double arrow

Мужа зову я великим, кто сам свой творец и ваятель, 8 страница

       ХОЛЛ (Hall) Гренвил Стэнли (род. 1 февр. 1846, Ашфилд, Массачусетс – ум. 24 апр. 1924, Уорчестер, Массачусетс) – амер. психолог, с 1881 профессор в Ун-те Джонса Хопкинса в Балтиморе, где организовал первую лабораторию экспериментальной психологии; представитель теории этически целенаправленной психической эволюции. Осн. произв.: «Youth, its education, regimen and hygiene», 1907; «Founders of modern psychology», 1912; «Life and confession of a psychologist», 1923.

       XOMAHC (Homans), Джордж Каспар (род. 11 авг. 19U), Бостон) – амер. социолог и социальный психолог, необихевиорист, один из создателей теории малых групп. За основу анализа принял «элементарное социальное поведение», т.е. непосредственные контакты между индивидами, что, по его мнению, позволяет осмыслить функционирование социальных систем на различных уровнях. Предложил для описания социального поведения универсальный внеисторический набор ценностей и условий, восходящих к периоду свободной конкуренции. Осн. труды: «Social behavior. Its elementary forms», 1961; «The nature of social science», 1967.

       ХОМЯКОВ Алексей Степанович (род. 1 мая 1804, Москва – ум. 23 сент. 1860, с. Ивановское ныне Липецкой обл.) – рус. религиозный философ, публицист и поэт, один из основоположников славянофильства. Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только христ. церкви, но и процессов познания и творчества, человека и общества (союза индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органическое единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ всеединства и личности в рус. религиозной философии (В.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П. Карсавин, С.Л.Франк). Существование человека динамично, ибо он наделен способностью устремляться к Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое, состояние, истинная вера (включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может постичь истину. В рус. крестьянской общине видел одну из важнейших особенностей развития России, а в православии – единственный источник просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной цивилизации. Произв. Хомякова были изданы в «Поли. собр. соч.», т. 1-8. М.ч 1900-1904.

       ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (род. 14 февр. 1895, Штутгарт – ум. 7 июля 1973, Нюрнберг) – нем. философ и социолог, директор Ин-та социальных исследований (1931-1965), в 1934-1949 в эмиграции в США. Будучи одним из основателей франкфуртской школы, совместно с Адорно выработал программу идей этой школы в «Dialektik der Aufklдrung» (1948). В центре внимания Хоркхаймера – проблемы исторической антропологии с критикой «массовой культуры». Главной задачей социальных теорий видел предотвращение тоталитаризма путем содействия сохранению всех тех культурных элементов, которые выработало либерально-демократическое общество. Осн. произв.: «The eclipse of reason», 1947; «Sociologica», 2 Bde., 1962 (совм. с Т. Адорно); «Kritische Theorie», Bde. 1-2, 1968.

       ХОУМ (Home) Генри (род. 1696, Кеймс, Беркшир – ум. 27 дек. 1782, Эдинбург) – шотл. философ, с 1763 верховный судья в Шотландии. Его книга «Elements of criticism» (3 vol., 17621765) принадлежит к важнейшим произв. философии Просвещения, написанным под влиянием «Критики способности суждения» Канта. Хоум, подытоживший и объединивший работы своих предшественников – Хатчесона, Берна и Герарда, – исследует психологические элементы художественного произв., связанные по принципу ассоциации, различие между эмоцией и страстью, закон эстетической гармонии, виды прекрасного, согласование, пропорцию и т. д. Характеризуемая идеалистической эстетикой гегельянцев как «лишенная понятия», эстетика Хоума находит свое продолжение только в индуктивной эстетике. В своей этике Хоум является сторонником учения о моральном чувстве (moral sense), которое он развивает в своей работе «Essays on the principles of morality and natural religion», 1751.

       ХРИСИПП (род. 281/278 – ум. 208/205 до Р. X., Солы или Таре, в Каликии) – древнегреч. философ; возглавлял школу в Стое, а также считался ее вторым основателем; создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

       ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – полемика христ. веры с господствующей современной философией (А. Демпф). Христ. философия начинается с отцов церкви 3 в. (см. также Александрийская философия). Хотя многие отцы церкви отрицали философию, она все же утвердилась в церкви, в особенности начиная с Августина, как христ. философия. Однако лишь с 13 в., т.е. с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник «естественного света», а теология – как источник «сверхъестественного света». В эпоху Гуманизма и Возрождения это различие снова стирается, чтобы в эпоху Реформации уступить место резкой вражде между философией и теологией. Позднее христ. философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда стало обычным выражение Philosophia perennis.

       ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (род. l янв. 1484, Вильхаус, кантон Санкт-Галлен – ум. 11 окт. 1531: погиб в битве при Каппеле, кантон Цюрих) – швейц. реформатор и гуманист. Находился под сильным влиянием философии стоиков и платонизма эпохи Возрождения (особенно под влиянием Фичино). Бог – «высшее благо»; через провидение он манифестирует себя всегда и всюду. Потерянность человека заключается в его греховности и в его трагическом положении на земле, но, несмотря на это, он все же является связующим звеном между землей и небом. Осн. философские произв.: «Von gдttlieber und menschlicher Gerechtigkeit», 1523; «De providentia», 1530.

       ЦЕЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – высшая степень ценности акта (жизнь, сознание, деятельность, страдание, сила, свобода воли, провидение), который придает ценность личности, обусловливает ее этическую ценность. Целевая деятельность содержит в себе в качестве моментов остальные акты ценности, но в первую очередь она является индифферентной (так же как и сам акт ценности) по отношению к ценности цели или отсутствию таковой (следствие человеческой свободы). «Благо не является ни идеальным бытием ценности, ни ее сущностью, оно не есть также чистое реальное существование полноценного, но лишь телеология ценностей в реальном мире или выбор их по принципу величины ценности» (N. Hartmann. Ethik, 1935). См. Этика.

       ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ (лат. finalis направленный к определенной цели) – целевая определенность (в противоположность каузальности – причинной определенности), целенаправленность, когда лежащую в основе цель характеризуют как конечную причину (causa finalis, см. Конечная цель). Целесообразность возможна, поскольку ход мировых событий везде каузально детерминирован,, тем самым поддается исчислению внутри известных границ и может направляться целеполагающим сознанием (водопад, где течение воды является причинно обусловленным, может приводить в движение турбину, в этом случае падение воды становится целесообразным); см. Каузальность.

       ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЙ – устройство или поступок, которым присуща некоторая цель. Целесообразные поступки и устройства, не относящиеся к области человеческой жизни (а также и высших животных) называют «целенаправленными». Целесообразным является также определенный вид связи, взаимодействия, взаимозависимости функций, который служит сохранению организма. Вплоть до кон. 19 в. такое понятие целесообразности считали, исходя из каузально-механической картины мира, пригодным лишь для описания фактов, встречающихся в биологии. Но с тех пор стало ясно, что объективная целесообразность является contradictio in adjectio и что даже неживой предмет, для того чтобы быть целесообразным, нуждается в некоторой инстанции, дающей цель, которой этот предмет должен служить. При любых условиях целесообразное событие является событием конечным. Очевидная целенаправленность развития органических особей – явное стремление к совершенной форме – не поддается причинному объяснению на основе понятия наследственности; ср. Энтелехия, Неоламаркизм. По мнению Ницше, целесообразность в природе есть дело случая.

       ЦЕЛОСТНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – см. Гештальт.

       «ЦЕЛОСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» – современное направление в психологии, которое, в противоположность современной ассоциативной психологии и психологии элементов, методически ориентировавшимся на точное естествознание, исходит из целостности изначального переживания. Путем описания и расчленения – в пределах этого изначального переживания как целого – целостная психология исследует его целостную структуру, а также вплетенные в нее психические гештальтобразования (формообразования). См. также Гештальттеория, Структурная психология.

       ЦЕЛОСТНОСТЬ – завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология). В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету. Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

       ЦЕЛЬ – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные явления природы (см. Целесообразность), что считается невозможным, напр., в детерминизме и материализме. Вопрос о том, имеется ли в области биологического субстанция, полагающая цель, является спорным (см. Энтелехия, Виртуальности гипотеза). Кант в своей «Критике способности суждения» называл понятие цели «чужаком в естествознании». Объяснение явлений природы при помощи целей называется телеологией. См. также Целесообразный.

       ЦЕЛЬС (Celsus; греч. Kelsos) – рим. философ-платоник второй пол. 2 в.; первый высказал принципиальные возражения против христианства. Бог, не изменившись в плохую сторону, не может приблизиться к человеку; христ. учение не представляет собой ничего оригинального, оно уходит своими корнями в восточную мифологию; применение на практике христ. учения угрожает опасностью государству. По вине противников Цельса осн. его соч. «Истинное слово» не получило известности, однако оно было подробно изложено в направленном против него полемическом соч. Оригена.

       ЦЕНЗУРА (лат.) – в психоанализе образное представление тех сил, которые стремятся не допустить в сознание бессознательные мысли и желания.

       ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ – см. Аксиология. (по Ницше) устанавливает ценности; см. Философия ценностей.

       ЦЕННОСТЬ – то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением (П. Менцер). Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. Наличие множества человеческих потребностей и способов чувствования объясняет существование разнообразия оценок: то, что для одного имеет большую ценность, для другого – малую или вообще никакой. С формальной точки зрения ценности делятся на позитивные и негативные (малоценность, отсутствие ценности), на относительные и абсолютные, на субъективные и объективные. По содержанию различаются вещные ценности, логические, этические и эстетические ценности: приятное, полезное и пригодное; истина, добро, прекрасное. Фон Ринтелен в своей логике ценностей пытался бороться с релятивистскими и историческими течениями, основывающимися на таком понимании: суть какой-либо неизменной идеи ценности, напр. любви, заключается в том, что она способна иметь различные степени интенсивности и реализоваться в самых различных видах: эрос, агапе, любовь к людям, социальная любовь. Н. Гартман осуществил синтез кантовского априоризма и материальной этики ценностей Аристотеля: имеется существующее для себя царство ценностей, настоящий kosmos noetos, который находится по ту сторону действительности, так же как и по ту сторону сознания. Вопрос о сущности ценности он относил к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам; см. Этика ценностей. Ницше сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ценностные оценки являются для него «физиологическими требованиями сохранения определенного способа жизни»; в них выражается «воля к власти». Он требовал и пытался осуществить переоценку всех ценностей и «упорядочение их по рангам». Высшую ценность воплощает в себе великий человек, который

       ЦЕНТРИРОВАНИЕ (в психологии) см. Гешталът.

       ЦЕПНОЙ СВЯЗИ ТЕОРИЯ – в старой психологии теория, 'Согласно которой естественное образование групп в восприятии начинается с соединения двух соседних элементов сознания на почве их тяготения друг к другу по содержанию и заканчивается продолжением или накоплением таких соединений. Теория цепной связи уступила место гештальтной теории связи (см. Связь).

       ЦЕРКОВЬ (от греч. kyriakon – дом Господний) – в христианстве название здания, в котором происходит богослужение, или здания религиозной общины или в целом название всей совокупности всех религиозно-христ. общин в стране или вообще на всей земле. Церковь как религиозная организация, основанная самим Христом, есть мистическое «тело Христово»; см. Corpus mysticum. Решающее значение для ее развития и теоретического обоснования имели деяния апостола Павла. С точки зрения христианства, церковь – общественное чудо, которое соответствует явлению человеку Бога в образе Христа и выступает как бы его продолжением. От единой церкви, находившейся под властью папы, в И в. отделились греч. и др. восточные церкви, которые больше не признавали верховной власти пап. От рим.-католич. церкви (см. также Католицизм) откололась в 16 в. протестантская (см. Протестантизм), которая тотчас же снова распалась – на реформатскую и лютеранскую церкви. Внутри них существует много сект.

       ЦЗЫ СЫ (5 в. до Р.Х.) – кит. философ, внук Конфуция, учение которого он изложил в систематической форме в таких фундаментальных трактатах, как «Чжунюн» («Учение о середине») и «Дасюе» («Великое учение»).

       ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civis гражданин) – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно технико-механического культуре как царству органически-жизненного, и утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В настоящее время цивилизация – это то, что дает «комфорт», это – удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой. Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие моральные и физические требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом (см. Техника), что у него не остается ни времени, ни сил для культуры и он часто больше не ощущает внутренней потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным.

       ЦИГЛЕР Леопольд (Ziegler) (род. 30 апр. 1881, Карлсруэ – ум. 25 нояб. 1958, там же) – нем. представитель философии религии и философии истории. Первоначально был сторонником Э. Гартмана, впоследствии пытался осуществить новый синтез, вытекающий из осознания необходимости и возможности объединения противоположностей во всех областях. В «Gestaltwandel der Gцtter» (1920) он излагает историю развития религиозного сознания в Европе, начиная с греч. мифов и кончая современным освобождением мира от Бога. Неизменным здесь, по Циглеру, остается лишь «тенденция к религии», т.е. «потребность и желание, целеустремленность, инстинкт, воля к созданию Бога». В своей книге «Der europдische Geist» (1929) он различает магическую, пневматическую, телеологическую, каузальную и функционально-математическую фазы европейского духа. Др. осн. произв.: «Das heilige Reich der Deutschen», 2 Bde., 1925; «Ьberlieferung», 1936; «Menschwerdung», 2 Bde., 1948-1949; «Die neue Wissenschaft», 1951; «Das Lehrgesprдch vom Allgemeinen Menschen», 1956.

       ЦИЕН (Ziehen) Теодор (род. 12 нояб. 1862, Франкфурт-на-Майне – ум. 29 дек. 1950, там же) – нем. психиатр, психолог и философ, профессор в Галле (1917 – 1930), позитивист. Стремился одновременно дать психологии естественно-научное обоснование и обоснование со стороны наук о духе. Психологизму и логицизму противопоставляет «гигноменологическое» (Gignomen – становящееся, данное, переживаемое) понимание логики: логическими законами является то, что едино для каузальных и параллельных закономерностей, как физических, так и психических. Осн. произв.: «Leitfaden der physiologischen Psychologie», 1891; «Die Grundlagen der Psychologie», 1915; «Erkenntnistheorie», 3 Bde., 19341936; «Vorlesungen ьber Дsthetik», 2 Bde., 1923-1925; «Die Grundlagen der Charakterologie», Bd. 2, 1930.

       ЦИКЛОИД (от греч. kyklos – круг) человек с отклоняющимися, по Эрнсту Кречмеру, от нормы формами, которые занимают промежуточное положение между здоровым -и болезненным состоянием. Этим формам присущи в некоторой степени осн. психические симптомы циркулярных (маниакально-депрессивных) психозов. Циклоидные люди являются преимущественно общительными, добродушными людьми, с которыми можно договориться, которые понимают шутку и принимают жизнь такой, какова она есть. Они ведут себя естественно и открыто, у них много друзей. В их темпераменте часто есть теплота и мягкость. Циклоиды, у которых депрессивные явления выражены в более яркой форме, часто являются обходительными одиночками, не относящимися, однако, враждебно к обществу людей; см. Шизоид, Конституция.

       ЦИКЛОТИМИКИ (от греч. kyklos круг и thymos – чувство) – одна из двух больших групп, определяемых, по Э. Кречмеру, конституцией; др. группа – шизотимики. Циклотимиками преимущественно являются люди с пикнической конституцией; их настроение колеблется между возвышенным (веселым) и депрессивным (мрачным), психический темп – от подвижного до малоподвижного. Психическая живость выражается посредством форм мимики и телодвижений, всегда «откровенных», естественных, адекватных импульсу. Экспериментально среди др. типов склонностей различают склонность к целостному пониманию, к усиленному восприятию цвета и к экстенсивному, неустойчивому вниманию. С точки зрения всего комплекса жизненных установок и поведения по отношению к среде циклотимики являются преимущественно людьми, склонными к растворению в окружающей среде и современности, людьми сердечными, естественными, непосредственными, цельными.

       ЦИНИКИ – см. Киники.

       ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (род. 5 сент. 1857, с. Ижевское Рязанской губ. – ум. 19 сент. 1935, Калуга) – рус. мыслитель и ученый, разработавший «космическую философию». Это своеобразный монизм, противополагавшийся им как религиозному дуализму духа и тела, так и пессимистическому материализму, не ответившему на вопрос о вселенских целях жизни. По его теории, сходной с инд. и теософскими учениями о переселении душ, все формы и ступени материи одушевлены, а в основе находится «атом» – бессмертное элементарное существо, которое претерпевает различные превращения, путешествуя из одного конгломерата (организма) к другому. Обмен атомами в космосе побуждает все разумные существа к заботе о мировом целом. Состояние космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих сил жизни и разума над уравнительными тенденциями, а сам космологический процесс есть ряд циклических усовершенствований бытия. Работал 'над вопросами о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную. Осн. труды опубликованы в «Собр. соч.», т. 1-4. М., 1951-1964.

       ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (род. 3 янв. 106, Арпинум – ум. (политическое убийство) 7 дек. 43 до Р. X., Формиа) – рим. политик и философ, блестящий оратор. Его заслугой является то, что он познакомил римлян с греч. философией, по-своему интерпретировав ее; причислял себя к новоакадемической школе. Как скептик, он избегал аподиктических суждений. В этике и теологии был сторонником учения Стой (Посидония). Его работы оказали сильное влияние на представителей Возрождения и Гуманизма (Петрарку, Эразма). Осн. соч. включены в «Избр. соч.». М, 1975.

       ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (род. 8 июня 1794, Нижнегород. губ. – ум. 26 апр. 1856, там же) – рус. философ, мыслитель и публицист. Родоначальник рус. религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-исторического процесса, Чаадаев утверждал, что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом. Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью. Чаадаев считал, что рус. народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины, давно известные в др. странах, в России только открываются. Для того чтобы сравниться с др. народами, мы должны пройти сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое положение России между Западом и Востоком как бы предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира. Чаадаев делал вывод: должно произойти сближение России с Западом и воссоединение рус. правое лав. церкви, мистический дух которой должен быть при этом усвоен Западом, с католич. церковью, строгую организацию которой он хотел использовать в России. За это по приказу Николая I был объявлен душевнобольным и взят под надзор. Осн. произв.: «Философические письма», 1836; «Соч. и письма», т. 1-2. М., 1913-1914.

       ЧАСТНЫЕ НАУКИ – науки, стоящие вне узкой сферы философии (математика, естественные науки, юриспруденция и наука о государстве, медицина, педагогика, история, философия, археология, искусствоведение, литературоведение, музыковедение и т. д.), в отличие от философии как таковой, которая по отношению к частным наукам выступает как общая наука, ибо дает частным наукам принципы метода исследования.

       ЧЕЛОВЕК – высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе); и те и др. восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических – функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир. Но все это грозит человеку имеющей далекие последствия опасностью потери инстинкта и опасностью противоестественной жизни, вызываемой оттеснением инстинктов. Вследствие того что душа, в известной степени самостоятельная, противостоит телу, возникает вопрос об отношении души и тела. Над областью сознания и души человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы. Благодаря своей единственной в некотором роде телесно-душевнодуховной организации только человек является личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим (состоящим в придании формы внешнему материалу) достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения; на этой основе развиваются речь и письмо, способность создавать технические конструкции, сбор и понятийная обработка наблюдений и знаний, а также все более увеличивающееся разделение труда и совместный труд, возрастающая сила идейного воспитания и моральной ответственности, расширяющееся познание природы и господства над природой (см. Культура). Именно идейное воспитание и самопознание человек все больше ставит на службу своего самоформирования. Зависимость человека от природы, с одной стороны, его духовно-культурное возвышение над природой – с другой, привела к различным с философской точки зрения толкованиям сущности человека и его целей, что отразилось прежде всего в мифах различных религий о сотворении человека. Наиболее продолжительным в вопросе толкования человека было влияние Ветхого завета. Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, или познавательной способности, в его способности к образованию политической общности. Христ. средневековье видело в нем, с одной стороны, подобие Бога, а с другой – творение земных демонических сил. В 18 в. в человеке различали чувственное явление и «сверхчувственную» разумную сущность. Последнее из названных понятий стало затем исходным пунктом для идеала Гуманизма, который учил, что все люди обладают идеальной физически-душевнодуховной способностью к совершенствованию. Сегодня сущность человека видят в том, что он отличает ценностное (см. Этика) от целесообразного, полезного, приятного. Способность оценивать находится в связи со способностью схватывать существо дела с помощью понятий и делать его наглядным средствами искусства, так же как и способность наделения смыслом личностей, предметов, явлений. Вокруг существенного и значительного возникает микрокосмос индивида. Сущность человека и его место в мире исследует философская антропология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: