Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, 10 страница

       ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (род. 10 марта 1772, Ганновер – ум. 12 янв. 1829, Дрезден) – нем. философ и поэт. В Шлегеле особенно ярко отразилась философская судьба романтики. Незадолго до своей смерти он следующим образом характеризовал свою собственную эволюцию: 1788-1798 – неотчетливые взгляды и поиски; 1798 – 1808 – стремление к оформлению философских и эстетических взглядов, которое привело к философии всеобъемлющего Я; 1808-1818 – переход к католицизму, повиновение и подчинение разума церковным истинам; 1818-1828 – мистическая личная жизнь, послушание церкви. Философские произв.: «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1829; «Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830; «Werke», 15 Bde., 1846.

       ШЛЕЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фридрих Эрнст Даниель (род. 21 нояб. 1768, Бреслау – ум. 12 февр. 1834, Берлин) – нем. теолог и философ. В тесной связи с нем. идеализмом и романтикой он создал имеющую протестант, уклон философию созерцающего мышления, связанного с Богом и миром. Смягчая идеалистические спекуляции Канта и Фихте, требовал обратить большее внимание на духовно-исторические реальности, однако не в их изолированности, а в единстве с Целым и Вечным. Религия – ощущение единства с этим Вечным. Она основывается на чувстве «простой» зависимости, а именно зависимости от Бога. В идее Бога мыслится абсолютное единство идеального и реального и исключаются всякие противоречия, в понятии же мира полагается относительное единство идеального и реального в противоречивой форме. Поэтому Бог мыслится не как тождественный миру и не как отделенный от мира (см. Панентеизм). Вещи считаются зависимыми от мира в такой мере, в какой они обусловлены естественной связью; поэтому непосредственное восприятие Бога, т.е. чудо, невозможно. Человек включен в божественную природную связь, и поэтому между нравственным законом и законом природы нет никакого радикального различия. Каждому индивиду присуще собственное значение, так что каждый индивид призван развивать свой собственный прообраз. В осуществлении индивидуальности, заложенной в личности идеально, состоит свобода личности. Этику Шлейермахер рассматривает как учение о добре, добродетели и долге. Всеобщий закон долга, согласно ему, гласит: действуй в каждый момент, собрав все нравственные силы и стремясь ко всем нравственным целям. Осн. произв.: "Reden ьber die Religion an die Gebildeten unter ihren Verдchtern», 1799 (рус. пер. «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим». М., 1911); «Monologe», 1810 (рус. пер. «Монологи». М., 1911); «Grundlinien einer Kritik der bisherigen Sittenlehre», 1803; «Entwurf einer Systems der philosophischen Ethik», 1835; «GrundriЯ der philosophischen Ethik», 1841; «Dialektik», 1839; «Platons Werke» (перевод), 6 Bde., 1804-1828; «Psychologie» (оставленные после смерти материалы и лекции), 1862.

       ШЛИК (Schlic) Мориц (род. 14 апр. 1882, Берлин – ум. 22 июня 1936, Вена) – австр. философ, физик и логик; профессор в Ростоке, Киле, Вене, в 1931-1932 – в БерклИ (Калифорнийский ун-т); основатель Венского кружка (см. Неопозитивизм); представитель эмпирического реализма. Испытав влияние Р. Карнапа и Л. Витгенштейна, разрабатывал гл. о. проблему истины, теорию познания, вопрос об априорном характере логики и математики. Он полагал, что существует возможность априорного синтетического суждения, и пытался физически разрешить психофизическую проблему. Задача философии – логическое разъяснение понятий. Кроме того, Шлик исследовал понятия пространства, времени, мадерии, причинности, вероятности, органического, ценности, гедонизма, свободы воли, этического мотива. Осн. произв.: «Lebensweisheit», 1908; «Raum und Zeit in der gegenwдrtigen Physik», 1917; «Gesammelte Aufsдtze», 1938; '«Fragen der Ethik», 1930; «Les enonces scientifiques et la realite du monde, exterieur», 1934; «Natur und Kultur», 1952.

       ШМИДТ (Schmidt) Генрих (род. 15 дек. 1874, Гойбах, Тюрингия – ум. 2 мая 1935, Йена) – нем. биолог и натурфилософ. Директор Геккелевского архива в Йене; будучи учеником и ревностным защитником Геккеля, выступил как поборник монистической теории, имеющей этическое направление. Осн. произв.: «Der Kampf um die Weltrдtsel», 1900; «Wцrterbuch der Biologie», 1911; «GoetheLexikon», 1913; «Geschichte der Entwicklungslehre», 1918; «Mensch und Affe», 1932; «Ernst Haeckel, Denkmal eines groЯen Lebens», 1934.

       ШНАЙДЕР (Schneider) Райнхольд (род. 15 мая 1903, Баден-Баден – ум. 6 апр. 1958, Фрейбург) – нем. философ истории; стремился познать и. выразить христ. смысл истории – преодолевая время, которое я переживаю и с которым борюсь в самом себе; от чисто «трагического» линия развития идет к радикальному христианству в смысле преемственности, которая упорядочивает все ценности наследия и покоящееся на нем пророчество. Осн. произв.: «Das Leiden des Camoes oder Untergang und Vollendung der portugiesischen Macht», 1930; «Las Casas vor Karl V, Szenen aus der Konquistadorenzeit», 1937; «Der groЯe Verzicht», 1950; на рус. яз.: Иэбр. произв., 4 т., 1953. •

       ШНЕЙДЕР (Schneider) Герман (род. 29 апр. 1874, Пфорцгейм) – нем. философ; профессор в Лейпциге (1923 – 1939). На него оказали влияние В. Виндельбанд и Г. Риккерт, В. Вундт и К. Лампрехт. Метафизику он считал учением об обработке предметов познания. Осн. произв.: «Religion und Philosophie», 1912; «Kultur und Denken der Babylonier und Inden», 1910; «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1923. В двух больших томах «Die Kulturleistungen der Menschheit» (19271932) Шнейдер описывает культурные достижения человечества начиная с каменного века. Кроме указанных работ, написал следующие: «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1921; «Nachklang einer Philosophie zum Zweck», 1947; «Pestalozzi», 1925.

       ШОЛЬЦ (Scholz) Хенрих (род. 17 дек. 1884, Берлин – ум. 30 дек. 1956, Мюнстер) – нем. философ; профессор в Мюнстере (с 1928); главный представитель логистики в Германии. Осн. произв.: «Religionsphilosophie», 1921; «Geschichte der Logik», 1931; «Logistik», 1933; «Was ist Philosophie?», 1940; «Metaphysik als strenge Wissenschaft», 1941; «Fragmente eines Platonikers», 1941; «Grundzьge der mathematischen Logik», 1961.

       ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (род. 22 февр. 1788, Данциг – ум. 21 сент. 1860, Франкфурт-на-Майне) – нем. философ. После прерванной им педагогической деятельности в Берлине (с 1820) был приват-доцентом во Франкфурте-на-Майне (с 1832). Его философия основывается на двух положениях: 1) мир – воля в себе; 2) мир – представление для меня (главное произв. – «Мир как воля и представление», 1819). Все, что существует для познания, т.е. весь этот мир, представляет собой объект, связанный с субъектом, созерцание того, кто созерцает, одним словом – представление. Следовательно, нет субъекта без объекта, как и нет объекта без субъекта. Но этого познания, по Шопенгауэру, недостаточно. Мы спрашиваем, не есть ли мир нечто большее, нечто иное, чем представление, а если это так, то что он такое? В этой связи мы устанавливаем следующее: субъект познания, проявляющийся в качестве индивида, находит, что воля является его внутренней сущностью, исходя при этом из опыта своего тела. Тело дано как две совершенно различные сущности: как представление, как объект среди объектов, но в то же время и как то, непосредственно знакомое каждому, что обозначается словом «воля». Следовательно, тело – объективация воли; воля – в-себе-бытие тела. Это познание – венец сущности всякого явления природы; все объекты в соответствии с их внутренней сущностью должны быть тем, что мы называем волей в нас. Воля есть вещь в себе. Дальнейшая рефлексия приводит к тому, что в качестве воли рассматривается и внутренняя сущность всех сил: силы, которая побуждает развиваться растение; силы, благодаря которой происходит кристаллизация; той силы, которая обращает магнит к Северному полюсу, которая в выборе родственного вещества проявляется как отталкивание и притяжение, разъединение и объединение; наконец, даже тяжесть, которая во всей материи действует с такой силой, что устремляет камень к земле, Землю – к Солнцу. И только пространство и время есть то, посредством чего равное и единое в их сущности и понятии оказываются различными, оказываются множеством с параллельным или последовательным отношением частей; воля как вещь в себе лежит вне всякого времени и пространства, а также и вне каузальности; она не имеет основания и цели, она беспричинна и непознаваема; поскольку она представляется объективному познанию, обнаруживается, что во времени и пространстве она подчиняется принципу индивидуации (Principium individuations) и благодаря этому становится волей к жизни. Ступенями объективации воли – от наиболее всеобщих сил природы до деятельности человека – являются платоновские идеи. Объекты, определенные благодаря пространству и времени (представления), рассматривает наука, руководствующаяся принципом каузальности. Вследствие этого только гений искусства – благодаря чистому созерцанию и необычной силе фантазии – способен познать вечную идею и выразить ее в поэзии, изобразительном искусстве, музыке. Музыка занимает совершенно особое высокое положение, т. к. она не только, подобно др. видам искусства, отражает идеи, но и является непосредственной объективацией в нас мировой воли. Особое воздействие шопенгауэровская метафизика искусства оказала на Вагнера и Ницше. Воля всегда должна находиться в стремлении, ибо стремление – ее единственная сущность, которой не ставится в конце никакой достижимой цели и которая при этом не способна ни к какому конечному удовлетворению, т.е. счастью. Со всей силой своего красноречия Шопенгауэр изображает жизненные страдания во всех их формах и действиях, страдания, от которых нет иного спасения, кроме уничтожения воли к жизни, что в конце концов означает снятие принципа индивидуации, переход в небытие (нирвану). Это уничтожение вытекает из изучения принципа индивидуации, из нового познания себя в чуждых явлениях и имеет своим следствием справедливость и сострадание. Сострадание является фундаментом морали. Чувство сострадания относится не только к человеку, но, что особенно подчеркивает Шопенгауэр, равным образом и к животным. Кроме указанной работы, Шопенгауэром написаны: «Ьber die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde», 1813 (рус. пер. «О четверичном корне закона достаточного основания», 1892); «Ьber den Willen in der Natur», 1836 (рус. пер. «О воле в природе», 1892); «Die beiden Grundprobleme der Ethik», 1841 (рус. пер. «Две осн. проблемы этики», 1896); «Parerga und Paralipomena», 2 Bde., 1851 (рус. пер. «Афоризмы и максимы», 1891 – 1892).

       ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА – распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл. философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители, ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику, религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период – Уильям Гамильтон.

       ШПАНН (Spann) Отмар (род. 1 окт. 1878, Вена – ум. 8 июля 1950, Нейштифт, Бургенланд) – австр. социолог и философ; профессор в Вене; примыкал к универсализму философии Платона и Аристотеля, к нем. мистицизму и нем. идеализму и создал в общих чертах учение о категориях, в центре которого стоит категория «целостность». С этих позиций он боролся против индивидуализма, эмпиризма, механицизма и материализма как в философии, так и в социологии. Осн. произв.: «Wirtschaft und Gesellschaft», 1907; «Die Haupttheorien der Volkswirtchaftslehre», 1914; «Der wahre Staat», 1921; «Kategorienlehre», 1924; «Gesellschaftsphilosophie», 1928.

       ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (род. 28 мая 1880, Бланкенбург, Гарц – ум. 8 июня 1936, Мюнхен) – нем. представитель философии культуры. Известен благодаря своему осн. произв. «Der Untergang des Abendlandes. UmriЯ einer Morphologie der Weltgeschichte», 1918 (рус. пер. «Причинность и судьба. Закат Европы». Пг., 1923), в котором он рассматривает культуры, образующие мировую историю, как организмы с ограниченной, определяемой им приблизительно в тысячу лет длительностью жизни. Он хочет предсказать будущее западной культуры, сравнивая ее с исчезнувшей греч. культурой. Западная культура, по его мнению, уже вступила в такую стадию цивилизации, на которой начинается ее неумолимая фатальная гибель. Его книга в период между двумя мировыми войнами имела необыкновенный успех, потому что была проникнута основанной якобы на исторических фактах враждебностью духу, которой придерживались тогда сторонники философии жизни (Эрнст Юнгер, Людвиг Клагес и др.), а также широкие круги образованной публики (см. Ожидание гибели). Но, уже тогда сильно критикуемая, сейчас она обсуждается во все более неблагоприятном тоне в основном из-за обнаружившегося в ней дилетантизма (Шпенглер признавался в том, что всегда принципиально презирал философию ради самой философии) и культа фактов («факты важнее, чем истина»). В целом Шпенглер представлял весьма плоский позитивизм, упрощающий трудную проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действительности. Позже он написал еще ряд работ: «PreuЯentum und Sozialismus», t920; «Der Mensch und Technik», 1931; «Politische Schriften»; «Gedanken», 1941.

       ШПЕТ Густав Густавович (род. 26 марта 1879, Киев – ум.. 23 марта 1940, пос. Колпашево Томской обл., в тюрьме НКВД) – рус. философ, последователь феноменологии Э. Гуссерля; профессор Московского ун-та (с 1918). Его научные интересы были разнообразными: от истории и методологии наук до эстетики и психологии. Знание 17 современных европейских языков он использовал для перевода большого количества работ по философии, психологии, логике и эстетике. Он был создателем Ин-та научной философии, Вольной философской ассоциации творческой и вузовской интеллигенции (1919, Петроград), Кабинета этнической психологии, совместно с Г.Челпановым – Московского психологического ин-та. Им опубликован целый ряд значительных исследований по истории западноевропейской философии; ему принадлежат историко-философские очерки мировоззрения П.Д. Юркевича, П.Л. Лаврова, А.И. Герцена. Шпет пытался найти «первоначала» и «принципы бытия», которые называл «смыслами», «эйдосами», «идеями». Обнаружение их смысла в опыте достигается через раскрытие интуитивных актов человеческого разума, трактовавшихся в духе рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница. Перевел на рус. яз. «Феноменологию духа» Гегеля (опубликована в 1959). Полагал, что философия языка является основой философии культуры. Осн. соч.: «Явление и смысл», 1914; «История как проблема логики», ч. I, 1916; «Сознание и его собственник», 1916; «Очерк развития рус. философии», ч. I, 1922 (полностью работа напечатана в сб. «Очерки истории рус. философии», Изд-во Уральского ун-та, 1991); «Эстетические фрагменты», вып. 1-3, 1922-1923; «Внутреняя форма слова», 1927; «Введение в этническую психологию», вып. 1, 1927.

       ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин – ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) – нем. психолог, философ, педагог, с 1920 – профессор в Берлине, с 1946 – в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии – вопрос о сущности понимания (см. Понимание) как способе постижения смыслового содержания явлений объективного духа. В зависимости от особенностей, способности духовного постижения, а также в зависимости от ценности и смысла схватываемого содержания Шпрангер различает шесть форм жизни (по одной на каждую область культуры) – шесть осн. человеческих типов: 1) теоретический; 2) экономический; 3) эстетический; 4) социальный; 5) человек силы; 6) религиозный человек. В своих работах в области культуты и педагогики Шпрангер рассматривал античность, христианство и нем. идеализм как силы, породившие современную жизнь. Если сначала его устремления были весьма сходны с идеалами гуманизма в духе В. Гумбольдта, то позже он все настойчивее ставит перед индивидом задачу самоформирования с учетом культурных ценностей и государственной морали, ибо только они обеспечивают целостность структуры индивида (см. также Структурная психология, Всемирное благочестием). Осн. произв.: •«Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft», 1905; «Lebensformen», 1914; «Zur Psychologie des Verstehens», 1918; «Die Psychologie des Jugendalters», 1942; «Volk, Staat, Erziehung», 1930; «Weltfrцmmigkeit», 1940; «Die Magie der Seele», 1947; «Pestalozzis Denkformen», 1947; «Goethes Weltanschauung», 1949; «Kulturfragen der Gegenwart», 1953.

       ШРЁДИНГЕР (Schrцdinger) Эрвин (род. 12 авг. 1887, Вена – ум. 4 янв. 1961, там же) – австр. физик-теоретик; лауреат Нобелевской премии 1933; профессор в Берлине, Оксфорде, Граце, Генте. С 1939 – директор основанного им Institute for advanced studies в Дублине; разработал квантовую механику и волновую теорию материи (см. Волновая механика). Осн. произв.: «Abhandlungen zur Wellenmechanik», 1927; «Vier Vorlesungen ьber Wellenmechanik», 1928; «Zur Kritik der naturwissenschaftlichen Erkenntnis», 1932; «Space-Time structure», 1950; на рус. яз.: «Что такое жизнь с точки зрения физики?», 1946.

       ШТАММЛЕР (Stammler) Рудольф (род. 19 февр. 1856, Альсфельд – ум. 25 апр. 1938, Вернигероде) – нем. представитель философии права; профессор в Берлине (с 1916); последователь Канта. Социальным идеалом философии права, по Штаммлеру, является общность людей, объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. С позиций юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им с экономическим детерминизмом. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству. Осн. произв: «Wirtschaft und Recht nach materialistischer Geschichtsauffassung», 1896; «Die Lehre vom richtigen Recht», 1902; «Lehrbuch der Rechtsphilosophie», 1922; «Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrдge», 2 Bde., 1925.

       ШТЕЙН (Stein) Хенрих, барон (род. 12 февр. 1857, Кобург – ум. 20 июня 1887, Берлин) – нем. философ; был воспитателем в доме Рихарда Вагнера, оказавшего на него сильное влияние; приватдоцент в Галле (1881), в Берлине (1884), где он примкнул к Дильтею, позднее временами был близок к Ницше. Представитель эстетического иррационализма, искусство рассматривал как выражение мировоззрения, а эстетику в связи с этим как основу философии. Считал, что содержание вещи постижимо не разумом, а только «чувствительной душой». Осн. произв.: «Die Ideale des Materialismus» 1878; «Die Entstehung der neueren Дsthetik», 1886; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 1897; «Giordano Bruno», 1900; «Idee und Wekt», 1940.

       ШТЕЙНБЮХЕЛЬ (Steinbьchel) Теодор (род. 15 июня 1888, Кёльн – ум. 11 февр. 1949, Тюбинген) – нем. теолог и философ; профессор (с 1941). Представитель христ. социализма («Sittliche Ideen des Sozialismus», 1921; «Lassalle und der deutsche Idealismus», 1926; «Karl Marx, Gestalt, Werk und Ethos», 1946), пытавшегося доказать наличие в марксизме некоторых идеалистических тенденций и относительную правомерность материалистического понимания истории. Его соч.: «Umbruch des Denkens», 1936; «Existentialismus und chritlicher Ethos», 1947; «Dostojewski», 1947, – являются вкладом в философию экзистенциализма. Штейнбюхель пытался согласовать божественные заповеди с требованиями конкретного положения человека. Им написаны также: «Das Grundproblem der Hegeischen Philosophie», 1933; «Mensch und Gott», 1952. Из собр. его соч. по духовной истории в 1950 появился т. I под названием «Sozialismus».

       ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф (род. 27 февр. 1861, Хорватия – ум. 30 марта 1925, Дорнах, близ Базеля) – нем. философ-мистик, писатель. Издал (1883- 1897), после предварительного изучения, работы Гёте по естествознанию; с 1902 – генеральный секретарь нем. секции теософического общества; основал в 1912 антропософическое общество (см. Антропософия). Осн. произв.: «Goethes Weltanschauung», 1897; «Theosophie», 1904; «Wie erlangt man Erkenntnisse der hцheren Welten?», 1909; «Die Geheimwissenschaft im UmriЯ», 1910; «Die Rдtsel der Philosophie», 1914; «Vom Menschenrдtsel», 1916; «Von Seelenrдtseln», 1917; «Mein Lebensgang», 1925.

       ШТЕЙНТАЛЬ (Steinthal) Хейман (род. 16 июня 1823, Грёбциг – ум. 14 марта 1899, Берлин) – нем. философ; профессор (с 1863). Виднейший (наряду с Лацарусом и Вундтом) представитель народной психологии, проявил себя также как языковед (один из основателей т. н. психологического направления в языкознании, автор звукоподражательной теории происхождения языка). Осн. произв.: «Der Ursprung der Sprache», 1851; «Grammatik, Logik, Psychologie», 1855; «AbriЯ der Sprachwissenschaft», 2 Tie., 1861 – 1871. См. также Лацарус.

       ШТЕРН (Stern) Вильям (род. 29 апр. 1871, Берлин – ум. 27 марта 1938, Поукипси, США) – нем.-амер.. психолог и философ; в 19J6-1933 – профессор в Гамбурге; основатель дифференциальной психологии. В философии является представителем «критического персонализмам, согласно которому сущность личности определяется не ею самой, а сопоставлением ее с «вещью». Штерн одним из первых применил тесты, ввел понятие коэффициента интеллектуальности. Осн. произв.: «Person und Sache. System des kritischen Personalismus», 3 Bde., 1906-1924; «Die differentielle Psychologie», 1911; «Psychologie der frьhen Kindheit», 1914 (рус. пер. «Психология раннего детства до шестилетнего возраста». Пг., 1922); «Methodensammlung zur Intelligenzprьfung», совместно с Вигманом, 1920.

       ШТЕФФЕНС (Steffens) Хенрик Хрод. 2 мая 1773, Ставангер – ум. 13 февр. 1845, Берлин) – норв. философ и поэт; в 1811 – 1831 – профессор в Бреслау, затем в Берлине; представитель философии религии (лютеран.) протестантизма, а также естествоиспытатель романтического направления и натурфилософ; историю развития людей рассматривал как зеркальное отражение развития мира. Осн. произв.: «Grundzьge der philosophischen Naturwissenschaft», 1806; «Anthropologie», 2 Bde., 1824; «Was ich erlebte (Selbstbiographie)», 10 Bde., 1840-1844 (самое значительное его произв. со множеством интересных сведений о современной ему эпохе).

       ШТИРНЕР (Stirner) Макс, псевдоним Каспара Шмидта (род. 25 окт. 1806, Байрейт – ум. 26 июня 1856, Берлин) – нем. философ; сторонник Гегеля и Фейербаха; левый гегельянец, теоретик анархизма. Пытался в своем главном произв. – «Единственный и его собственность» (рус. пер. 1922) – доказать, что единственной реальностью является индивид, Я, что нечто лишь постольку имеет ценность, поскольку оно служит Я: у Меня нет ничего, кроме Меня. Философия Штирнера является образцовым, классическим примером последовательного эгоизма.

       ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (род. 27 янв. 1808, Людвигсбург – ум. 8 февр. 1874, там же) – нем. теолог и философ; автор ряда работ: «Жизнь Иисуса» (1835-1836), «Чудеса Христа» (1840), «Старая и новая вера» (1872). В последней работе он рассматривает следующие вопросы: 1) Являемся ли мы еще христианами? (Нет.) 2) Есть ли еще у нас религия? (Да, пантеизм.) 3) Как постигаем мы мир? (С помощью естественно-научных, т.е. эмпирических, индуктивных методов, с позиции теории развития.) 4) Как упорядочиваем мы нашу жизнь? Штраус отрицал историческую достоверность евангельских притч и рассматривал их только как результат мифотворчества. Кроме того, он издал биографии: Ульриха фон Гуттена (3 т., 1858-1860) и Вольтера (1870). Его переписка с Ф. Т. Шифером (1836-1851) была издана в 1852.

       ШТУМПФ (Stumpf) Карл (род. 21 апр. 1848, Визентхейд, Нижняя Франкония – ум. 25 дек. 1936, Берлин) – нем. психолог и философ; профессор (с 1894). В основном занимался психологическими проблемами восприятия тона и поэтому благожелательно относился к музыковедению. Логику и теорию познания строил на основе психологии, не впадая, однако, при этом в психологизм. Проводимое им под влиянием Брентано отделение явления (т.е. чувственного содержания образов, сохраняющихся в памяти) от функций (актов, состояний, переживаний) оказало большое влияние на Гуссерля. По его мнению, прогрессивное развитие в сфере психического не всегда подчинено прогрессивному развитию в сфере физического. Осн. произв.: «Tonpsychologie», 2 Bde., 1883-1890; «Erscheinungen und Funktionen», 1907; «Zur Einteilung der Wissenschaften», 1907; «Die Anfдnge der Musik», 1911 (рус. пер. «Происхождение музыки». Л., 1927); «Gefьhl und Gefьhlsempfindung», 1928; «Erkenntnislehre», 1939-1940.

       ШУЛЬЦЕ (Schulze) Готлоб Эрнст (род. 23 авг. 1761, Гельдрунген – ум. 11 янв. 1833, Гёттинген) – нем. философ; профессор в Гёттингене (с 1810). Противник Канта, учитель Шопенгауэра, представитель скептицизма. В своей теории познания обратился с вескими аргументами против старого смешения восприятия с представлением. Осн. произв.: «Дnesidemus oder... Verteidigung des Skeptiszismus gegen die AnmaЯungen der Vernunftkritik», 1792; «Kritik der theoretischen Philosophie», 2 Bde., 1801.

       ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (род. 5 мая 1836, Бриг – ум. 29 марта 1913, Бреслау) – нем. философ; профессор в Грейфсвальде; представитель крайней имманентной философии. По Шуппе, действительность существует только постольку, поскольку она дана сознанием. Собственная личность, проявляющаяся в сознании, представлена особым постоянством и длительностью как сознание Я и как сознание тела. О др. (чужой) личности (сознании) можно только сделать вывод. В целом же, согласно Шуппе, бытие есть сознание, объект – представление. Осн. произв.: «Erkenntnistheoretische Logik», 1878; «Grundzцge der Ethik und Rechtsphilosophie», 1882; «GrundriЯ der Erkenntnistheorie und Logik», 1894; «Die immanente Philosophie», 1897.

       ШУТКА – комический контраст в жизненной ситуации, вызывающий смех, отмечающий одновременно и различие и связи. Обозначает также способность подмечать этот контраст и наглядно его изображать. При этом шутка большей частью скользит по поверхности и не охватывает ситуацию в целом, как это свойственно юмору.

       ШЮЦ (Schьtz) Альфред (род. 1899, Вена – ум. 1959, Нью-Йорк) – австроамер. философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939 в США. В философской теории выступил с разработкой нетрансцендентальной феноменологии, близкой к экзистенциализму. Предложил свою версию понимающей со-циологии, пытаясь решить поставленную Гуссерлем задачу – восстановить связь абстрактных научных категорий с миром повседневности, непосредственности знания и деятельности. Занимался исследованиями мотивов социального действия, форм и методов обыденного познания, структуры человеческого общения, рациональности. Осн. труды Шюца опубликованы в «Collected papers», v. 1-3, The Hague, 1962-1966.

       ЭББИНГАУС (Ebbinghaus) Герман (род. 24 янв. 1850, Бармен – ум. 26 февр. 1909, Галле) – нем. психолог; с 1905 – профессор; в основном работал в области психологии внимания; представитель «психофизического параллелизма» с некоторыми элементами материализма. Осн. произв.: «AbriЯ der Psychologie», 1908 (рус. пер. «Очерк психологии», 1911).

       ЭББИНГАУС (Ebbinghaus) Юлиус (род. 9 нояб. 1885, Берлин – ум.?) нем. философ; с 1930 – профессор в Марбурге, исследователь Канта. Большая часть его работ посвящена философии права, социологии, философии государства. Согласно его учению, единственной целью государства является осуществление права. Осн. гражданские права, появляющиеся как результат жизни общества, уже содержат в себе социальный долг государства – предотвратить пролетаризацию граждан. Осн. произв.: «Relativer und absoluter Idealismus», 1910; «Ьber die Fortschritte der Metaphysik», 1931; «Zu Deutschlands Schicksalswende», 1946; «Kant und das 20. Jahrhundert», 1954.

       ЭВБУЛИД ИЗ МИЛЕТА – древнегреч. философ 4 в. до P. X., принадлежал к мегарской школе, известен благодаря изобретению нескольких софизмов (напр., т. н. «Лжеца»); см. «Лжец".

       ЭВГЕМЕР – древнегреч. философ 4-3 вв. до Р. X., из школы киренаиков; был известен своим учением (которое позднее вошло в историю религии как «эвгемеризм») о том, что боги – могущественные, выдающиеся люди глубокой древности, которых народ впоследствии идеализировал.

       ЭВДЕМ С РОДОСА – древнегреч. философ, перипатетик; наряду с Теофрастом был одним из значительнейших учеников Аристотеля и занимался вопросами этики. Одно из произв. Аристотеля называется «Эвдемова этика».

       ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. eudamonia блаженство) – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Представители эвдемонизма – Сократ, Эпикур, Спиноза, Лейбниц, Шефтсбери, Фейербах, Штраус, Зигварт, Дюринг, Зидвик, X. Бехер, Спенсер и др. Получил распространение также социальный эвдемонизм, который полагал возможным стремиться к наибольшему счастью наибольшего числа людей (см. Бентам). Все добродетели отдельного индивида имеют смысл лишь постольку, поскольку они служат этой цели. Государство, все его институты, мероприятия и законы также являются средством для достижения той высшей цели. Эвдемонизм, становящийся социальным, превращается в утилитаризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: