der heutigen Naturphilosophie», 1931; «Wahrscheinlichkeitslehre», 1935; «Experience and prediction», 1938; «From Copernikus to Einstein», 1942; «Philosophical foundations of quantum mechanics», 1944; «The rise of scientific philosophy», 1951.

       РЕЙХЛИН (Reuchlin) Иоганн (род. 22 февр. 1455, Пфорцгейм – ум. 30 июня 1522, Бад-Либенцелл) – нем. гуманист, филолог; наряду с Эразмом Роттердамским – глава нем. гуманизма, противник Лютера. Рейхлин был преподавателем права, поэзии, греч. и древнеевр. языка в Ингольштадтском и Тюбингенском ун-тах. На его философию определяющее влияние оказали Николай Казанский, Рудольф Агрикола. Его «Письма темных людей» («Epistolae obscurorum virorum», 1515 – 1517), написанные на кухонной латыни и направленные против крещеного кёльнского еврея Йог. Пфефферкорна и примыкающих к нему профессоров, привлекли внимание Рубиаиуса, Ульриха фон Гуттена и Гербеля, которые поддерживали Рейхлина в его протесте против намерения Пфефферкорна уничтожить все древнейшие книги, кроме Библии. Это соч. Рейхлина подвергалось преследованиям.

       РЕЛИГИЯ (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Особенности различных религий должны быть выведены из специфических душевных и народно-психологических особенностей исповедующих религию людей; эти особенности наиболее ярко могут обнаруживаться в различных представлениях о божестве, которые они себе составляют. Согласно Канту, религия является познанием наших обязанностей в виде божественных заповедей, но не в виде санкций, т.е. не в виде произвольных, случайных для самих себя предписаний некой чужой воли, а как существенные законы любой свободной воли, которые, однако, должны рассматриваться как заповеди высшего существа. Шлейермахер основывает религию только на чувстве: «Ощущать, что все тождественно в чувстве Движущего нас в его высшем единстве, опосредовать этим все индивидуальное и особенное, а следовательно, представить нашу жизнь как бытие и жизнь в Боге и через Бога – это и есть религия». Для Гегеля религия является самосознанием абсолютного духа или знанием божественного духа о себе благодаря опосредованию конечным человеческим духом. Гёте сказал: «Кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию». «Если человек мог и должен был оставаться только человеком – как тогда могли появиться боги и творцы этих богов?» (Шиллер). Различают следующие ступени развития религии (однако они не обязательно соответствуют историческому развитию): 1) естественная религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; она исходит из современного представления о всемогущем «Боге-господине»; она может подняться от генотеизма (см. Бог) к монотеизму, а также и к «религии как простой морали» без Бога; 3) религия искупления, которая возникает из чувства «греховности», не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Она связана с верой в милосердную любовь и милость оскорбленного Бога, освобождающие от греха (христианство), или (без Бога) она возникает из убеждения в «скорбности» всего бытия и стремления освободиться от этой «скорбности» благодаря отрешению души от скорбного бытия (джайнизм, буддизм); см. Социальная религия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: