Экономические показатели Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Финансовое планирование в страховой компании: проблемы и пути совершенствования

(на примере ООО «Росгосстрах-Поволжье»

Страховой отдел в с.Б.Нагаткино)

 

 

Студент Пострелов Александр Викторович    
(Ф.И.О.) (подпись)
Руководитель Барт Людмила Васильевна    
(Ф.И.О.) (подпись)
Рецензент Кирпичникова Зинаида Николаевна    
(Ф.И.О.) (подпись)

 

 

Допустить к защите ГАК

Зав.кафедрой

 

________________________

(Ф.И.О)

«____»______________2006г.

 

 

Ульяновск 2006

Содержание

Введение……………………………………………………………………………... 4
Глава 1 Сущность и основные направления использования финансового планирования……………………………………….. 7
1.1 Сущность финансового планирования и его функции в управлении предприятием………………………………………. 7
1.2 Процесс финансового планирования………………………………………….. 11
1.2.1 Перспективное финансовое планирование………………………………….. 13
1.2.2 Текущее финансовое планирование…………………………………………. 16
1.2.3 Оперативное финансовое планирование……………………………………. 18
1.3 Методы и инструменты финансового планирования – содержание, использование……………………………………… 21
1.4 Планирование прибыли, как составная часть финансового планирования… 33
Глава 2 Особенности развития Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино и предпосылки к финансовому плану…………….. 36
2.1 Экономические показатели Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино…………………………………. 36
2.2 Организационно-управленческая структура Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино…………… 39
2.2.1 Анализ деятельности агентской группы Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино………………………… 43
2.3 Анализ финансового состояния Страхового отдела отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино………………………… 44
2.3.1 Анализ динамики поступления страховой премии по видам страхо- вания Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино……. 45
2.3.2 Анализ соотношения страховых выплат по видам страхования в Страховом отделе ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино………….. 48
2.4 Трудовые ресурсы и эффективность их использования в Страховом отделе ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино……………. 50
2.5 Особенности и проблемы финансового планирования в Страховом отделе ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино……………. 51
Глава 3 Рекомендации совершенствования системы финансового планирования…………….................................................... 58
3.1 Прогнозирование дополнительных финансовых потребностей…………… 59
3.2 Совершенствование бюджета организации…………………………………. 61
3.3 Усиление контроля выполнения бюджета организации…………………… 68
3.4 Создание финансовой службы компании…………...………………………. 71
Заключение………………………………………………………………………….. 73
Список использованных источников……………………………………………… 76
Приложение А – Структура Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино…………………………………. 78
Приложение Б – Баланс денежных потоков Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино в 2004г………………………... 79
Приложение В – Баланс денежных потоков Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино в 2005г………………………... 81

 

 

Введение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. С развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов и одной из наиболее значимых функций управления предприятием выступает задача финансового планирования.

Изменение экономических условий для предприятий связано с попаданием их в зону хозяйственной неопределенности и повышенного риска. Получив право на самостоятельное заключение сделок на внутреннем и внешнем рынке, большинство предприятий впервые встает перед проблемой оценки финансового состояния и надежности потенциальных партнеров. Не менее сложной оказалась задача анализа финансовой устойчивости предприятия: имеет ли оно необходимое количество средств, для того, чтобы отвечать по своим обязательствам: как быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги; на сколько эффективно используется имущество и т.д. Для того чтобы квалифицированно отвечать на эти вопросы, необходимо обладать знаниями не только в традиционной сфере текущего учета, но и в сфере финансового анализа.

Финансово устойчивым является такой хозяйствующий субъект, который за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам.

Финансовое положение находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.

Неотъемлемой чертой цивилизованной жизни в современном мире стало страхование. Услугами страховых компаний пользуются частные лица, государственные и коммерческие структуры, бизнесмены, крупные корпорации. Именно поэтому страхование является одним из самых мощных финансовых институтов и играет важную роль в социально-экономической жизни своих стран. В России, несмотря на все сложности становления рыночных отношений, формируется круг крупных страховых компаний. До сих пор продолжается тенденция по увеличению их удельного веса на российском страховом рынке.

Российский страховой рынок пока еще слабо развит по сравнению с западным. Однако в последнее время он развивается очень активно. Наиболее значимые факторы, которые влияют на развитие страхового рынка – законодательство и социально-экономическая ситуация в стране.

Страховой рынок в России довольно концентрирован. Основную часть национальной страховой премии собирают 10 крупнейших страховых организаций.

Еще одна явная тенденция – это вероятное появление на рынке большого числа страховых брокеров. Множество некрупных универсальных страховых компаний, не имея возможности работать с клиентами от своего имени, уже сейчас предлагают клиентам пакеты страховых услуг разных компаний, оптимизированных под конкретного клиента. Для клиента такой пакет выгоден тем, что он экономит время для оформления всех подобных сделок самостоятельно, а страховой брокер получает свои проценты от сделок со всеми заинтересованными сторонами [8, c.24].

Целью дипломной работы является выявление проблем и путей совершенствования системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с.Б.Нагаткино Цильнинского района Ульяновской области.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- выявить сущность и основные методы финансового планирования;

- произвести анализ финансового состояния Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с.Б.Нагаткино;

- оценить финансовые результаты деятельности Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с.Б.Нагаткино.

В качестве предмета исследования рассмотрен процесс краткосрочного финансового планирования в страховой компании.

В работе использованы научные труды ведущих российских и зарубежных учёных по вопросам управления финансами, в частности финансового планирования. В ходе исследования изучены и обобщены общая и специальная литература, разработки ведущих специалистов в области организации управления и решения практических задач. Использовались данные бухгалтерского и управленческого учёта Страхового отдела ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с.Б.Нагаткино.

 

Глава 1 Сущность и основные направления использования        финансового планирования

Сущность финансового планирования и его функции в                управлении предприятием

Важным элементом деятельности предприятия является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений предприятия.

Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса. Его главными этапами выделяют следующее:

- анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;

- прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;

- обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений;

- оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рисунке 1.

 

 

 

 


Рисунок 1 – Комплексный характер планирования предприятия

 

Основная цель финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности предприятия. Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей. Таким образом, финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Условия, от которых зависит эффективность финансового планирования, вытекают из самих целей этого процесса и требуемого конечного результата. В этом смысле выделяют три основные условия финансового планирования:

1. Прогнозирование. Финансовые планы должны быть составлены при как можно более точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, с использованием аппарата математической статистики (математического ожидания, линии тренда и т.д.), результатов моделей прогнозирования (статистических моделей, учитывающих взаимосвязь факторов друг с другом и внешними факторами), экспертных оценок и др.

2. Выбор оптимального финансового плана. Очень важный момент для менеджеров компании. На сегодняшний день не существует модели, решающей за менеджера, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.

3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.

Сформулированные выше условия имеют достаточно общий вид. В то же время следует осознавать, что финансовый план – это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий. В качестве конечного результата финансового плана обычно используются прогнозные баланс предприятия, отчет о прибыли и отчет о движении денежных средств. Сформулируем основные технологические принципы финансового планирования.

Принцип соответствия – состоит в том, что приобретение текущих активов (оборотных средств) следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Другими словами, если предприятие планирует закупку партии товаров, прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время, для проведения модернизации парка оборудования следует привлекать долгосрочные источники финансирования.

Принцип постоянной потребности в рабочем капитале (собственных оборотных средствах) – сводится к тому, что в прогнозируемом балансе предприятия сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать “слабо ликвидный” баланс предприятия. Данный принцип имеет ярко выраженный прагматичный смысл – определенная часть оборотных средств предприятия должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочной задолженности и собственного капитала). В этом случае предприятие имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств.

Принцип избытка денежных средств – предполагает в процессе планирования “не обнулять” денежный счет, а иметь некоторый запас денег для обеспечения надежной платежной дисциплины в тех случаях, когда какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж. В том случае, когда в реальной практике сумма денег предприятия становится чрезмерно большой (выше некоторого порогового значения), предприятие может прибегнуть к покупке высоколиквидных ценных бумаг [2, c.38].

Основными задачами финансового планирования деятельности предприятия являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Значение финансового планирования для предприятия состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

- предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

- служит инструментом получения внешнего финансирования [13, c.347].


Процесс финансового планирования

Исходя из целей, стоящих перед финансовым планированием на предприятии, можно отметить, что это – сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (см. рисунок 2).

На первом этапе анализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности предприятия и определить проблемы, стоящие перед ней.

 

 

 


Рисунок 2 - Основные этапы финансового планирования на предприятии

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на предприятии.

В процессе осуществления третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предприятием.

Пятый этап – это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на предприятии анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Финансовое планирование на предприятии включает в себя три основные подсистемы:

- перспективное финансовое планирование;

- текущее финансовое планирование;

- оперативное финансовое планирование.

Каждой из этих подсистем присущи определенные формы разрабатываемых финансовых планов и четкие границы периода, на который эти планы разрабатываются (см. таблицу 1).

 

Таблица 1 – Подсистема финансового планирования

Подсистемы финансового планирования Формы разрабатываемых планов Период планирования
Перспективное (стратегическое) планирование Прогноз отчета о прибылях и убытках Прогноз движения денежных средств Прогноз бухгалтерского баланса 3–5 лет
Текущее планирование План доходов и расходов по операционной деятельности План доходов и расходов по инвестиционной деятельности План поступления и расходования денежных средств Балансовый план 1 год
Оперативное планирование Платежный календарь Кассовый план декада, месяц, квартал

 

Все подсистемы финансового планирования находятся во взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Исходным этапом планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования. На этом этапе определяются задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь база для разработки оперативных финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования [17, c.512].


Перспективное финансовое планирование

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно является главной формой реализации целей предприятия.

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 лет. Однако такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития предприятия, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития предприятия. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития предприятия. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы:

- определение периода реализации стратегии;

- анализ факторов внешней финансовой среды предприятия;

- формирование стратегических целей финансовой деятельности;

- разработка финансовой политики предприятия;

- разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

- оценка разработанной финансовой стратегии.

Важным моментом при разработке финансовой стратегии предприятия является определение периода ее реализации. Продолжительность этого периода зависит в первую очередь от продолжительности периода формирования общей стратегии развития предприятия. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как: динамика макроэкономических процессов; изменения, происходящие на финансовом рынке; отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности предприятия.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности предприятия, кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия является следующим этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях – нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала предприятия; соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и др.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на предприятии формируются “центры ответственности”, определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии предприятия.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией предприятия, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, то есть рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлечении внешних финансовых ресурсов.

В заключении оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении прогнозирования – признание факта стабильности изменения показателей деятельности предприятия от одного отчетного периода к другому.

Текущее финансовое планирование

Система текущего планирования финансовой деятельности предприятия основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала предприятия на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:

- плана движения денежных средств;

- плана отчета о прибылях и убытках;

- плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предприятия разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

- финансовую стратегию предприятия;

- результаты финансового анализа за предшествующий период;

- планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;

- систему разработанных на предприятии норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

- действующую систему налогообложения;

- действующую систему норм амортизационных отчислений;

- средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке.

Для составления финансовых документов в процессе осуществления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация.

 

Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия [6, c.57].

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются следующие задачи:

- организация учета временной стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия;

- формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

- ежедневный учет изменений в информационной базе;

- анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

- расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной “нестыковки” денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств;

- расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия;

- анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на квартал с разбивкой по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный платежный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и, таким образом, избежать финансовые затруднения.

Информационной базой платежного календаря служат:

- план реализации продукции;

- смета затрат на производство;

- план капитальных вложений;

- выписки по счетам предприятия и приложения к ним;

- договора;

- внутренние приказы;

- график выплаты заработной платы;

- счета-фактуры;

- установленные сроки платежей для финансовых обязательств.

Процесс составления платежного календаря можно разделить на пять этапов:

Выбор периода планирования. Как правило, это – квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);

Расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);

Оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;

Определение денежного сальдо представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;

Подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

Превышение планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

- перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период;

- ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;

- принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

На многих предприятиях наряду с платежным календарем составляется налоговый календарь, в котором указывается, когда и какие налоги в соответствии с законодательством должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек и санкций. Некоторые предприятия разрабатывают платежные календари по отдельным видам движения денежных средств, например, платежный календарь по расчетам с поставщиками, платежный календарь по обслуживанию долга.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных средств.

Исходные данные для составления кассового плана:

- предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фонду потребления в части денежных средств;

- информация о продаже материальных ресурсов или продукции работникам;

- сведения о командировочных расходах;

- сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Использование рассмотренных систем и методов финансового планирования позволяет обеспечить целенаправленность финансовой деятельности предприятия и повысить ее эффективность.

Методы и инструменты финансового планирования – содержание,   использование

В последние годы наибольшее распространение на практике получили три метода финансового планирования:

- метод процента от реализации;

- расчетно-аналитический метод;

- бюджетное планирование.

Сущность метода процента от реализации заключается в решении двуединой задачи:

1) на основе запланированного роста объема продаж на предстоящий хозяйственный год, выраженного в процентах, определить будущие расходы, активы и обязательства в виде процента от продаж;

2) на основе полученных финансовых параметров составить сбалансированные форматы прогнозной информации:

- прогнозного отчета о прибылях и убытках (плана доходов и расходов);

- прогнозного баланса;

- прогнозного отчета о движении денежных средств;

- сметы наличности (календарного плана).

Решение первой задачи не вызывает особых затруднений и выполняется в следующей последовательности:

1) увеличение всех связанных активов из отчетного баланса на процент от продаж;

2) определение объема нераспределенной прибыли. Нераспределенная прибыль планового года равна нераспределенной прибыли на конец отчетного периода плюс чистая прибыль планового года за вычетом прибыли на потребление;

3) определение суммы долга;

4) вычисление дефицита источников финансирования как разности между приростом активов и суммой изменения источников (долга и нераспределенной прибыли).

Главное достоинство этого метода - простота и ясность. Основные недостатки планирования методом процента от продаж:

- сомнительное предположение, что предприятие постоянно работает на полную мощность, все связанные ресурсы сбалансированы, а для роста объема продаж нужны лишь капитальные вложения;

- при наличии у предприятия недогруженных активов использование данного метода вызовет усиление степени недозагрузки, что может привести к серьезным искажениям в конечных параметрах всего финансового плана.

Однако при всех перечисленных недостатках этот метод популярен не только потому, что он прост, но и потому, что для использования других методов финансового планирования предприятие порой, и не располагает достаточным количеством данных.

Нормативный цикл потока денежных средств предприятия открывает путь другому методу финансового планирования – расчетно-аналитическому. В методе процента от продаж корректировка отдельных элементов связанных ресурсов осуществляется простым умножением их фактической величины из отчетного баланса на рост объема выручки в плановом периоде. Отсюда возникает масса погрешностей в расчетах.

Расчетно-аналитический метод финансового планирования на базе матричного баланса всегда вызывал наибольший интерес у российских специалистов.

Алгоритм финансового планирования данным методом предполагает:

- подбор источников финансирования в прогнозном матричном балансе с одновременным их отражением в прогнозе денежного потока (в ходе этой операции выявляется необходимая структура и объем источников финансирования, которая в дальнейшем подлежит оптимизации);

- подбор недостающих источников финансирования и обоснование их содержания в ходе формирования третьего раздела прогноза денежного потока, предназначенного для завершения окончательной балансировки всех параметров финансового плана, (поэтому прогнозный баланс выполняется до завершения прогноза денежного потока). Обратная последовательность в алгоритме планирования нарушает общую логику финансового планирования;

- оценку эффективности спланированного сценария с помощью финансовых коэффициентов и оформление сводной аналитической записки.

Расчетно-аналитический метод финансового планирования опирается на следующие исходные бюджеты и допущения:

а) бизнес-план развития предприятия на ближайшие несколько лет вперед, построенный по стандартной схеме;

б) бюджет инвестиций на предстоящий год;

в) кредитный план на предстоящий год (по существу это расчет доступного объема заемного капитала);

г) операционные бюджеты и сметы;

д) нормативный цикл денежного оборота предприятия.

С методической точки зрения наибольшую сложность вызывает построение прогнозного баланса, его назначение и методология построения опирается на два финансовых постулата:

- ликвидность как фактор финансового равновесия баланса предприятия;

- ликвидность как функция времени и риска.

Исходными посылками конструирования прогнозного матричного баланса с позиций первого постулата являются:

- критерии банкротства;

- необходимость конструировать структуру матричного баланса в расчете на возможную трансформацию данных баланса в формат отчета или прогноза потока денежных средств (практическая реализация этой посылки предполагает учет в матричном балансе корректировок, отражаемых в стандартной схеме потока денежных средств).

В отличие от первого метода, этот метод более требователен к объему, содержанию, структуре информации, используемой для планирования.

И, тем не менее, сама технология финансового планирования основана на хорошо известном в России методе планирования от достигнутого, успешно используемом на Западе не только по отношению прогнозирования прибыли и убытков, но и прогнозирования изменений в активах и пассивах предприятия.

Метод бюджетного планирования, получивший широкое распространение в западной практике, обеспечивает приемлемую точность финансовых прогнозов, оснащен огромным количеством методической литературы и набором прикладных программ, что во многом облегчает его практическое применение. Несмотря на глубокую проработку метода бюджетного планирования, он до сих пор недооценивается в российских компаниях.

Во-первых, однобокий подход – во главу угла ставится содержательная часть проблемы – собственно планирование, вводят в действие, как правило, не всю систему, а какую-то ее часть, (нет четкого осознания разницы между бюджетом как инструментом планирования в узком смысле и бюджетом как инструментом управления);

Во-вторых, в современных условиях только бухгалтерия располагает информацией, которую можно использовать для финансовой отчетности, но в том виде, в каком она существует, она не годится - ни по форме, ни по регламенту. Другими словами, планирование планированием, а отчетность отчетностью. А нужно чтобы и планирование и отчетность были элементами единого контура бюджетного управления. Только тогда, собственно бюджетное планирование становится планированием, а бюджет финансовым образом будущего.

В-третьих, недостаток маркетинговой информации. Структур, которые собирают, анализируют эту информацию во всем ее многообразии, пока не хватает.

Суть бюджетного планирования заключается в построении прогнозных форм финансовой отчетности на основе тщательно выверенных предпосылок формирования каждого элемента активов, пассивов, доходов и затрат. При этом важное место отводится вспомогательным бюджетам, объединенным в группу операционных бюджетов.

Конечная цель метода бюджетного планирования – выявление потребностей предприятия в финансировании на момент, отраженный в прогнозном балансе, определением величины дисбаланса между активами и пассивами прогнозного баланса, вызванного отражением в нем всего спектра финансовых решений на предстоящий год.

В качестве основных результатов можно рассматривать:

- ведение учета, анализа и планирования финансовых потоков предприятия в целом и образующих центров учета; ведение учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибылей и убытков, рентабельности предприятия в целом и образующих ее центров финансового учета;

- обеспечение текущей платежеспособности;

- учет, анализ и планирование налогов на прибыль;

- определение уровней и возможностей возврата кредитов.

- выявление размеров динамики положительного и отрицательного сальдо наличных средств как в целом по предприятию, так и по каждому центру учета.

- учет, анализ и планирование соотношений выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами.

В основном на предприятиях целесообразно вводить краткосрочные бюджеты, и иметь дело с плановым периодом, равным одном году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы). Кроме того, ориентируясь на западный опыт, можно отметить полезность скользящего варианта, когда бюджет, составленный, на год или квартал, корректируется каждый месяц.

В условиях, когда предприятиям предоставлена самостоятельность, они могут представлять бюджеты в любой форме, которую они считают более приемлемой для себя, работа по адаптации бюджетов к типу организации может заключаться в подборе наиболее приемлемых элементов и формировании особой системы планирования. Кроме того, необходимо помнить, что в условиях современной российской действительности ничего нельзя решать автоматически, поскольку для этого просто нет устоявшихся предпосылок. Поэтому, слепое копирование западного опыта может только навредить, нежели помочь.

Финансовое планирование в сфере финансовых решений начинается с денежных средств. Денежные средства – это только один, но важнейший объект краткосрочного финансового планирования, сфера планирования охватывает также такие компоненты оборотных средств, как ожидаемые поступления (дебиторская задолженность), легкореализуемые ценные бумаги и кредиторская задолженность.

Оборотный капитал – это выраженные в рублях текущие активы организации, включающие денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторскую задолженность. Реализация, маркетинг, финансовые решения, установление цен и заработная плата – это кратчайший перечень видов деятельности, которые влияют не только на величину оборотного капитала, но и на скорость превращения отдельных активов в деньги. Что касается внешних факторов – это, прежде всего, конъюнктура рынка.

Как было отмечено, основной задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение и поддержание ликвидности предприятия. Под ликвидностью понимается способность предприятия осуществлять денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные договорами. Предприятие, являющаяся ликвидным, в состоянии осуществлять текущую деятельность, то есть у него имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т.д. И наоборот, предприятие, не являющееся ликвидным, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций. В некоторых случаях не ликвидность может быть временной.

Теперь рассмотрим ряд основных коэффициентов характеризующих ликвидность.

Коэффициент текущей ликвидности, исчисляется делением стоимости оборотных средств на сумму краткосрочных пассивов, является основным показателем, характеризующим уровень ликвидности предприятия. Необходимо иметь в виду, что высокое значение этого показателя, вовсе не является гарантией того, что предприятие будет иметь достаточно денежных средств для покрытия необходимых расходов.

Коэффициент быстрой ликвидности равен величине оборотных средств за вычетом товарно-материальных запасов, деленной на сумму краткосрочных пассивов. Коэффициент не учитывает сумму товарно-материальных запасов в величине оборотных средств, так как этот элемент наименее ликвиден.

Коэффициент абсолютной ликвидности, показывает какую часть краткосрочной задолженности, может покрыть организация за счет имеющихся у нее денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности.

Еще один коэффициент отражающий прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии погашения краткосрочной дебиторской задолженности и реализации имеющихся запасов (с учетом компенсации осуществленных затрат) – коэффициент покрытия.

Для получения детальной и всесторонней картины, отражающей степень ликвидности предприятия, необходим анализ ее бюджета денежных средств.

Ликвидность и движение потоков денежных средств тесно взаимосвязаны между собой. Но концепции движения денежных средств и движения активов имеют разное происхождение и применение. В центре внимания концепции движения активов находится приход и расход, фиксируемые бухгалтерским учетом, смысл которого состоит в фиксации расходов и поступлений за определенные периоды. Финансовых менеджеров больше интересуют текущие и будущие потоки денежных средств, поскольку им нужно знать, чем они располагают (смогут располагать) для осуществления деятельности.

Для планирования денежных потоков необходимо производить:

- учет движения денежных средств;

- анализ потоков денежных средств;

- составление бюджетов денежных средств.

Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка (избытка) денежных средств, определении источников их поступлений и направлений использования.

Для определения потоков денежных средств используются прямой и косвенный методы.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия.

 Этот метод:

- позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;

- дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам;

- устанавливает взаимосвязь между реализацией и выручкой за отчетный период.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.

Метод позволяет:

- показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия;

- устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

При анализе потоки денежных средств рассматриваются по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.

Основная деятельность порождает поступление использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.

Поскольку основная деятельность компании – главный источник прибыли, она должна быть и основным источником денежных средств.

Схема поступления и выбытия денежных средств от основной деятельности показана на рисунке 3.

 

 

 

 


Рисунок 3 – Поступления и выбытия денежных

средств от основной деятельности

 

Инвестиционная деятельность включает в себя поступление и использование денежных средств, связанных с приобретением, продажей долгосрочных активов и доходами от инвестиций.

Поскольку при благополучном ведении дел компания стремится к расширению основной деятельности, инвестиционная деятельность в целом приводит к временному оттоку денежных средств.

Схема поступления, и выбытия от инвестиционной деятельности показана на рисунке 4.

Финансовая деятельность включает поступление денежных средств в результате получения кредитов или эмиссий акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам, и выплату дивидендов.

 

 

           
  Продажа основных средств и нематериальных активов
Приобретение основных средств, нематериальных активов
Дивиденды проценты от долгосрочных финансовых вложений
   
  Капитальные вложения
  Возврат других финансовых вложений
   
  Долгосрочные финансовые вложения

 


Рисунок 4 – Поступления и выбытия средств

от инвестиционной деятельности

 

Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные средства в распоряжении компании для финансового обеспечения основной и инвестиционной деятельности.

Схема поступления, и выбытия от финансовой деятельности показана на рисунке 5.

 

 

 

 


Рисунок 5 – Поступления и выбытия денежных средств

от финансовой деятельности

Концепция денежного кругооборота также важна для целей краткосрочного финансового планирования. Рассмотрим ее основные элементы.

Период обращения товарно-материальных запасов – средняя продолжительность времени, необходимая для их реализации.

 

Период обращения запасов =

360

(1)

себестоимость реализованной продукции: запасы

 

Период обращения дебиторской задолженности – среднее количество дней, необходимое для превращения дебиторской задолженности в денежные средства.

 

Период обращения

 дебиторской задолженности

=

дебиторская задолженность

(2)

выручка от реализации: 360

 

Период обращения кредиторской задолженности – средний промежуток времени между покупкой товаров и начислениями по оплате труда и соответствующими платежами (формула аналогична предыдущей, с той лишь разницей, что в числителе значение кредиторской задолженности).

Период обращения денежных средств объединяет три рассмотренных ранее периода, и, следовательно, равен промежутку времени между расходами предприятия на закупку товаров и получением выручки от реализации товаров.

Еще одна концепция, которую целесообразно рассмотреть в качестве отправной точки для осуществления краткосрочного финансового планирования – моделирование достижения роста. Проблема в том, чтобы определить, какой уровень роста продаж согласуется с реальным положением компании и финансового рынка. В этом отношении моделирование роста является могучим средством планирования и широко применяется в западной практике. Моделирование уровня достижимого роста (SGR) – это максимально достижимый рост объема продаж в процентах, за определенный период, основанный на запланированных коэффициентах издержек хозяйственной деятельности, коэффициенте задолженности и сумме дивидендов к выплате.

В условиях изменяющийся внешней среды уровень достижимого роста определяется по формуле:

 

SGR=

Eq0 + New Eq – Div) х (1 + D:Eq) х (S:A) х (1:S0)

– 1,

(3)

1 – ((Np:S) х (1+D:Eq) х (S:A))

 

где Eq - начальный размер собственного капитала;

New Eq –объем привлеченного нового собственного капитала;

Div – абсолютная сумма годовых дивидендов;

D:Eq – коэффициент определяющий соотношение заемных и собственных средств;

S:A – отношение объема продаж к общей величине активов;

S0 – объем продаж за прошлый период;

Np:S – коэффициент прибыльности (отношение чистой прибыли к объему продаж).

Моделирование уровня достижимого роста предоставляет интегрированное средство, помогающее в процессе принятия решений. При постоянном внимании предприятия к оборачиваемости активов и к управлению активами такое моделирование может играть существенную роль.

Необходимо, также рассмотреть один из ключевых элементов операционного анализа – финансовый рычаг. Так как предприятие может использовать различные модели роста, в том числе предполагающие привлечение заемных средств, то целесообразно оценить правильность принятия этого решения, его риск.

 

 

(1-ставка налога на прибыль активов) х

х (экон. рентабельность – средняя расчетная ставка процента) х ЗС

, (4)

 

ЭФР=

СС  

 

где ЭФР – эффект финансового рычага;

ЗС – заемные средства;

СС – собственные средства.

Экон. рентабельность=

Прибыль до уплаты налогов

(5)

Активы предприятия

 

Средняя расчетная ставка процента =

сумма, начисленных процентов

(6)

средняя величина кредита

 

Таким образом, по результатам исследования сущности и направлений использования финансового планирования можно сделать следующие выводы.

Финансовое состояние предприятий определяется системой показателей, которые могут рассчитываться как при планировании, так и на основе отчетных данных.

Сущность финансового планирования заключается в определении плановой системы финансовых показателей предприятия, обеспечивающих его стратегическое развитие.

Финансовый план отражает конечные итоги плановых расчетов по всему кругу показателей, характеризующих поступление различных денежных ресурсов и направление их использования, что является содержанием финансового планирования.

Формы и методы финансового планирования определяются многообразием целей и условий финансовых расчетов (финансовый, раздел бизнес-плана, виды деятельности предприятия, степень сбалансированности ресурсов и др.).




Планирование прибыли, как составная часть финансового           планирования

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, созда­ваемых предприятием. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат деятельности предприятия и выполняет воспроизводственную, стимулирующую и контрольную функции. Прибыль яв­ляется показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себе­стоимости. Прибыль – важный источник расширения производства и других внутрихозяй­ственных потребностей. Часть прибыли используется для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов [16, c.112].

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участком финансово-экономической работы на предприятии. Задачей финансового плани­рования является прогнозирование объемов прибыли будущих (плановых) периодов. Пла­нирование основывается на качественном анализе деятельности предприятий с целью по­лучения прогноза динамики его развития, включающего: оценку конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости поставщиков сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов; оценку финансовой устойчивости потребителей продукции, стратегии маркетинга; изучение платежеспособного спроса, текущего управления предприятием; анализ фактических остатков готовой продукции на складе; оценку предполагаемых изме­нений в издержках производства и реализации продукции и т.д.

По результатам анализа разрабатывают производственную программу, определяют ее критические параметры. При этом важным показателем жизнеспособности проектов и бизнес-планов является нахождение порога окупаемости затрат, характеризующего без­убыточность (объем выпуска продукции и ее реализации, обеспечивающий лишь покры­тие затрат на ее производство и реализацию и не приносящий прибыли).

Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В современ­ных условиях реальным является планирование не годового, а квартального размера при­были.

Основной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Правильное установление плановой прибыли зависит от выбранного метода ее на­числения. Планирование прибыли осуществляется тремя методами: прямого счета, ана­литическим и смешанным.

Метод прямого счета означает, что размер плановой прибыли от реализации продукции исчисляется по каждому виду изделия как разность между выручкой от реализации продукции по действующим оптовым ценам и плановой себестоимо­стью этих изделий. Полученная по каждому изделию прибыль суммируется в целом по предприятию. Для исчисления общего размера плановой прибыли необходимо к прибыли от реализации товарной продукции прибавить прибыль от прочей реализации и внереали­зационные доходы.

Для расчета плановой суммы прибыли от реализации продукции можно использовать следующую формулу:

 

Прп = Пн + Пт – Пк, (7)

 

где Прп – прибыль от реализации продукции;

Пн – прибыль в товарных остатках на начало планируемого года;

Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в течение года;

Пк – прибыль в товарных остатках на конец планируемого года.

 

Преимуществами метода прямого расчета прибыли является то, что исчисление прибыли построено на прямом подсчете себестоимости продукции и выручки от ее реали­зации по каждому виду ассортимента продукции. Этим обеспечиваются точность расче­тов, их простота и ясность. Применение метода прямого расчета эффективно на предприя­тиях с небольшим ассортиментом продукции. Недостатком этого метода является гро­моздкость расчетов при большом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод расчета прибыли основывается на сопоставлении показате­лей за два смежных отрезка времени. Прибыль предприятия на предстоящий год устанав­ливается на основании его прибыли за предшествующий год (базовой прибыли), скоррек­тированной в зависимости от действия факторов, влияющих на ее величину. К таким фак­торам относятся: объем реализации, уровень себестоимости, цены, налоговые ставки, рентабельность. В расчете применяется метод элиминирования (исключения) влияния всех прочих факторов, кроме рассматриваемого.

Аналитический метод расчета прибыли дает результат, близкий к полученному при расчете прибыли методом прямого счета. Поэтому его целесообразно применять для про­верки правильности прямого счета. Расчет прибыли аналитическим методом можно ис­пользовать для экономического анализа.

Смешанный метод планирования прибыли представляет собой сочетание метода прямого счета с некоторыми элементами аналитического метода [16, c.128].

 

Глава 2 Особенности развития Страхового отдела                                ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино и предпосылки                  к финансовому плану

Экономические показатели Страхового отдела                                     ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино

Страховой отдел ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино является обособленным подразделением Ульяновского филиала ООО «Росгосстрах-Поволжье», не является юридическим лицом, не обладает самостоятельной гражданской правоспособностью и выступает в гражданском обороте от имени и по поручению ООО «Росгосстрах-Поволжье».

При осуществлении страховой деятельности Страховой отдел ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино основное внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому клиенту и неукоснительному выполнению всех взятых на себя обязательств. При разработке и внедрении новых страховых продуктов специалисты отдела руководствуются принципом их соответствия потребностям клиента по удобству условий, доступности тарифов и качеству сервиса.

Страховой отдел ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино уделяет большое внимание развитию и поддержанию долгосрочных взаимоотношений с каждым клиентом – и с частным лицом, и с крупной организацией. Также Страховой отдел в с. Б.Нагаткино рассматривает страхование как форму создания для граждан благоприятной среды безопасности путем защиты их собственности, здоровья и финансовых интересов, как цивилизованный способ снижения рисков, связанных с ведением бизнеса, как важнейший механизм привлечения инвестиций в национальную экономику.

Страховой отдел ООО «Росгосстрах-Поволжье» в с. Б.Нагаткино проводит разработку, совершенствование и предложение страхователям новых, самых современных продуктов.

Страховой о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: