С биографической точки зрения «жизнь одного человека» есть все его телесно-душевно-духовное становление, поведение и судьба в мире, от рождения до смерти. 27 страница

       ПРОГРЕСС (от лат. progressus) – 1) поступательное движение, progressus in infinitum – прогресс в бесконечность; прогрессивный – передовой, идущий вперед; противоположность – консервативный или регрессивный; 2) развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию, которое, по видимости, происходит само собой. Прогресс характеризуется в эволюции (см. Развитие) жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа, т.е. живые существа, которые становятся более восприимчивыми к определенностям окружающих их объектов (см. Познание) и, т. о., достигают все более адекватного познания. Философия периода Просвещения, основываясь на блестящих результатах естествознания в эпоху открытий и изобретений, сделала вывод о неограниченном могуществе человеческого разума (см. также Оптимизм). Согласно диалектике Гегеля (см. Диалектика), прогресс является не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще. В заимствованной марксизмом у Гегеля и отстаиваемой им вере в прогресс содержится убеждение, что у человечества нет др. задачи, кроме как идти вперед по прежнему пути к все большему овладению природой, рационализации и технизации земли. Вера в прогресс иногда сильно колеблется, и тогда начинает распространяться пессимистическое мировоззрение (см. также Апокалипсический, Запад, Ожидание гибели, Техника).

       ПРОДИК ИЗ ЮЛИДЫ на о-ве Кеос софист времен Сократа, младший современник Протагора; придал софистическим положениям этически-религиозный оттенок; занимался проблемами языкознания и заложил основы синонимики, т.е. распознавания и различения родственных по смыслу слов. Продику также приписывают аллегорический рассказ «Гераклит на распутье», где изображается душевная борьба героя-полубога при выборе между суровой дорогой добродетели и пестрой дорогой порока.

       ПРОЕКЦИЯ (от лат. projection, букв, выбрасывание вперед) – вынесение вовне; проекция ощущений – характеристика того факта, что объекты, т.е. то, что посылает раздражения и вызывает восприятия, мы считаем находящимися вне нашего тела и обычно не локализованными в наших органах чувств (см. Внешний мир).

       ПРОИЗВОЛ – способность выбирать среди многих волевых мотивов (см. Воля); произволом называется также злоупотребление этой способностью; необоснованность, отсутствие логичности (в рассуждениях). Произвольный – ничем не стесняемый, свободный (напр., произвольные движения).

       ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИДОВ ТЕОРИЯ, или десцендентная(от лат. descendere – спускаться) теория, – учение, объясняющее многообразие существующих в настоящее время видов живых существ посредством происхождения последних или из одного правила (монофилетическая, однокорневая теория происхождения видов), или из нескольких (полифилетическая, многокорневая теория происхождения видов). Поэтому данное учение порвало с существовавшим почти 100 лет и всеми признанным учением о постоянстве видов, в котором впервые усомнились в 18 в. Бюффон и Гёте, в 19 в. – Эразм Дарвин и Ламарк. Этого перелома и вместе с тем почти всеобщего признания теории происхождения видов добился Чарлз Дарвин; особенно большую роль сыграло его произв. «Происхождение видов» (1859). Реальная основа этой теории – данные сравнительной анатомии, физиологии и истории развития существующих ныне видов, точно так же, как и данные палеонтологии о вымерших видах. Осн. направления толкования этих фактов, рассматриваемые в общих рамках теории происхождения видов: 1) теория катастроф Кювье, согласно которой существующие организмы много раз погибали в результате катастрофы и возникали другие (фактически это скрытая защита теории постоянства видов); 2) учение о приспособлении к условиям окружающей среды: а) пассивное приспособление, совершающееся под воздействием сил окружающей среды при сохраняющемся в основном постоянстве видов – по Ламарку; б) активное приспособление и освоение внешней среды вследствие наследования, по сути дела, случайных благоприятных изменений – по Дарвину; 3) учение о наследственности, согласно которому главным носителем наследственности является в большинстве случаев не подвергающийся влиянию окружающей среды врожденный признак (генотип) соответствующего живого существа или всего вида и претерпевающий изменения только при слиянии различных врожденных признаков при размножении, по отношению к которому внешняя структура (фенотип) имеет значение только постольку, поскольку она позволяет сделать правильные выводы относительно врожденного признака. Теория происхождения видов все еще находится в стадии развития и зависит от дальнейших исследований палеонтологии, а также от данных генетики. Однако эта теория наложила свой отпечаток не только на понимание органического мира, но и на понимание духовной жизни и культуры.

       ПРОКЛ (род. 410, Константинополь – ум. 485, Афины) – древнегреч. философ, глава неоплатоновской школы, «великий схоласт» античности, при котором неоплатонизм достиг своего последнего расцвета. Прокл дал четкую разработку осн. неоплатоновского понятия эманации (истечение, новое объединение, возврат к единому, к Богу) и уже отличал интеллектуальное (априори) от интеллигибельного (трансцендентного). Он населил промежуточное между Богом и человеком царство ангелами, господами (архонтами) и демонами. Его этика требует углубления в первоединое. Осн. произв. Прокла – «Теологическое учение об элементах» – сыграло значительную роль в эпоху средневековья. Кроме того, он написал многочисленные комментарии к диалогам Платона и к Евклиду, в предисловиях к которым описывается деятельность платоновских Академий.

       ПРОЛЕГОМЕНЫ (греч.) – предварительные замечания, предварительные сообщения, введение в науку. «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки» Канта являются введением к его «Критике чистого разума».

       ПРОЛЕТАРИИ (лат. proletarii) – в Древнем Риме класс граждан, по бедности не способных платить налогов и освобожденных от военной службы; служил обществу только тем, что производил потомство (proles). Co времени Маркса так называют неимущих рабочих; пролетарское сознание имеет грубо материалистическое, утилитаристское содержание, защищает коллективизм и отрицает ценность личности.

       ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ – непосредственное угадывание или понимание той или иной логической связи. Нужно отличать проницательность, понимание априори от познания апостериори. Проницательный – наблюдательный, предвидящий, много замечающий.

       ПРОПЕДЕВТИКА – подготовка, предварительное упражнение, введение в какую-либо науку. После 1925 философской пропедевтикой стало называться преподавание философии в высшей школе. Пропедевтический – вводный (курс).

       ПРОПОВЕДЬ – 1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.

       ПРОПОЗИЦИЯ (от лат. propositio) предложение, суждение, утверждение.

       ПРОСВЕЩЕНИЕ – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности. Это понятие просвещения, составлявшего не раз историческую эпоху духовного развития (в античном мире, напр., эпоха после смерти Сократа), стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.), причем в различных государствах и в различных областях жизни этот процесс протекал по-разному. В Англии эпоха Просвещения начинается с 16 в. и носит преимущественно религиозный и политический характер; во Франции начиная с 17 в. выступает с критикой общественных и моральных принципов, затем, одержав в 18 в. победу, сливается с революцией 1789; в Германии с 18 в. внешне не отмечается никаких значительных успехов, за исключением области нем. философии и литературы, где совершается процесс их внутреннего самоопределения в кантовском смысле этого слова. Просвещение есть выход человека из несовершеннолетия, в котором он находится по своей вине. Вряд ли можно говорить о веке Просвещения в Италии; здесь оно было равнозначно антиклерикализму. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики. Оно содействовало развитию любого рода рационализма, в науке – развитию естествознания, достижения которого оно часто использует для обоснования научной правомерности взглядов и веры в прогресс. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни – освобождение человека от несправедливых уз (см. Индивидуализм, Либерализм), равенство всех людей перед законом, перед человечеством; последнее представляет собой понятие, разработка которого является гл. о. заслугой Просвещения. Главные представители Просвещения: Фрэнсис Бэкон, Гоббс, Локк, Юм – в Англии; Бойль, Вольтер, энциклопедисты, Руссо, Монтескье, Дидро – во Франции; Вольф, Лессинг, Кант (в то же время они стремились к преодолению Просвещения), Фридрих Великий, Томазий – в Германии; Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен – в России; Т.Джефферсон, Б.Франклин – в США. Однако уже в кон. 18 в. Фихте указывал на отрицательные стороны Просвещения. В кон. 19 в. возвращение к метафизике привело к частичному преодолению философии Просвещения.

       ПРОСИЛЛОГИЗМ (от греч. pro + syllogismos) – предварительное умозаключение; см. Умозаключение.

       ПРОСТРАНСТВО – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств. После того как в течение веков проблемой было почти только «абстрактное пространство» геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия «пустого пространства» встал вопрос о «физическом пространстве» и, наконец, о его существовании, а также соответственно о его воспринимаемости. Уже Лейбниц считал пространство «хорошо фундированным явлением», а Кант (в «Критике чистого разума») анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления. Далее он доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность – он есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе. Математик Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа. Теория относительности отрицает конкретность пространства, тем самым «оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света» (М. Plank. Vom Relativen zum Absoluten, 1925); см. Континуум, Паладьи. Хайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное (см. Подручность), пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу. «Но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. Пространственность сама по себе, пространственность-всебе находится в незаметности подручного. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть «в» мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным» («Sein und Zeit», 1953). Современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений (см. Система отношений), к которым принадлежат различные предметы (см. Интеллигибельный мир). И для систем отношений, совокупность которых, следовательно, может быть обозначена как пространство (если бы было возможно мыслить наличное бытие вещи независимо от ее бытия как такового), характерна невзрачность, неяркость. «Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто» (Metzger. Psychologie, 1941). Современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля (см. Поля теория); родство поля и системы отношений несомненно. Тот факт, что пространство представляется как прямоугольное (евклидово), связан с тенденцией прегнантности сознания (см. Прегнантности правило): если даже пространственные отношения рассматриваются через сильно искажающие очки, то и в этом случае через некоторое время все приходит в обычный порядок.

       ПРОТАГОР из Абдеры (род. 480, Абдеры – ум. 410 до Р. X., был изгнан из Афин за свое соч. «О богах», по дороге случайно утонул) – древнегреч. философ. Протагор – известнейший из софистов, он сам называл себя «софистом и учителем людей». Полагают, что он сказал: «О богах я не знаю ни того, сколько их существует, ни также того, существуют ли они вообще». Главное положение его философии: «Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и несущих в их небытии» (т. н. Homo – mensura – положение). Поэтому невозможна всеобщезначимая истина. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо «тот же» человек становится др. человеком. В этом смысле все «относительно». «Протагор» – название одного из соч. Платона, в котором речь идет о поучительности добродетели и ее единстве.

       ПРОТЕКЦИЯ (лат.) – вместе с настоящим и ретенцией структурный момент временного имманентного сознания в философии Гуссерля. В русле имманентного времени протекции не образуют, подобно ретенциям, некоего континуума, а претерпевают свою «реализацию», т.е. переходят в пережитое настоящее, где каждому наступающему моменту соответствует и новая протекция. Протекция не является интерциональным актом, а имеет аналогичную структуру, как и ретенция.

       ПРОТЕСТАНТИЗМ – форма христианства, которая со времени Лютера, Цвингли и Кальвина выдвигалась прежде всего в лютеранской и реформатской церкви, а также в бесчисленных свободных церквах и сектах. В противоположность католицизму протестантизм говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, об общем для всех верующих духовенстве и религиозной личной ответственности христиан. См. также Павел. Сам термин «протестантизм» ведет свое происхождение от «протеста» (protestation), который 19 апр. 1529 на заседании совета был выражен Шпейеру евангелическими слоями и был направлен против запрещения церковных реформ. В современном протестантизме ведутся споры вокруг тезисов диалектической теологии, в особенности в связи с экзистенциализмом.

       ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – в логике различие или несовместимость понятий, выступают ли они как контрадикторные (см. Контрадикция; см. также Противоречие), контрарные или полярные (см. Контрарный, Антитезис).

       ПРОТИВОРЕЧИЕ – 1) положение, при котором одно высказывание исключает др. высказывание (суждение, мнение), несовместимое с ним; 2) в логике наличие (в рассуждении, теории) двух высказываний, из которых одно – отрицание другого; в более широком смысле – утверждение о тождестве заведомо различных объектов. Закон противоречия (principium contradictionis) гласит, что два контрадикторных (см. Контрадикция) суждения не могут быть одновременно истинными и если одно из их истинно, то другое обязательно ложно. Или иначе: одно и то же суждение не может одновременно быть и утвердительным и отрицательным.

       ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРИНЦИП – осн. закон логики, согласно которому два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными, т.е. подразумевается, что никакое предложение (высказывание, суждение) не может быть одновременно истинным и ложным. Первую трактовку принципа противоречия дал Аристотель. Теории, для которых справедлив данный закон, называются непротиворечивыми. Проникновение же противоречий в рассуждение или научную теорию делает последние в определенном смысле несостоятельными.

       ПРОТОТИП (от греч. protos – первый и typos – отпечаток, оттиск) – прообраз, образец, оригинал.

       ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство физических тел находиться в пространстве, заполнять его. Декарт и Гоббс считали протяженность (протяжение) сущностью материи. В физике означает расширение тел путем нагревания. О протяженности Вселенной см. Мир.

       ПРОФЕССИЙ ПСИХОЛОГИЯ – раздел психологии, занимающийся научными исследованиями, связанными с вопросами выяснения сущности и выработки профессии, с определением способностей и отбора. В качестве вспомогательных наук или методов психологии профессий служат физиология, психология, психотехника, учение о профессии как обобщение всех представлений о ней, возникающих при постижении ее сущности (см. также Психология труда).

       ПРОФИЛЬ (от лат. pro – соответственно и filum – нить) – изображение вертикального среза с помощью какого-либо тела, напр. участка земной поверхности. В психологии говорят о профиле свойств, цвета, имея в виду свойства, цвета в содержании сознания, поскольку они наглядно отличаются друг от друга (подобно горам и долинам в профиле местности).

       ПРУДОН (Proudhon) Пьер Жозеф (род. 15 янв. 1809, Безансон – ум. 19 янв. 1865, Париж) – франц. философ, социолог, экономист, теоретик анархизма. Прудон был противником коммунизма – «абсурдной идеологии», «возвеличения государства», «сообщества зла и тирании», «религии нищеты», «философии нищеты». [Последнее выражение – подзаголовок его гениального в смысле прогнозов двухтомного произв. «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» («Systeme des contradictions economiques, ou Philosophie de la misere», t. 1-2, 1846) – стало знаменитым, к сожалению, благодаря убогому ответу Маркса в его книге «Нищета философии», 1847.] В своей философии, «философии труда», Прудон пытался всюду на место буржуа поставить рабочего. Если бы были уничтожены два деспота – деньги и цена, – то могли бы образоваться свободные группы и объединения, которые начали бы жить в гармонии друг с другом, в справедливости и взаимности (отсюда название его системы – «мутуализм», от лат. mutuus – взаимный). В его произ. «Что такое собственность?» (1840, рус. пер. 1907) имеется известный ответ на этот вопрос: «Собственность – это кража». Осн. произв. Прудона изданы в сборнике под ред. Г. Соломона «Proudhon und Sozialismus», 1920, а на рус. яз. отдельные его работы: «Война и мир», т. 1-2. М., 1864; «Бедность как экономический принцип». М., 1908.

       ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ – см. Дионисий Ареопагит.

       ПСЕВДОМНЕЗИЯ – см. Парамнезия.

       ПСЕЛЛ Михаил, Заика (род. 1018, Константинополь – ум. 1078 или 1096, там же) – визант. философ, самый значительный систематизатор визант. философии, который в период господства философии аристотелизма высоко оценил Платона и тем самым подготовил почву для более позднего платонизма визант. философии. Его соч. напечатаны в книге Минье «Patrologie», I, v. 122 (18571866).

       ПСИ-ФЕНОМЕН, также парапсихологический феномен- любой из нескольких типов событий, которые не могут быть объяснены известными законами природы, или знание, полученное иначе, чем обычными сенсорными путями. Дисциплина, занимающаяся изучением таких феноменов, называется парапсихологией. Описаны два вида пси-феноменов. Они могут быть когнитивными, как в случае ясновидения, телепатии или способности к предсказанию: считается, что человек обретает знание о фактах, мыслях другого человека или будущих событиях без использования обычных сенсорных каналов – отсюда название «экстрасенсорное восприятие», часто используемое для обозначения этих феноменов. С др. стороны, парапсихологические феномены могут быть и физического характера: комбинация выпавших цифр при игре в кости или расклад карт при сдаче считаются подверженными мысленному приказу человека; предметы передвигаются, часто сокрушительно, при полтергейсте. В этой связи часто применяется термин психокинез. Общее обозначение «пси» традиционно используется для всех видов парапсихологических феноменов. Научный интерес к этому предмету является относительно недавним, хотя вера в реальность пси-феноменов распространена с древнейших времен. До расцвета современной науки причинные связи сложных физических явлений не находили достаточного объяснения – отсюда ссылки на сверхъестественные силы (привидения, колдунов, демонов, сказочные существа) вместо причинно-следственных научных обоснований. Но даже и в этих условиях имели место споры о существовании явлений, выходящих за пределы повседневного жизненного опыта, таких, как сбывающиеся пророчества (дельфийский оракул) или оживление мертвых. Реальность парацсихологических феноменов продолжает быть предметом дискуссий, хотя общества, ставящие своей целью их изучение, включающие в себя как видных ученых, так и дилетантов, существуют уже более столетия. В 1882 Общество психических исследований было основано в Лондоне; через 6 лет подобное общество возникло в Соединенных Штатах благодаря усилиям психолога Уильяма Джемса. Позже общества такого рода возникли в большинстве европейских стран, и их активная работа продолжается по сей день, в особенности в Нидерландах, Франции, Италии, России и Японии. Одной из причин роста интереса к исследованиям в области психики во второй пол. 20 в. явилось увлечение спиритизмом – признание реальности общения с духами и использование его как основания для новой религии. Некоторые из первых исследователей парапсихологии были также спиритами, как, напр., англ, спирит Ф. У. К. Майерс и англ, физик сэр Оливер Лодж, а др. исследователи (напр., франц. физиолог Шарль Рише) считали парапсихологическую деятельность реально существующей, но отвергали ее спиритическое обоснование. Противники пси-феномена обосновывают свои взгляды тем, что они не списываются в научные данные, но безапелляционные суждения в этой области едва ли основываются на всех известных фактах.

       ПСИХИАТРИЯ (от греч. psyche – душа и iatreia – лечение) – наука о психических болезнях и их лечении; см. Психотерапия.

       ПСИХИЧЕСКИЙ – душевный, духовный. Противоположность – физический, телесный.

       ПСИХОАНАЛИЗ (от греч. psyche душа и analysis – решение) – часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Зигмундом Фрейдом в кон. 19 – нач. 20 в. для диагностики и излечения истерии. Затем он был разработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить т. о., чтобы при беседе (т.е. при «анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действии), а именно предоставить им возможность «отреагировать» (см. Реагирование, Сублимация). Сторонники психоанализа приписывают сексуальному (т. н. «либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или неудовольствию. От школы Зигмунда Фрейда отпочковалось два направления – психология личности (индивидуальная психология) Альфреда Адлера и цюрихская школа, внутри которой наиболее крупным психологом был К. Г. Юнг; см. Глубинная психология. В экзистенциалистской философии Сартра речь идет об экзистенциальном психоанализе, который совпадает с задачей «осветить в строго объективной форме субъективный выбор, благодаря которому личность делает себя личностью, т.е. может провозгласить себя тем, чем она 'является». Стремления, склонности по отношению к этому выбору являются второстепенными. Учение о бессознательном отвергается: психическое простирается так же далеко, как и сознание.

       ПСИХОБИОЛОГИЯ – направление в биологии, представленное невропатологом Гансом Лунгвитцем («Lehrbuch der Psychobiologie», 8 Bde., 1933). Сущность психобиологии состоит в стремлении разработать психологию как чисто биологическую науку («психика – синоним ничто»; «человек – рефлекторный автомат»), в попытке истолковать мышление, чувства и волю как нервно-мозговые процессы и в объяснении неврозов функциональными расстройствами (нарушением деятельности желез внутренней секреции, обмена веществ и т. д.). Проблема отношения души и тела и проблема каузальности генетически суть конечная ступень демонистического мировоззрения и упускаются из виду «реалистическим» мышлением. Невроз является чисто функциональным, т.е. мировоззренческим, инфантилизмом; способ лечения: познавательная терапия (мировоззренческое объяснение).

       ПСИХОВИТАЛИЗМ (от греч. psyche душа и лат. vita – жизнь) – принятие особого, сверхиндивидуального, психического, теологического принципа, призванного объяснить целесообразное поведение организмов.

       ПСИХОГЕНЕЗИС (греч.) – возникновение и развитие духовной жизни; см. Психология развития, Психология.

       ПСИХОГЕНЕТИКА – см. Поведенческая генетика.

       ПСИХОГЕННЫЙ (от греч. psychogen) – духовно обусловленный (напр., известные физиологические проявления – сердцебиение от страха, неврозные болезненные симптомы).

       ПСИХОГРАФИЯ (от греч. psyche душа и graphein – писать) – описание личности.

       ПСИХОЗЫ (от греч. psychosis одушевление) – душевные нарушения, особенно душевные болезни, иллюзорная фантазия, которая сводит на нет или изменяет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения и делает человека одержимым. Коллективы и группы людей также впадают в психоз (массовый психоз, психоз страха, паника и т.д.).

       ПСИХОИД (от греч. psyche – душа и eidos – вид) – духовные образования или силы. У Дриша часто имеет смысл энтелехии.

       ПСИХОКИНЕЗ, телекинез-в парапсихологии воздействие концентрированной на материальном предмете мысли, при котором этот предмет передвигается или меняет форму. Физический эффект психокинеза находится в противоречии с когнитивной природой экстрасенсорного воздействия, др. категории парапсихологических феноменов. Левитация считается основанной на силах психокинеза; ее проявления обычны, хотя часто основаны на мошенничестве при демонстрации магии. В экспериментах по психокинезу испытуемый старается мысленно или усилием воли воздействовать на бросаемую кость так, чтобы она упала определенной стороной. Экспериментальные данные, как и в др. областях парапсихологии, являются малоубедительными.

       ПСИХОЛИНГВИСТИКА (от греч. psyche – душа и лат. lingua – язык) учение о душе или жизни языка; см. Сигнифика.

       ПСИХОЛОГИЗМ – воззрение, согласно которому психология является основой философии – и всей философии в целом, и ее отдельных дисциплин, особенно логики (как считает, напр., В. Вундт). Психологизмом также называют утверждение, что психология является вообще единственной наукой, поскольку объекты всех наук есть, как заявляют эмпириокритицизм и позитивизм, только определенным способом познанные ощущения и комплексы ощущений. Противоположность – антипсихологизм.

       ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – систематическое применение тестов для количественного измерения психофизических показателей способностей, а также для прогноза психологических проявлений. Тест представляет собой способ получения отклика, по которому можно судить о поведении индивида в др. ситуациях. Тесты подразделяются на три осн. категории. Тесты способностей и тесты интеллекта (определение коэффициента интеллекта) применяются для определения будущих возможностей и успехов в обучении и рассуждениях. Вторая категория – тесты достижений – оценивают достигнутый уровень академических или интеллектуальных возможностей. Школьные экзамены, количественно измеряющие знания ученика, также входят в эту группу. Третьей осн. категорией являются тесты личности. Они часто используются в клинической психологии и психиатрии для диагностики психических нарушений. Следует учитывать, что при психологическом тестировании психологические характеристики и интеллект не поддаются прямому измерению и их оценки должны выводиться из поведенческих проявлений. Необходимость делать выводы является компонентом любого психологического тестирования. Главным критерием ценности любого теста является его валидность, т.е. степень точности измерения того показателя, который исследуется с его помощью. Эмпирическая, или предсказательная, валидность теста определяется с помощью сравнения его результатов с поведенческими показателями испытуемого в соответствующих ситуациях. Наибольшие трудности представляет валидизация тестов личности. Любое предполагаемое личностное качество, лежащее в основе поведения индивида, называется конструктом. Если испытуемые, имеющие высокие и низкие показатели при тестировании данного конструкта, по-разному ведут себя в сходных ситуациях, то тест обладает конструктной валидностью. Тесты также оцениваются по их надежности: тест считается надежным, если результаты, показанные испытуемым при повторениях тестирования, оказываются сходными. Надежность может зависеть от исследователя, оценивающего выполнение теста, время проведения тестирования, несоответствие содержания теста исследуемой области. Методики и категории тестирования различны. Открытые тесты, предполагающие широкий диапазон возможных ответов, типичным примером которых является тест-эссе, дают испытуемому больше свободы. К таковым относятся проективные тесты, где интерпретируются ответы испытуемых на неоднозначные стимулы. Закрытый тест, предполагающий единственный набор правильных ответов, как и тест с выбором ответов из заранее определенных вариантов, считается полностью объективным. Тесты, требующие короткого или однословного заполнения пропуска в предложении, сочетают элементы открытых и закрытых тестов. Поведенческие тесты (напр., для определения координации движений в раннем детстве) требуют от испытуемого др. форм активности. Скорость и сила (способность достигать результата независимо от времени) представляют собой факторы, учитываемые при составлении тестов; в большинстве случаев требуется их сочетание. Др. типы тестирования – метод шкалирования, при котором значения стимула расположены на линейной (прямой) шкале, где отражаются, напр., установки, оценки качества, предпочтения, уровни признаков или свойств; метод наблюдения психолога за испытуемым в лишенных сценария драмах, называемых социодрамами, или психодрамами, что дает возможность судить о личностных характеристиках; метод применения стандартизованных тестов, которые дают возможность сравнения реакции испытуемого с нормой. Разнообразные тесты были разработаны для выделения и измерения различных качеств интеллекта. Англ, психолог Чарлз Э. Спирмен предложил теорию единственного общего фактора интеллекта, лежащего в основе всех умственных действий. Джой Пол Гилфорд, напротив, создал модель, включающую 120 различных факторов интеллекта. Индивидуальные показатели по некоторым подобным тестам широко используются в целях профессиональной ориентации, отбора персонала и определения его профессиональной пригодности. См. также Глубинная психология, Ассоциативный тест.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: