Des Organischen», 1909); см. также Витализм

       ЭКЗЕГЕЗА (греч.) – разбор, объяснение, истолкование, в особенности Библии; метод истолковывания текстов называется экзегетическим.

       ЭКЗЕМПЛЯРИЗМ (от лат. exemplar – образец, пример) – учение о Боге как прообразе, отражением которого является все земное и конечное; см. Идея. Экземпляризм представлен Фомой Аквинским.

       ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах. Нужно различать три формы т. н. экзистенциализма: 1) экзистенциальная онтология Хайдеггера ("Sein und Zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; 2) экзистенциальное озарение К. Ясперса («Philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; 3) экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин («L'Etre et le neant», 1943). Его философия – это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику. Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом». Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после первой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер): понятие экзистенциализма впервые введено К. Ясперсом («Die geistige Situation der Zeit», 1931), наиболее четко выразил его Мартин Хайдеггер. Для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (Шелер). Во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во Францию, где он представлен гл. о. Жаном Полем Сартром и Габриэлем Марселем. Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьёркегором (см. Диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. Состояние, Страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. Решимость). Экзистенциализм антирационалистичен. Он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. Озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. Неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также Мышление по воспоминанию). Экзистенциальное мышление – это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому «мыслителю» (см. Установка) открывается истина, существенное в вещах. Рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь. Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. Осн. принцип человеческого существования – это быть-в-мире, причем «мир» – это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». Бытие-в-мире – это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по Хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. Существование- «выходит в мир». Благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. Познание); только теоретически изолированное «сознание» становится вторичным источником этого противопоставления. Эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями. Уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. Интенция). Согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. Следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира. Согласно экзистенциализму, мир – то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также Коммуникация). Существование – это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также Фактичность, Историчность); оно необходимо именно в том виде, как оно есть. Существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя. Подлинное существование есть существование в качестве экзистенции. Речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего; характеристика бытия – это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле. Фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние – страх, осн. структура самого существования – забота, «бытие-при» – озабоченность, совместное бытие с другими – это общая забота. Неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного Man (см. также Забвение), благодаря Man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное. Ставить-себя-пред-лицом-смерти – это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти. В смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования. Согласно Ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. Познание), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра. Осн. различие между Хайдеггером и Ясперсом заключается в том, что Ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как Хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл. Экзистенциализм Хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией. Понимание Сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов; новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi). Экзистенциализм Марселя – христ., близкий к экзистенциализму Ясперса. Экзистенциализм – философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель – внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы. Как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего Р. М. Рильке в своих поздних произв. и Франц Кафка в своих романах «Процесс» (1915) и «Замок» (1922).

       ЭКЗИСТЕНЦИАЛИИ – способы человеческого существования, категории человеческого бытия; у Хайдеггера это прежде всего страх, затем – бытие-в-мире, забота, понимание, настроенность, заброшенность (см. также Экзистенциализм).

       ЭКЗИСТЕНЦИЯ (от лат. exsistentia) существование в его простой фактичности; экзистенциальный – относящийся к существованию, ссылающийся на него. У Хайдеггера экзистенция – это «бытие того сущего, которое открыто для откровенности бытия, в которой оно находится благодаря тому, что переносит ее» («Was ist Metaphysik?», 1949); это сущее человек; переносить что-нибудь имеет значение «заботиться о чем-нибудь» (см. Забота). См. также Мир, Экзистенциализм.

       ЭКЗОГЕННЫЙ (от греч. ехо – вне, снаружи и genos – род, происхождение) – возникший под влиянием чего-то внешнего, вызванный внешней причиной, напр. болезнью. Противоположность – эндогенный.

       ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч. – направленный вовне) – доступный и понятный также тем, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам. Противоположность – эзотерический.

       ЭКИВОК (от лат. aequivocus – многозначный, двусмысленный) – увертка, двусмысленность; двусмысленный намек, а также двусмысленное обозначение, которое имеет два или несколько значений, напр. перо (1 – перо птицы, 2 – перо, которым пишут, 3 – деталь часового механизма и т. д.).

       ЭКЛЕКТИК (от греч. eklegein – выбирать) – тот, кто не создает собственной философской системы, основывающейся на едином принципе, и не присоединяется ко взглядам какого-либо одного философа, а берет из различных систем то, что находит правильным, и все это связывает в одно более или менее законченное целое. Эклектицизм господствовал в поздней греч. и александрийской философии; это слово часто имеет побочное значение: «неоригинальный», «нетворческий». В этом смысле говорят об эклектицизме в области искусства. Эклектиками слывут, в частности, Карнеад, Цицерон, философы-популяризаторы эпохи Просвещения, В. Кузен.

       ЭКОЛОГИЯ (от греч. 6ikos – жилище, местопребывание и logos – понятие, учение) – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания. Впервые термин «экология» ввел в 1866 нем. биолог Эрнст Геккель. Любой вид организмов в ходе эволюции приспосабливается к условиям своего бытия, стремясь достичь во всех связях с неорганической природой и др. формами жизни важных преимуществ перед иными видами существ, живущих в тех же условиях. В результате тысячелетней эволюции образовалась динамическая равновесная система в живой природе – биосфера. С развитием промышленно-практической и социальной деятельности человека увеличились масштабы его вмешательства в естественно сложившиеся связи природной среды, последствия которого часто наносят непоправимый вред биосфере, нарушают баланс естественных процессов (отравление воздушной и водной среды, почвенного покрова, гибель лесов, наступление пустынь и т. д. и т. п.). Все это ставит перед экологией задачу определения допустимых границ воздействия на природу, т. к. существование ее в качестве равновесной системы является непременным условием существования человечества. Задача экологии как науки – искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

       ЭКОНОМИЯ (греч.) – домашнее хозяйство, хозяйствование, наука о хозяйстве. Принципы хозяйствования: добиться наилучших результатов при минимальной затрате средств, достигнуть цели, приложив минимум усилий (однако эти условия должны быть достаточными, чтобы не стать затраченными впустую). В философии «экономия мышления» – желание охватить максимум предметов мысли (познания), затратив минимум мыслительных средств (понятий, суждений). Этот принцип Авенариус («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил», 1876) и Max («Die цkonomische Natur der physikalischen Forschung», 1882) считают осн. принципом всякого мышления и научного труда и полагают, что он, собственно, характерен для организованного, целенаправленного и осмысленного метода исследования современных наук о фактах; см. также'Минимум. Маркс («К критике политической экономии», 1859) говорит об экономической структуре общества, имея в виду совокупность производственных отношений, в которые люди вступают в процессе производства товаров и обмена ими. Эти отношения (что имеет решающее значение для марксистской теории) не зависят от человеческой воли. Они соединяют людей и соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Экономическая структура, согласно Марксу, представляет собой реальный базис, на котором воздвигается в качестве идеологической надстройки (см. Идеология) духовная жизнь общества с ее продуктами (наукой, искусством, правом, политикой, конституцией и т. п.).

       ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum – проба, опыт) – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Эксперимент в современном смысле является со времени Галилея и Фр. Бэкона одним из важнейших средств исследования.

       ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – исследование психических явлений с помощью экспериментальных, методов наблюдения, теста и анкеты; основана Фехнером, Вебером, Гельмгольцем, Вундтом и др. в сер. 19 в.; применяется преимущественно в области психологии чувств, а также при исследовании высшей психической деятельности (памяти, процессов мышления и воли). См. также Психотехника.

       ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ (лат.) находящийся вне познающего сознания.

       ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio разъяснение) – см. Объяснение; Развертывание; эксплицировать – объяснять, разъяснять; е х p l i с i t e – подробно, развернуто, раздельно, определенно, ясно.

       ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis – быть вне себя) – исступление, восторг; высшая, близкая к умопомешательству степень упоения, при которой появляются слуховые и зрительные галлюцинации. Греч, метафизики верили, что во время экстаза собственно Я человека покидает его тело и в него входят Бог или Муза, которые говорят его устами (см. Энтузиазм). Во время экстаза, по утверждению Плотина, восточных и христ. мистиков (напр., Бернара Клервоского), совершается слияние души и Бога, возвышение духа, ведущее к живому познанию Бога (cognito Dei experimentales), а не к туманному чувству единения с мироосновой, о котором гово•рит пантеистическая мистика. Понятие экстаза (в виде «экстазиса») было вновь подхвачено экзистенциалистской философией и истолковано как «пребывание в ничто», или – вследствие смешения смыслового содержания понятий «экстази» и «экзистенция» – как «пребывание вовне».

       ЭКСТЕНСИЯ (от лат. extensia) расширение (см. Протяженность), res extensa (см. Res); экстенсивность – распространение, размер, объем; экстенсивный – расширяющийся, связанный с увеличением, распространением.

       ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. exterior – внешний) – процесс порождения внешних психических проявлений человека (действий, высказываний) через преобразование внутренних структур, сложившихся на основе штериоризации внешней социальной человеческой деятельности.

       ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra вне и verto – поворачиваю, обращаю) – обращенный вовне; понятие психологии, восходящее к К. Г. Юнгу, который различает экстравертивные и интровертивные типы личности; первый в мышлении и поведении открыт для внешних влияний, второй «обращен внутрь», замкнут, отворачивается от мира.

       ЭКСТРАМУНДАЛЬНЫЙ (лат.) – внемировой.

       ЭКСТРАСЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (ЭСВ) – восприятие, происходящее независимо от известных сенсорных процессов. В эту категорию обычно включаются: телепатия, или передача мыслей на расстоянии; ясновидение, или сверхчувственная информация о предметах и явлениях, возможно никому более не известная; предсказание, или знание будущего. Научное изучение этих и родственных феноменов началось в кон. 19 в., наибольшее подтверждение существования ЭСВ было получено в экспериментах с раскладыванием карт. -Испытуемые пытаются определить символы, изображенные на картах, информация о которых скрыта от них по условиям эксперимента. Количество правильных ответов, превышающее их вероятностное распределение при статистически значимом числе проб, рассматривается как свидетельство наличия ЭСВ. Хотя многие ученые продолжают сомневаться в существовании ЭСВ, лица, претендующие на обладание соответствующими способностями, иногда используются при поисках пропавших людей или предметов (см. Психометрия).

       ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (род. ок. 1260, Хохгейм, близ Готы – ум. осень 1327, Кёльн) – нем. философ-мистик, доминиканец; в 1303 – 1311 – провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 – профессор в Париже, с 1313 – в Страсбурге и с 1320 учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирался на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему нем. мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. – сохранение, т.е. сохранение естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» образует восприятия; на основе восприятий разум создает понятия. Разум, через который мы «воспринимаем» Божью волю, память и волю, Экхарт соотносит с Сыном, Святым Духом и Отцом (Троицей). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и сотворенной сущностью (телесной природой). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни – в познании Бога и возвращении к Богу; эту возможность дают добродетельная жизнь, аскетизм (отрешенность от всего телесного) и прежде всего добрые дела на благо ближних; пассивного созерцания недостаточно. Через милосердие Божие может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). Осн. произв. – «Schriften und Predigten», 1919 (рус. пер. «Проповеди и рассуждения», 1912).

       ЭЛЕАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – обобщение учения философов-элеатов (см. Греческая философия). Дискурсивное мышление безошибочно судит о том, существуют вещи или нет. Ничто непосредственно данное не должно безоговорочно приниматься за действительность, напротив, все должно заключать в себе возможность рационального обоснования. Только объяснимое действительно. Того, что нельзя вместить в свободные от противоречий высказывания, не существует. То, что противоречие между наличностью и объяснимостью есть следствие недостаточности тех понятий, которыми мы располагаем, не подлежит никакому обсуждению. Этот принцип, который был и остается до нашего времени одним из определяющих в европейской философии, лежит в основе как рационализма, так и агностицизма. Элеатическому принципу противопоставляется принцип феноменологии: «К вещам как таковым».

       ЭЛЕАТЫ – школа в греческой философии.

       ЭЛЕКТРОН (греч. – янтарь) атом отрицательного электричества, элементарный квант электричества; см. Константы.

       ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПОНЯТИЯ – см. Категориальный анализ.

       ЭЛЕМЕНТОВ ДУХИ – согласно средневековому мировоззрению, духи (эльфы), живущие в элементах. Парацельс различал духов Огня (саламандры), Воды (ундины), Воздуха (сильфы, сильфиды) и Земли (гномы, домовые). Ср. Гёте («Фауст», сцена в кабинете): «Саламандра, пылай! Ты, Сильфида, летай! Ты, Ундина, клубись! Домовой, ты трудись!»

       ЭЛЕМЕНТЫ (от лат. elementum стихия, первоначальное вещество) – в греч. философии первовещества (см. также Архе), а именно огонь, вода, воздух, земля, а также (как пятый элемент; лат. – квинтэссенция) либо эфир, либо ночь. В инд. философии различались следующие элементы: огонь, ветер, земля, вода, эфир; в кит. философии – металл, земля, дерево, вода, огонь; в средневековой алхимии, с одной стороны, различались такие элементы, как влажный – сухой, холодный – теплый, с др. стороны – сера, соль, серебро. После того как Юнгиус выдвинул положение о том, что Земля представляет собой огромное множество элементов, Бойль дал научное определение элемента как вещества, неразложимого на еще более простые вещества. В настоящее время известно более 100 элементов. В переносном смысле элемент – составная часть.

       ЭЛИТА (франц. elite – лучшее, избранное) – понятие в социологии, обозначающее высшие привилегированные слои в обществе, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры. Теория элиты развивалась еще Платоном, Карлейлем, Ницше, но как система взглядов была сформулирована в 20 в. Вильфредо Парето, Гаэтано Моской, Ч.Р. Миллсом и др. Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей, а самих элит насчитывают, как правило, пять: политическая, экономическая, административная, военная и идеологическая, – которые уравновешивают друг друга и предотвращают возникновение тоталитаризма. К экономической элите причисляют, напр., крупных бизнесменов, капитанов индустрии, финансовых магнатов, несомненно являющихся незаурядными творческими личностями, наделенными прозорливостью, инициативой и предприимчивостью. По теории элиты, любой человек, наделенный этими чертами и при известном везении, может войти в элиту.

       ЭЛЛИНИЗМ (от греч. hellen – грек) греко-рим. философия в период от Александра Великого (356 – 323 до Р. X.) до Августина и в более позднюю эпоху – до конца Древнего мира (сер. 6 в. после Р. X.); см. Греческая философия. Эллинистически и – относящийся к эллинизму; эллинский, греческий.

       ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (род. 6 янв. 1912, Бордо) – франц. философ, социолог и юрист, активный участник экуменистического движения. Социальный прогресс рассматривает как порабощение человека технологий и поглощение личности массовым потребительским обществом, способствующим тому, чтобы люди ради материальных благ, которые дают развивающиеся наука и техника, приносили в жертву индивидуальные свободы и духовные ценности. В конце концов технические средства становятся самоцелью «технологического общества», в котором люди становятся типичным придатком к машине. Революционные движения называет исторической аномалией, негативной реакцией масс на социально-экономический и научно-технический прогресс. Революция как стихийный бунт в конечном счете приводит к результатам, прямо противоположным ожидаемым, разрушает демократию и прокладывает прямой путь тоталитарным режимам. Единственную альтернативу порабощению людей «технологическим обществом» и их отчуждению видит в развитии индивидуальной, трансцендентной свободы воли, совпадающей с религиозным обновлением человечества. Осн. произв.: «Le fondement theologique du droit», 1946; «La technique ou Penjeu du siecle», 1954; «Propagandas», 1962; «L'illusion politique», 1965; «Autopsie de la revolution», 1969; «De la revolution aux revoltes», 1972; «L'apocalypse», 1975; «L'empire du non-sens: l'art et la societe technicienne», 1980.

       ЭМАНАЦИЯ (от лат. emanatio – истечение) – истечение из единого, целого. По учению неоплатоников и гностиков, мир есть эманация божества, которое, однако, при этом остается неизменным. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как «Бог», но и как «первоединое», «одно и все» (см. также Всеединство). В противоположность эманацизму, учение об истории развития предполагает развитие от низшего к высшему.

       ЭМЕРДЖЕНЦИЯ (от лат. emergere появляться, выносить на поверхность) – понятие в англ, метафизике, которая учит, что вещи возникают из мировой основы, состоящей из пространственно-временных точек и благодаря «выносящему на поверхность развитию» (эмерджентная эволюция) поднимающейся все выше; причем они во все возрастающем количестве наделяются категориями и качествами. Главные представители эмерджентной философии – К. Л. Морган и С. Александер.

       ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (род. 25 мая 1803, Бостон – ум. 27 апр. 1882, Конкорд, близ Бостона) – амер. философ; был дружен с Карлейлем, познакомил Северную Америку с нем. идеализмом. Сам он называл себя «бесконечным искателем без прошлого», отклонял в принципе догматизм философских школ и систем и боролся против материализма и прагматизма. В его философии можно различить три осн. момента: 1) дух есть единственно реальное, он является носителем божественного; имманентные мысли о божественном существуют как в природе, так и в душе; 2) центральное метафизическое значение души как первоисточника ценностей и истин; философия есть возникающий в самой человеческой душе взгляд на строение мира; 3) одушевление всей природы или понимание ее как духовного абсолюта: природа есть все и все есть природа, также и душа; дух есть сверхдуша. Эмерсоновский идеал личности есть сама себя формирующая, идеалистически-активная личность; чем сильнее личность человека, тем в большей степени он является «репрезентативным» – намек на (абсолютную) истину. Особенным успехом пользовалась его работа «Essays on representative men» (1849). Осн. философские произв.: «Nature», 1836; «Essays», 1841 – 1844; «Complete works», 14 vol., 1890.

       ЭМОЦИЯ (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный – относящийся к чувству, продиктованный чувством; у Н.Гартмана – также ведомый стремлением; эмоциональное мышление – мышление, находящееся под влиянием чувства, настроения.

       ЭМПАТИЯ – способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки. Данный термин был введен в начале 20 в. как эквивалент нем. einfьglung и по аналогии со словом «симпатия». Термин «эмпатия» часто (но не исключительно) применяется по отношению к эстетическим переживаниям. Наиболее очевидный пример – актер или певец, искренне переживающий исполняемую роль. При соприкосновении с др. произв. искусства зритель может, путем своего рода интроекции, чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит или воспринимает. Использование эмпатии является важной частью методов психологического консультирования, предложенных амер. психологом Карлом Роджерсом.

       ЭМПЕДОКЛ из Акраганта (род. 487/82, Акрагант – ум. 424/23 до Р. X., Пелопоннес) – древнегреч. философ и врач. Приписывал себе власть над магическими силами; врач, жрец и чудотворец, Эмпедокл был почитаем своими учениками как Бог. Говорят, что Аристотель называл его изобретателем риторики. В соответствии с мистикой орфизма Эмпедокл учил, что нет возникновения и исчезновения в собственном смысле, а есть лишь смешение и разделение, соединение и разъединение неизменных элементов, которые не возникают и не исчезают. Этих элементов он насчитывал четыре: огонь, воздух, вода, земля. Из первоначального состояния абсолютного смешения, в котором не существует отдельных вещей, постепенно развивается состояние абсолютного разделения элементов, из последнего – снова состояние смешения, и так до бесконечности. Движущими силами этого развития Эмпедокл называет Любовь и Вражду (дружбу и раздор, склонность и отвращение) – они попеременно приходят к безраздельному господству. Что касается живых существ, то в первую очередь из земли проросли растения, потом возникли животные, причем вначале это были головы без шей и туловища, руки без плеч, глаза без лица; эти существа-части соединялись между собой, но сохранялись и размножались лишь жизнеспособные творения (мысль о том, что выживает наиболее приспособленный). Таким же путем произошел человек, который познает лишь то, что наиболее близко и подобно ему, ибо подобное всегда познается подобным.

       ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria опыт) – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте (см. Позитивизм, Прагматизм). Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им, во всяком случае, решающую роль. Противоположность – рационализм. Уже средневековый номинализм был эмпиристическим. Основателем гносеологического эмпиризма в новой философии, развивавшегося в тесной связи с прогрессом в области современного экспериментального естествознания, является Локк, основателем методологического эмпиризма – Фрэнсис Бэкон; главный представитель эмпиризма в 19 в. – Дж. Ст. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

       ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ – основанная Р. Авенариусом философская система «чистого опыта», критический эмпиризм, который стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».

       ЭМПИРИЧЕСКИЙ – 1) соответствующий эмпиризму; 2) основанный на опыте.

       ЭНДОГЕННЫЙ (от греч. endon внутри и genos – род, происхождение) – возникший в результате внутренних предрасположений или причин; противоположность – экзогенный.

       ЭНДОТИМНЫЙ (от греч. endon внутри и thymos – дух, чувство) – в учении о характерах обозначение «внутренних» состояний, чувств, стремлений, желаний, настроений и т. д., которые переживаются как ядро, сущность личности. Теория слоев, прилагаемая к характеру, отличает эндотимную основу, к которой принадлежит также бессознательное, от «личной надстройки» (сознательной воли, логического мышления). С точки зрения психологии подобные подразделения сомнительны.

       ЭНЕРГЕТИЗМ – учение об энергии. Основатель естественно-научного энергетизма – Роберт Майер (1814-1878). Философский энергетизм как мировоззрение сводит все существующее и происходящее к энергии, в т. ч. и материю, дух, которые в его понимании суть не что иное, как формы проявления энергии. Главный представитель этого энергетизма – Вильгельм Оствальд, построивший на этой основе обширную философию природы и культуры, вершиной которой является энергетический императив: «Не растрачивай понапрасну никакую энергию, используй ее!»

       ЭНЕРГИЯ (от греч. energeia – деятельность) – в философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое-либо достижение, дело (греч. ergon); это слово равнозначно активности, решительности, волеустремленности человеческого поведения. Ко времени, охватывающему период приблизительно от Галилея и до сер. 19 в., относится возникновение физического понятия энергии, которое означало способность при определенных условиях произвести, ускорить, затормозить движение, изменить его направление или быть порожденной движением. Место этого понятия энергии в современной физической картине мира определяется «законом сохранения энергии», согласно которому различные виды энергии при соответствующих условиях могут превращаться один в другой, однако энергия в целом и при всех превращениях остается равной самой себе (по количеству). Этот принцип открыл Роберт Майер (см. также Энергетизм). Закон сохранения энергии был развит в «закон энергии-массы», согласно которому энергия может превращаться в массу (и наоборот) по формуле: энергия равняется массе, умноженной на квадрат скорости света (Е = т • с2); 1 кг массы соответствует, т. о., энергии приблизительно в 25 000 миллионов кВт • ч.

       ЭНЕСИДЕМ – древнегреч. философ из Кносса; учил в 70-х годах до Р. X. в Александрии, восстановил учение Пиррона, был основателем новой школы скептиков, которые выдвигали десять «тропов» (т. н. «скептические тропы», способы опровержения) для оправдания сомнения.

       ЭНТЕЛЕХИЯ (от греч. entelecheia завершение, осуществленность) – по Аристотелю, форма, которая осуществляется в веществе; активное начало, которое превращает сначала возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности к завершению. Энтелехия как актуальная деятельность называется Аристотелем также и энергией. Энтелехией тела, которая осуществляется в формировании, изменениях и деятельности тела, является, согласно Аристотелю, душа. Понятие энтелехии содержится во всех телеологических системах (см. Телеология), особенно у Фомы Аквинского и Лейбница. Для Гёте энтелехия есть «момент вечности», который пронизывает тело жизнью. В современной натурфилософии энтелехией называют действенную мощь, которая не является такой слепой, как физические природные силы, а наполнена смыслом, как человеческие действия. Энтелехия есть нечто реальное, но эта реальность не физическая или психическая, а метафизическая (Конрад Мартиус). См. также Витализм.

       ЭНТРОПИЯ (от греч. entropia – поворот, превращение) – часть внутренней энергии замкнутой системы или энергетической совокупности Вселенной, которая не может быть использована, в частности не может перейти или быть преобразована в механическую работу. Точное определение энтропии производится с помощью математических расчетов. Наиболее отчетливо эффект энтропии виден на примере термодинамических процессов. Так, тепло никогда совершенно не переходит в механическую работу, преобразуясь в др. виды энергии. Примечательно, что при обратимых процессах величина энтропии остается неизменной, при необратимых, наоборот, неуклонно возрастает, причем этот прирост происходит за счет уменьшения механической энергии. Следовательно, все то множество необратимых процессов, которые происходят в природе, сопровождается уменьшением механической энергии, что в конечном итоге должно привести к всеобщему параличу, или, говоря иначе, «тепловой смерти». Но такой вывод правомочен лишь в случае постулирования тоталитарности Вселенной как замкнутой эмпирической данности. Христ. теологи, основываясь на энтропии, говорили о конечности мира, используя ее как доказательство существования Бога.

       ЭНТУЗИАЗМ (от греч. entusiasmos наполненность Богом, экстаз) – воодушевление, страстное, восторженное увлечение идеей, идеалом; большой душевный подъем, выражающий стремление к более всеобщим и более высоким ценностям, особенно религиозным, этическим или эстетическим; напряжение сил под влиянием идеи, когда у человека «вырастают крылья»; это возбуждение сильнее, действеннее и длится дольше, чем возбуждение, вызванное обычным чувственным представлением (Кант).

       ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (от греч. enkyklios – круг и paideia – образование) – уровень образования, количества знаний, которым должны были овладеть рожденные свободными древнегреч. юноши, прежде чем перейти к обучению определенной специальности или начать деятельность в самой жизни. Уже в средние века существовало известное соединение всех знаний в форме энциклопедии, напр. «Speculum maius» Винченцо Бовэ. Но само слово «энциклопедия» появилось только во второй пол. 16 в., обозначая произв., в которых освещалась совокупность общеобразовательных вопросов или вопросов по какой-либо специальности. Наиболее известна в философском отношении «Encyclopedic ou dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers», которая была издана в 1751 – 1788 энциклопедистами Даламбером и Дидро при участии Руссо, Вольтера, Гримма, Гольбаха и др. Гегель назвал «Энциклопедией философских наук» свое осн. произв. (1817).

       ЭОН (от греч. aion – век, эпоха) – очень длительный период времени, вечность, период в развитии мира; период времени, в течение которого точка равноденствия проходит весь Зодиак, т.е. ровно 26 тыс. лет. В гностицизме зон – это силы, которые исходят от божества.

       ЭПИГЕНЕЗ (от греч. epi – после, сверх и genesis – возникновение) – развитие, совершающееся через следующие одно за другим новообразования, дифференциацию частей.

       ЭПИГОНЫ (от греч. epigonoi – букв, родившиеся после) – (букв.) наследники, потомки; последователи к.-л. философского напрвления, лишенные творческой оригинальности, механически повторяющие отжившие, устарелые идеи и методы предшественников.

       ЭПИКТЕТ (Epictetus) (род. ок. 50, Гиераполь, Фригия – ум. 138, Никополь, Эпир) – древнегреч. философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу. Проповедовал идеи стоицизма: осн. задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди – дети единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. "Беседы», выдержки из учения Эпиктета, сохранились в записи его ученика Арриана.

       ЭПИКУР (род. 342/41, Самос – ум. 271/70 до Р. X.) – древнегреч. философ; глава философской школы, основанной им в 306 до Р. X. Он стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика, а последней – логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демократическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в междумириях), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. Познание природы есть не самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными. Однако духовное удовольствие более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее удовольствие, причем одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: живи уединенно! От 300 произв., которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Источниками, из которых мы черпаем наши знания об Эпикуре, являются также работы Диогена Лаэрция и Лукреция Кара. См. также Эпикуреизм.

       ЭПИКУРЕИЗМ – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.

       ЭПИСИЛЛОГИЗМ (от греч. epi при и syllogismos – суммирование) – последующее умозаключение (см. Умозаключение).

       ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. episteme – знание и logos – учение) – теория познания. Эпистемологический – теоретико-познавательный.

       ЭПИФЕНОМЕН (от греч. epi – при и phainцmenon '- являющееся) – сопутствующее явление. В качестве эпифеномена, т.е. побочного явления, несущественного для течения процессов природы, в качестве простого.«отражения» метафизического или материально-энергетического события многие (в т. ч. Э. Гартман и Ницше) рассматривают сознание.

       ЭПОХА (от греч. epoche – букв, остановка) – 1) временная точка, с которой начинается новое развитие или определенный отрезок времени. Эпохальными, или делающими эпоху, называются события или личности, которые начинают значительную эпоху; 2) воздержание от суждения, осн. понятие античной Стой, а позже – скептиков (особенно у Секста Эмпирика). В феноменологическом методе эпоха (историческая) есть отбрасывание всех полученных в ходе истории мышления мнений о предмете с целью сделать доступной сущность этого предмета. Преемником «исторической эпохи» является «эйдетическая редукция» предмета (см. Эйдос).

       ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ, Дезидерий (Erasmus Roterodamus, Desiderius), псевд. Герхарда Герхардса (род. 28 нояб. 1466/69, Роттердам – ум. 12 июля 1536, Базель) – выдающийся гуманист эпохи Возрождения; «Вольтер 16 века» (Дильтей); друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Безучастность человека в его определении Богом, восторженность, которая лишает человека возможности располагать земным миром и – в зависимости от распущенности мира – отдает его в полное распоряжение Бога, – вот то, что Эразм Роттердамский называет «нововведением» Лютера. Он также жалуется: «То, о чем я говорю сдержанно, относя значимость его только к определенным случаям, Лютер распространяет на все и вся». Сравнивая Библию с произв. античных классиков (особенно с произв. Сократа и Платона), Эразм Роттердамский хотел охватить «универсальное откровение», «чистое Евангелие», «христ. философию» и явился, т. о., основателем теологического рационализма. Его идеалом образования был эстетический, моральный и религиозный индивидуализм.

       ЭРДМАН (Erdmann) Бенно (род. 30 мая 1851, Гурау, Силезия – ум. 7 янв. 1921, Берлин) – нем. логик и психолог; профессор (с 1909); занимался гл. о. проблемами психологии мышления (настаивал на необходимости дополнительного момента между экспериментом и самоанализом), проблемами психологии чтения, известен также как исследователь Канта. Логику рассматривал как учение о нормах мышления. Осн. произв.: «Die Logik», Bd. l, 1892; «Psychologische Untersuchungen ьber das Lesen», 1898; «Umrisse zur Psychologie des Denkens, 1900; «Die Psychologie des Kindes», 1901; «Immanuel Kant», 1904; «Grundzьge der Reproduktionspsychologie», 1920.

       ЭРЕНФЕЛЬС (Ehrenfeils) Христиан (род. 20 июня 1859, Родаун, Австрия – ум. 8 сент. 1932, Лихтенау, близ Кремса) – австр. психолог; с 1896 – профессор в Праге; ученик Брентано и Мейнонга, открыл гештальткачества («качества Эренфельса»), положив тем самым основание современной гештальтпсихологии. Осн. произв.: «Ьber- Gestaltqualitдten», в «Vierteljahrsschrift fьr wissenschaftliche Philosophie», 1890; «System der Werttheorie», 2 Bde., 1897-1898; «Grundbegriffe der Ethik», 1907.

       ЭРИКСОН (Erikson) Эрик (род. 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне) – амер. психолог, представитель неопсихоаналиэа. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу характера поведения личности, способной приспособляться, т.е. проявлять психосоциальную индентичность (разработал восемь стадий развития личности, каждая из которых имеет целью достижение того или иного социально ценного качества: автономии, доверия, инициативы и т.д.). По Эриксону, в основе адаптивности лежит принятие личностью целостногр образа себя (Я-концепция) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности; иногда это приводит к глубоким личностным затруднениям и «потере себя». На основании этого Эриксон делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотных этапах истории (войны, революции и т. п.). В духе своей концепции в работах «Young man Luther» («Молодой Лютер») 1958, и «Gandhi's truth» («Истина Ганди»), 1969, интерпретировал жизнь великих людей, чтобы доказать, что их личностные кризисы на «переломах истории» имеют одинаковую с социальным кризисом структуру. Осн. труды: «Childhood and society», 1950; «Identity: Youth and crisis», 1968; «Life history and the historical moment», 1975.

       ЭРИСТИКА (от греч. eristike (techne) искусство спорить) – искусство вести диспут, искусство умственного фехтования, подчиненное правилам (Шопенгауэр). Э p и с тиками называют мегариков в силу их склонности к диспутам, спорам.

       ЭРИУГЕНА – см. Иоанн Скот Эриугена.

       ЭРОС (Эрот) – у древних греков бог половой любви, сын богини любви Афродиты и ее постоянный спутник. У Платона («Пир») Эрос выступает как воплощение любви, мудрости и мужской воспроизводящей силы; в телесном и духовном отношениях он является демоном, который воодушевляет людей в их стремлении к истине, добру и прекрасному. Он – стимул в стремлении мужчины к самозавершению и бессмертию (находящему воплощение в потомках и продуктах его духовной деятельности), к значительному и безусловному.

       ЭРОТЕМАТИКА – искусство вопрошать. Эротематический (от греч. erotematikos – в форме вопросов) – вопросительный; выраженный в форме вопроса, на который отвечает ученик. Противоположность – ахроматический.

       ЭРОТИКА (от греч. erotike (episteme) учение об Эросе) – половая любовь, поскольку она служит прежде всего сексуальной разрядке. Согласно Рибо ("Einblicke in den periodischen Ablauf des Lebens", 1942), у мужчины периодичность эротического напряжения соответствует деятельности духовной творческой силы; см. Сублимация.

       ЭССЕНЦИАЛЬНЫЙ – существенный, относящийся к сущности вещи. Противоположность – акциденциалъный.

       ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, а в более общем понимании – об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как «эстетическую видимость»), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание и т. д.), его формах и типах (наряду с прекрасным – возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т. д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении. В зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают эстетику эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную и спекулятивную. В древности ученые делали попытки дать, решение вопросов, относящихся к области эстетики: Платон (идея единства прекрасного, доброго, разумного и любви в эстетическом), Аристотель (учение о драме и ее облагораживающем влиянии на аффекты), ранее – пифагорейцы (выражаемая в числах гармония как осн. закон прекрасного), позднее эти идеи если и были развиты, то только неоплатониками (Плотин в своем трактате о прекрасном писал, что красота есть внутренняя божественнодуховная гармония вещей). В эпоху средневековья эстетика почти не получила никакого развития. Эпоха Возрождения и Гуманизма, а также франц. классики возродили и развили античную эстетику. В Англии в 17 и 18 вв. возникло психологическое направление эстетики; в Германии в 18 в. эстетика впервые нашла себе точное определение в соответствующих понятиях (эстетика Баумгартена как искусство мыслить о прекрасном, эстетика прекрасной формы у Зульцера, эстетика Канта как учение об эстетическом состоянии души), эстетические воззрения великих поэтов (Винкельмана, Клопштока, Лессинга, Гаманна, Гердера, Гёте, Шиллера), их творчество также способствовали развитию эстетики; синтез той и др. эстетики был целью метафизической эстетики нем. идеализма 19 в. (Шеллинг, Гегель, романтики, Шопенгауэр, позднее Ф.Т.Фишер). Фехнер и Р.Циммерман развивали эстетику как науку о форме, Т.Липпс – как одну из областей прикладной психологии; напротив, И.Фолькельт понимал эстетическое наслаждение как коррелят произв. искусства и человека. В настоящее время эстетическое переживание понимается как переживание ценности и рассматривается в рамках философии ценностей. Развитие эстетической мысли в 19 – 20 вв. порождалось ее опорой на различные философские учения: те или иные формы идеализма (Ф.Т.Фишер, В.Соловьев, А.Бретон), позитивизма (Г.Спенсер, И.А. Тэн, Дж. Дьюи), интуитивизма (Б.Кроче, А.Бергсон), антропологического материализма (рус. революционные демократы), феноменологии (Н.Гартман, Р.Ингарден, М.Дюфрен), экзистенциализма (Ж.П. Сартр, М.Хайдеггер). Др. аспект эстетических учений этого времени – стремление связать эстетику с той или иной конкретной наукой: психологией (Г.Фехнер, Т.Липпс), физиг ологией (А.Грант-Аллен, В.Вельямович), психоанализом (З.Фрейд, Ж.Лакан), социологией (М.Гюйо, Ш.Лало), семиотикой (Ч.Моррис, У.Эко), математикой (Дж.Биркгоф) и т. д. Кроме того, эстетически учения этого периода различаются в зависимости от того, какое конкретное направление художественного творчества они теоретически обосновывают – критический реализм (О.Бальзак, рус. революционные демократы), натурализм (Э. Золя), символизм (Вяч. Иванов, А.Белый), абстракционизм (В.Кандинский).

       ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ. – У Канта, если употреблять понятие «эстетика» в его первоначальном значении, есть учение о чувственности, т.е. о чувственном восприятии и его роли в понятийном познании. По Канту, к трансцендентальной эстетике относится также и учение о пространстве и времени как априорных формах «чистой» чувственности.

       ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (от греч. aisthetos – чувственно воспринимаемый) – доступный чувственному созерцанию; выполненный со вкусом, художественный, относящийся к прекрасному (или его противоположности), имеющий образцом прекрасное.

       ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. eschatos последний, конечный и logos – учение) – в христ. догматике учение о последних вещах: о конце мира, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле (см. Хилиазм). Различается индивидуальная эсхатология, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная – учение о цели космоса и истории и их конце.

       ЭТИКА (от греч. ethika, от ethosобычай, нравственный характер) – учение о нравственности, морали. Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования – «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки. Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем надстраивания к царству существующего царства того, что должно быть. Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью (см. Ценность), ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности. Этика способствует пробуждению оценивающего сознания. В жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. Современный человек отуплен и постоянно спешит. Этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он – мудрец (лат. sapiens – имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни. Недифференцированное оценивающее сознание оказывается для каждого человека функцией его воли, т. к. воля может быть действенной, только будучи направленной на ценность. Этические ценности, значение которых раскрывается благодаря воспитанию или этическому чувству, сами собой располагаются в иерархическую лестницу, своего рода «пирамиду» ценностей, базис которой образуют бессознательно осуществляемые жизненные ценности (воля к жизни, потребность в пище, половая потребность и т.д.), на вершине которой располагается высшая мыслимая ценность. Этические ценности – это ценности убеждения и поведения. Деятельность, вытекающая из этически ценного убеждения (намерения), может иметь и гибельные последствия и вызвать гибельные реакции. Всякая этическая ценность, познанная как таковая, направляет этическую энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления (см. Побуждающая способность). Имеет место не переоценка ценностей, а лишь их смена в оценивающем сознании: «узость» оценивающего сознания (см. Ограниченность сознания) обусловливает то, что каждый раз может рассматриваться лишь ограниченное число ценностей, ограниченная область царства ценностей. Требования человеческого существования приводят к тому, что в оценивающем сознании постоянно появляются новые ценности, а другие выпадают из него. То, что сто лет назад было высоконравственным, сегодня может быть безнравственным. У каждого человека есть собственная «пирамида» ценностей. «Пирамида» ценностей, основой которых является принадлежность к какому-нибудь народу (как, напр., общность языка и мышления), имеет общую осн. сущность, содержащую ценности, осуществление которых требуется от каждого и для каждого предполагается. Группа ценностей, объединенных в этой осн. сущности, создает нравы, господствующую мораль. Осуществление ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности, и подчинять этому требованию повседневную жизнь; напр., честность не только признавать как добродетель, но последовательно поступать в соответствии с этой нравственной ценностью. В ситуациях повседневной жизни человек обычно может выбирать между многими ценностями (см. Ситуация). Этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, т.е. свободу. Согласно этике, человек поступает этически правильно в том случае, если он осуществляет ту ценность, которая для своего осуществления требует наибольшей нравственной силы (напр., самоотверженность). Требуемая сила свидетельствует о том, что данная ценность (для данного индивида) приобретает большее значение, чем др. ценности, из которых он может выбирать. Осуществление ценностей, признаваемых в зависимости от обстоятельств наиболее высокими, является добром; осуществление какой-либо более низко стоящей ценности – злом. В царстве этически значимых ценностей различаются: 1) главные человеческие ценности, которые в большей или меньшей степени входят во все др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности); 2) добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость и искренность, верность и преданность, доверие и вера, скромность и смирение, ценность обращения с другими (см. Кардинальные добродетели); 3) более частные этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим свое духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную ценность чужой личности). Все эти ценности можно дифференцировать и далее. История этики свидетельствует о большом многообразии этических систем. В зависимости от ее содержания и обоснования этика является гетерономной (имеет внешний, чуждый закон: нравственный закон дается Богом) или автономной (имеет собственный, внутренний закон: человек создает себе нравственный закон), формальной (выставляющей некий всеобщий принцип нравственного поведения; см. Императив) или материальной (устанавливающей нравственные ценности; см. Этика ценностей), абсолютной (если она рассматривает значимость этических ценностей независимо от их признания) или относительной (если она утверждает ценности как функцию соответствующей целенаправленной деятельности человека). В зависимости от цели воли и поведения этика является эвдемонистической, гедонистической, утилитаристской, перфекционистской. В современной философии преобладают три осн. типа этических систем: этика ценностей (приведенная выше в качестве примера), социальная этика (см. Эвдемонизм) и христ. этика, основывающаяся на положении о неизменной сущности и целесообразном порядке всего существующего и признающая божественную заповедь. Этика, основанная только на позитивных заповедях, представляет собой в лучшем случае моральную теологию, но не философскую этику.

       ЭТИКА ЦЕННОСТЕЙ – восходящая к Аристотелю форма этики, которая специально противопоставляется кантианской формальной этике, за что и названа Шелером материальной этикой ценностей (см. Ценность). По Канту, моральное повеление (см. Императив) является всегда формальным законом, который не предписывает, чего человек должен хотеть, а только как он должен хотеть, ибо сущность добра представляет собой чисто формальное качество воли. Идея о примате формы над содержанием идет еще от античности; у Аристотеля целью становления являлась чистая форма, у Плотина – добро. У Канта «материя» является делом чувств, все принципы (категории, идеи, постулаты и т. д.) являются, напротив, «чистыми формами», кроме того, они априорны, в силу чего претендуют на всеобщую значимость. М. Шелер («Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik», 1927), наоборот, считает: не является верным ни то, что все априорное формально, ни то, что все материальное апостериорно. Воля, определенная материально, не нуждается, как полагал Кант, в том, чтобы быть определенной эмпирически, и не низводит человека до уровня «существа природы». Мышление относится у него к чувственности приблизительно так же, как априорное к апостериорному. В противоположность этому феноменология доказала, что в любом восприятии содержится множество априорных элементов. По Канту, любое материальное определение воли связано с удовольствием или неудовольствием, а ценность желаемых благ должна определяться только посредством этой связи. В действительности сознанию даны только носители ценностей вместе с мерой ценности, которая и превращает их в желаемое. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается в эмоциональном, а не в интеллектуальном акте. Существует чистая априорная ценность. «Эмоциональное в духе: чувствование, предпочтение, любовь, ненависть, воление – также обладает изначально априорным содержанием, которое оно не заимствует у мышления и которое определяется этикой совершенно независимо от логики. Имеется априорный ordre du coeur, или logique du coeur, как метко заметил Блез Паскаль» (М. Шелер. Там же). Имеется первичное чувство ценности, на котором основано сознание ценности, являющееся всегда материальным и предметным сознанием. Сама ценность не есть, закон или повеление и, хотя она и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. В силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание повеления. См. также Этика.

       ЭТИНТЕР (Oetinger) Фридрих Кристоф (род. 6 мая 1702, Геппинген – ум. 10 февр. 1782, Муррхардт) – теолог, «нем. Сведенборг», развивавший нем. мистику в эпоху Просвещения. Он пытался соединить мистическое понимание природы, заимствованное у Я. Бёме, с ньютоновской теорией тяготения; выступил против рационалистического дуализма души и тела, идущего из философии Декарта; склонялся к теософии Сведенборга, хилиазму и каббале. Собр. соч.: «Sдmtliche Schriften», 6 Bde., 1858-1866. Избр. произв.: «Die heilige Philosophie», 1923.

       ЭТИОЛОГИЯ (от греч. aitia – причина и logos – учение) – учение о причинах. Этиологический – причинный.

       ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология – понятие, употребленное Кантом в труде «Критика практического разума». Согласно Канту, существование нравственного закона, определяющего моральность поступков человека, является доказательством существования Бога как первосоздателя этого закона и его гаранта.

       ЭТИЧЕСКИЙ – нравственный, соответствующий нравственности, или этике.

       ЭФИР (от греч. aither – воздух над облаками) – в древнегреч. философии (у Анаксагора, Эмпедокла, пифагорейцев, Платона, Аристотеля, стоиков) тончайшее первовещество, у Платона и Аристотеля также «пятый элемент» ("квинтэссенция"), который по значению, однако, является первым, заполняя небесное пространство над Луной; у стоиков – тончайшее первовещество (огонь, пневма), из которого все состоит, который (как «мировая душа») во всем действует (см. также Паладъи) и в который все превращается после «мирового пожара». По Гердеру, эфир – это, возможно, «место пребывания Творца Вселенной»; по Канту – первоматерия, модификации (уплотнения) которой составляют отдельные вещества. Прежде в физике эфир – это гипотетическое вещество, наполняющее мировое пространство и проникающее во все тела.

       ЮГОСЛАВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – возникновение первых самостоятельных философских школ в западных районах Югославии, распавшейся в настоящее время на ряд самостоятельных государств, датируется 15 в. Первоначально югослав, философия испытывала сильное влиятие схоластической традиции, выражавшейся в первую очередь в противоборстве томизма и скотизма. У истоков югослав, философии стояли Джурай Драгишич (G. Benignus de Salviatis, 1450-1520), Франжо Петрич (Franciscus Patricius, 1529- 1597), Руджер Бошкович (1711-1787) и Доситеж Обрадович (1741 – 1811). Начиная с 19 в. развитие югослав, философии протекало под влиянием западных философских течений: неотомизма, идеализма, позитивизма, объективизма и феноменологии. Наиболее яркими представителями югослав, философии этого периода были Божидар Кнежевич (1862 – 1905), Бранислав Петронижевич (1873-1954), Владимир Дворникович (1883 – 1957), Ст. Циммерман (1884), П. Вул-Павлович (1894) и Вл. Филипович (1906). После окончания второй мировой войны господствующее положение в югослав, философии занял марксизм, а позже – экономическо-философские концепции «самоуправления».

       ЮМ (Hume) Дэйвид (род. 7 мая 1711, Эдинбург – ум. 25 авг. 1776, там же) – дипломат, историк и наиболее выдающийся философ англ. Просвещения Согласно учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом; т. о. возникают все идеи, в т. ч., напр., идея Бога: рассудок получает ее, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всех границ. Связывание идей может совершаться с помощью одной только деятельности мышления, оно независимо от существования объективного аналога результатов такого связывания. Напротив, причины и следствия, относящиеся к фактам, не могут быть открыты одним разумом, но открываются только путем опыта. Основой причинного познания является не разум или априорная способность, а только повторяющийся опыт того же рода, что и ставшая самостоятельной привычка к мышлению, которая в конечном счете существует как закон причинности, причем этому помогает своего рода инстинкт причинности. Следовательно, высшая цель человеческого познания может состоять только в том, чтобы собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, ни к, чему более не сводимых причин. При этом закон причинности имеет силу только внутри сферы опыта, и заключение от эмпирических данных к трансцендентному (напр., к Богу или бессмертию) совершенно недопустимо. Религиозные «истины» никогда не могут быть познаны, в них можно только верить, но они с психологической необходимостью возникают из потребности чувства. Понятие субстанции Юм исследует так же критически, как и понятие причины. Субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших особое название; причем здесь опять-таки помогает своего рода инстинкт субстанции. Душа, т.е. Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно меняющихся представлений и чувств. В этике Юм детерминист; все наши поступки определены, по его мнению, нашим предрасположением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow