Анализ туристических потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Нижнего Новгорода показал, что в 2010 году число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза (табл. 1). [15]
Таблица 1
Характеристика туристических потоков в Нижегородском регионе
по направлениям в 2010 г.
Направление туристических потоков |
| ||||||
1. Прием туристов - всего: | 5514 | 100 | |||||
в том числе: |
| ||||||
- из России | 5005 | 91 | |||||
- из стран дальнего зарубежья | 406 | 7 | |||||
- из стран СНГ | 103 | 2 | |||||
2. Выезд туристов - всего | 20355 | 100 | |||||
в том числе: |
| ||||||
- в другие регионы России | 11819 | 58 | |||||
- в страны дальнего зарубежья | 7496 | 37 | |||||
- в страны СНГ | 1040 | 5 | |||||
Приезжают в Нижегородскую область в основном из других городов России - 91% от общего количества.
Из стран дальнего зарубежья въездной поток составил лишь 7%, из стран СНГ - 2%.
Структура выезжающих нижегородских туристов иная: в другие регионы России - 58%, что меньше по сравнению с въезжающими в регион на 33%. При этом в страны дальнего зарубежья выездной поток составил 37%, в страны СНГ - 5%.
|
|
Результаты анализа структуры въездного туристического потока по целям поездки свидетельствуют, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха (табл. 2). При этом более половины туристов приезжают на теплоходах по Волге. Иностранные граждане в основном приезжают с деловыми и профессиональными целями, на втором месте — с целью лечения.
Таблица 2
Структура въездных туристов в Нижегородский регион
по целям поездки в 2010 г.
Цель поездки | Количество туристов, чел.
из России из стран дальнего зарубежья и СНГ | ||
1. Отдых | 4697 | 30 | |
в том числе речные круизы | 2450 | - | |
2. Деловые и профессиональные | 15 | 376 | |
3. Лечение | - | 103 | |
4. Религия и паломничество | - | - | |
5. Прочие | 293 | - | |
Всего | 5005 | 509 | |
Из анализа структуры выездного потока нижегородских туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки на отдых, второе — поездки с целью лечения, третье - круизный туризм (табл.3). При выезде в другие страны лидируют туры на отдых, далее следует выезд с целью лечения. Основной поток туристов из Нижегородского региона следовал в Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет, Испанию. [18]
Таблица 3
Структура выезда нижегородских туристов по целям поездки в 2010 г.
Цель поездки | Количество туристов, чел. | ||||
1. Отдых | в Россию | в страны дальнего зарубежья и СНГ
| |||
в том числе речные круизы | 1316 | - | |||
2. Деловые и профессиональные | 34 | 175 | |||
3. Лечение | 1590 | 667 | |||
4. Религия и паломничество | - | 2 | |||
5. Прочие | - | 30 | |||
Всего | 11819 | 8536 | |||
Число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает число туристов, посетивших другие страны, на 25% (3283 чел.).
Для подробного анализа состояния туризма в Нижегородской области было проведено исследование потребителей туристических услуг.
Анкетный опрос осуществлялся в ходе выборочного обследования на выставке Нижегородской ярмарки «Туризм-2011». Объем выборки - 190 чел. Время опроса - апрель 2011 года. Текст анкеты приведен в Приложении 28. [17]
Из анализа анкет жителей Нижегородского региона следует, что 63% опрошенных хотели бы в ближайшее время отправиться за границу, 26% - в другие города России, в Нижегородскую область - всего лишь 11% (рис. 3).
Рис. 3. Направления отдыха, предпочитаемые нижегородскими туристами
Предпочтения по целям поездки распределились следующим образом: 30,8% опрошенных предпочитают развлекательный туризм; одинаковая доля предпочтений — 24,6% — приходится на познавательные туры и с целью отдыха; 12,3% составил лечебно-оздоровительный туризм; 4,6% — спортивный; 3,1% — деловой (рис. 4).
Рис. 4. Предпочитаемые виды туризма среди потенциальных туристов
Нижегородского региона
На вопрос относительно организации туризма 37% респондентов ответили, что прибегают к услугам турфирм, оставшиеся 63% высказали мнение о предпочительности организации путешествия самостоятельно.
Интересно, что при этом факторы выбора турфирмы по значимости распределились следующим образом: широта ассортимента предлагаемых услуг - 34%, низкие цены - 30%, имидж продавца - 24%, удобное месторасположение - 12% (рис. 5). Таким образом, широта ассортимента и низкие цены являются наиболее «весомыми» факторами при выборе турфирм.
Рис. 5. Факторы выбора турфирм
Существенное место в анкете занимали вопросы относительно потребительских свойств туристического продукта. В ходе социологического обследования выяснилось, что для нижегородских туристов предпочтительнее туры длительностью 7-14 дней, с авиаперелетом и проживание в стандартном гостиничном номере (рис. 6-8).
Рис. 6. Оптимальная продолжительность отдыха
Рис. 7. Оптимальный способ передвижения
Рис. 8. Привлекательность услуг по гостиничному размещению
При опросе было установлено, что лишь четверть респондентов хотя бы однажды отдыхали в Нижегородской области, в то время как основная часть - 75% в таких турах не были (рис. 9).
Рис. 9. Выбор отдыха в Нижегородской области
Основные причины выбора путешествий по своему региону: оптимальное соотношение цены и качества - 26% и более дешево - 24% (рис. 10).
Рис. 10. Причины выбора отдыха в Нижегородской области
При путешествиях по Нижегородскому региону наиболее востребованными были рекреационные - 32% и лечебно-оздоровительные туры - 28% (рис. 11).
Рис. 11. Характеристика выбранных туров по Нижегородской области
Причины отказа от отдыха в Нижегородской области: неинтересно - 36%; больше интересуют другие города - 28%; низкий уровень обслуживания - 24% (рис. 12).
Рис. 12. Причины отказа от отдыха в Нижегородской области
К сожалению, нижегородцы, которые побывали в турах по региону, подтвердили опасения отказавшихся от поездки: 41% опрошенных среди недостатков указали на низкий уровень обслуживания (рис. 13).
Рис. 13. Недостатки отдыха в Нижегородской области
По мнению большинства экспертов, первоочередными направлениями повышения качества туристических услуг в Нижегородском регионе являются:
1) повышение качества услуг по размещению (85% экспертов);
2) улучшение качества дорог (85%);
3) расширение ассортимента предлагаемых услуг (71%);
|
|
4) повышение квалификации персонала (76%).
Важной задачей экспертного метода был прогноз спроса на ближайшие один-два года (табл. 4).
Таблица 4. Прогноз спроса нижегородских туристов в 2011—2012 гг.
Показатели | Изменение спроса, % | ||||||||||
Снизится на: | Не изме-нится | Возрастет на: | |||||||||
10-20% | 20-30% | 30-40% | 40-50% | Более 50% | 10-20% | 20-30% | 30-40% | 40-50% | Более 50% | ||
1. Направления | |||||||||||
Турция | 40 | 21 | 19 | 20 | |||||||
Испания | 26 | 58 | 16 | ||||||||
Кипр | 12 | 21 | 39 | 28 | |||||||
Италия | 22 | 78 | |||||||||
Болгария | 22 | 21 | 39 | 18 | |||||||
Франция | 80 | 20 | |||||||||
Хорватия | 23 | 57 | 20 | ||||||||
Египет | 19 | 62 | 19 | ||||||||
Чехия | 20 | 60 | 20 | ||||||||
Россия | 14 | 14 | 29 | 29 | 14 | ||||||
в том числе Нижегородская область | 16 | 17 | 17 | 33 | 17 | ||||||
2. Длительность тура | |||||||||||
2-3 дня | 38 | 21 | 21 | 20 | |||||||
4-7 дней | 46 | 17 | 20 | 17 | |||||||
7-14 дней | 17 | 33 | 33 | 17 | |||||||
15-21 день | 25 | 75 | |||||||||
21-30 дней | 25 | 50 | 25 | ||||||||
Более 30 дней | 20 | 40 | 40 | ||||||||
3. Условия проживания | |||||||||||
Стандартный номер | 100 | ||||||||||
Полулюкс | 17 | 66 | 17 | ||||||||
Люкс | 17 | 17 | 66 | ||||||||
Апартаменты | 66 | 17 | 17 | ||||||||
Летние домики | 16 | 16 | 17 | 17 | 17 | 17 | |||||
4.Транспортные услуги | |||||||||||
Авиаперелет | 14 | 14 | 72 | ||||||||
Ж/д транспорт | 57 | 29 | 14 | ||||||||
Водный транспорт | 33 | 33 | 17 | 17 | |||||||
Автомобильный транспорт | 17 | 33 | 33 | 17 |
|
|
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что большинство экспертов прогнозируют стабильность на турецком, испанском, итальянском и французском направлениях.
В Болгарию, Кипр, Хорватию, Египет и Чехию, согласно мнению большей части экспертов - прогнозируется увеличение спроса на 10-20%.
Относительно путешествий по России эксперты сошлись во мнении, что спрос здесь увеличится. При этом 14% экспертов прогнозируют рост спроса на 10-20%, 29% на 20-30%, столько же на 30-40%, 14% на 40-50%. Небольшая часть опрошенных - 14% считают, что спрос по России не изменится.
Аналогичная тенденция прослеживается и в прогнозах туризма по нижегородской области: 84% прогнозируют увеличение спроса, в том числе 17% на 10-20%, столько же на 20-30%, 33% на 30-40%, 17% на 40-50%. За уменьшение спроса ни один из экспертов не отдал свой голос.
Согласно результатам прогнозирования длительности туров мнения экспертов оказались неоднозначными. Однако при этом прослеживается закономерность: в 2011—2012 годах будут более востребованы незначительные по продолжительные туры.
По мнению большинства экспертов - 62% спрос на поездки длительностью 2-3 дня увеличится. При этом 21% прогнозируют рост на 10-20%, столько же на 20-30%, 20% на 40-50%. Увеличение спроса ожидается по турам длительностью 4-7 и 7-14 дней. Такую точку зрения высказали соответственно 54% и 83% экспертов. Спрос на поездки сроком 15-21 дня, по мнению большинства, не изменится.
А вот спрос на поездки длительностью более 21 дня сократится. По поездкам на 21-30 дней уменьшение спроса прогнозируют 75% экспертов, в том числе 25% на 20-30%, 50% на 30-40%. По поездкам длительностью более 30 дней аналогичную точку зрения высказали 60%, из них 20% прогнозируют уменьшение спроса на 30-40%, а 40% на более чем на 50%.
Относительно услуг проживания эксперты высказали единую точку зрения, что спрос на стандартные гостиничные номера останется без изменений. Стабильность спроса на апартаменты прогнозируют 66% экспертов.
Увеличение спроса прогнозируется как по дорогостоящим номерам (люксам и полулюксам), так и по относительно дешевым - летним домикам. По полулюксам голоса распределились следующим образом: 66% считают, что спрос увеличится на 10-20%, 17% на 20-30%. Спрос на люксы возрастет на 10-20% - точка зрения большинства - 66% экспертов.
Что касается транспортных услуг, то, по мнению 72% экспертов, спрос на авиаперелет не изменится; 57% экспертов считают, что спрос не изменится и на железнодорожный транспорт. Однако 28% высказали мнение об уменьшении спроса туристов на авиаперевозки, в том числе 14% на 10-20%, столько же на более чем на 50%. По железнодорожным перевозкам оставшаяся часть 43% прогнозируют увеличение спроса, из них 29% на 10-20%, 14% на 20-30%.
По водному транспорту треть экспертов считают, что спрос либо не изменится, либо сократится на 10-20%. Голоса же другой трети распределились поровну между ростом на 10-20% и 20-30%.
По автомобильному транспорту эксперты ожидают увеличения спроса: 33% на 10-20%, такая же доля на 20-30%; 17% прогнозируют рост на 30-40%. Оставшиеся 17% высказали мнение, что спрос останется стабильным.
Таким образом, в результате маркетингового исследования установлено:
·Количество выезжающих из Нижегородского региона туристов значительно превышает поток въезжающих сюда туристов.
·Выезжают нижегородские туристы в основном в страны дальнего зарубежья, меньше всего - в Нижегородскую область.
·Причины отказа от путешествий по Нижегородской области: неинтересно, больше интересуют другие города и низкий уровень сервиса.
·Причины выбора путешествий по Нижегородской области: оптимальное соотношение цены и качества, более низкие цены.
·Прогноз увеличения спроса на туры по России и Нижегородской области в 2011-2012 гг.
·Направления повышения качества туристических услуг в Нижегородском регионе:
- повышение качества услуг по размещению;
- улучшение качества дорог;
- расширение ассортимента предлагаемых услуг;
- повышение квалификации персонала.