Анализ состояния туризма в Нижегородской области

 

Анализ туристических потоков согласно данным Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Нижнего Новгорода показал, что в 2010 году число выехавших за рубеж туристов превысило число туристов, посетивших Нижегородский регион, в 3,7 раза (табл. 1). [15]

 

 

Таблица 1

 Характеристика туристических потоков в Нижегородском регионе

по направлениям в 2010 г.

Направление туристических потоков

Количество туристов

Чел. %
 
1. Прием туристов - всего: 5514

100

в том числе:  

 

- из России 5005

91

- из стран дальнего зарубежья 406

7

- из стран СНГ 103

2

2. Выезд туристов - всего 20355

100

в том числе:  

 

- в другие регионы России 11819

58

- в страны дальнего зарубежья 7496

37

- в страны СНГ 1040

5

       

 

Приезжают в Нижегородскую область в основном из других городов России - 91% от общего количества.

Из стран дальнего зарубежья въездной поток составил лишь 7%, из стран СНГ - 2%.

Структура выезжающих нижегородских туристов иная: в другие регионы России - 58%, что меньше по сравнению с въезжающими в регион на 33%. При этом в страны дальнего зарубежья выездной поток составил 37%, в страны СНГ - 5%.

Результаты анализа структуры въездного туристического потока по целям поездки свидетельствуют, что наибольшее количество туристов из России посещают Нижегородский регион в целях отдыха (табл. 2). При этом более половины туристов приезжают на теплоходах по Волге. Иностранные граждане в основном приезжают с деловыми и профессиональными целями, на втором месте — с целью лечения.

 

Таблица 2

Структура въездных туристов в Нижегородский регион

по целям поездки в 2010 г.

Цель поездки

Количество туристов, чел.

 

из России                        из стран

 дальнего зарубежья

                                               и СНГ

 
1. Отдых 4697

30

в том числе речные круизы 2450

-

2. Деловые и профессиональные 15

376

3. Лечение -

103

4. Религия и паломничество -

-

5. Прочие 293

-

Всего 5005

509

       

 

Из анализа структуры выездного потока нижегородских туристов по России следует, что первое место здесь занимают поездки на отдых, второе — поездки с целью лечения, третье - круизный туризм (табл.3). При выезде в другие страны лидируют туры на отдых, далее следует выезд с целью лечения. Основной поток туристов из Нижегородского региона следовал в Турцию, ОАЭ, Кипр, Египет, Испанию. [18]

Таблица 3

Структура выезда нижегородских туристов по целям поездки в 2010 г.

Цель поездки

Количество туристов, чел.

 
1. Отдых в Россию

в страны дальнего зарубежья и СНГ

в том числе речные круизы 1316

-

2. Деловые и профессиональные 34

175

3. Лечение 1590

667

4. Религия и паломничество -

2

5. Прочие -

30

Всего 11819

8536

       

 

Число нижегородских туристов, выехавших в регионы России, превышает число туристов, посетивших другие страны, на 25% (3283 чел.).

Для подробного анализа состояния туризма в Нижегородской области было проведено исследование потребителей туристических услуг.

Анкетный опрос осуществлялся в ходе выборочного обследования на выставке Нижегородской ярмарки «Туризм-2011». Объем выборки - 190 чел. Время опроса - апрель 2011 года. Текст анкеты приведен в Приложении 28. [17]

Из анализа анкет жителей Нижегородского региона следует, что 63% опрошенных хотели бы в ближайшее время отправиться за границу, 26% - в другие города России, в Нижегородскую область - всего лишь 11% (рис. 3).

Рис. 3. Направления отдыха, предпочитаемые нижегородскими туристами

Предпочтения по целям поездки распределились следующим образом: 30,8% опрошенных предпочитают развлекательный туризм; одинаковая доля предпочтений — 24,6% — приходится на познавательные туры и с целью отдыха; 12,3% составил лечебно-оздоровительный туризм; 4,6% — спортивный; 3,1% — деловой (рис. 4).

Рис. 4. Предпочитаемые виды туризма среди потенциальных туристов

Нижегородского региона

На вопрос относительно организации туризма 37% респондентов ответили, что прибегают к услугам турфирм, оставшиеся 63% высказали мнение о предпочительности организации путешествия самостоятельно.

Интересно, что при этом факторы выбора турфирмы по значимости распределились следующим образом: широта ассортимента предлагаемых услуг - 34%, низкие цены - 30%, имидж продавца - 24%, удобное месторасположение - 12% (рис. 5). Таким образом, широта ассортимента и низкие цены являются наиболее «весомыми» факторами при выборе турфирм.

Рис. 5. Факторы выбора турфирм

Существенное место в анкете занимали вопросы относительно потребительских свойств туристического продукта. В ходе социологического обследования выяснилось, что для нижегородских туристов предпочтительнее туры длительностью 7-14 дней, с авиаперелетом и проживание в стандартном гостиничном номере (рис. 6-8).

Рис. 6. Оптимальная продолжительность отдыха

Рис. 7. Оптимальный способ передвижения

 

Рис. 8. Привлекательность услуг по гостиничному размещению

При опросе было установлено, что лишь четверть респондентов хотя бы однажды отдыхали в Нижегородской области, в то время как основная часть - 75% в таких турах не были (рис. 9).

Рис. 9. Выбор отдыха в Нижегородской области

Основные причины выбора путешествий по своему региону: оптимальное соотношение цены и качества - 26% и более дешево - 24% (рис. 10).

Рис. 10. Причины выбора отдыха в Нижегородской области

При путешествиях по Нижегородскому региону наиболее востребованными были рекреационные - 32% и лечебно-оздоровительные туры - 28% (рис. 11).

Рис. 11. Характеристика выбранных туров по Нижегородской области

Причины отказа от отдыха в Нижегородской области: неинтересно - 36%; больше интересуют другие города - 28%; низкий уровень обслуживания - 24% (рис. 12).

Рис. 12. Причины отказа от отдыха в Нижегородской области

К сожалению, нижегородцы, которые побывали в турах по региону, подтвердили опасения отказавшихся от поездки: 41% опрошенных среди недостатков указали на низкий уровень обслуживания (рис. 13).

Рис. 13. Недостатки отдыха в Нижегородской области

По мнению большинства экспертов, первоочередными направлениями повышения качества туристических услуг в Нижегородском регионе являются:

1) повышение качества услуг по размещению (85% экспертов);

2) улучшение качества дорог (85%);

3) расширение ассортимента предлагаемых услуг (71%);

4) повышение квалификации персонала (76%).

Важной задачей экспертного метода был прогноз спроса на ближайшие один-два года (табл. 4).

Таблица 4. Прогноз спроса нижегородских туристов в 2011—2012 гг.

Показатели

Изменение спроса, %

Снизится на:

Не изме-нится

Возрастет на:

10-20% 20-30% 30-40% 40-50% Более 50% 10-20% 20-30% 30-40% 40-50% Более 50%

1. Направления

Турция           40 21 19 20    
Испания   26       58 16        
Кипр   12       21 39 28      
Италия 22         78          
Болгария   22       21 39 18      
Франция           80 20        
Хорватия         23   57 20      
Египет     19       62 19      
Чехия           20 60 20      
Россия           14 14 29 29 14  
в том числе Нижегородская область           16 17 17 33 17  

2. Длительность тура

2-3 дня           38 21 21   20  
4-7 дней           46 17 20 17    
7-14 дней           17 33 33 17    
15-21 день 25         75          
21-30 дней   25 50     25          
Более 30 дней     20   40 40          

3. Условия проживания

Стандартный номер           100          
Полулюкс           17 66 17      
Люкс 17         17 66        
Апартаменты           66 17 17      
Летние домики         16 16 17   17 17 17

4.Транспортные услуги

Авиаперелет 14       14 72          
Ж/д транспорт           57 29 14      
Водный транспорт 33         33 17 17      
Автомобильный транспорт           17 33 33 17    

 

Данные таблицы 4 свидетельствуют, что большинство экспертов прогнозируют стабильность на турецком, испанском, итальянском и французском направлениях.

В Болгарию, Кипр, Хорватию, Египет и Чехию, согласно мнению большей части экспертов - прогнозируется увеличение спроса на 10-20%.

Относительно путешествий по России эксперты сошлись во мнении, что спрос здесь увеличится. При этом 14% экспертов прогнозируют рост спроса на 10-20%, 29% на 20-30%, столько же на 30-40%, 14% на 40-50%. Небольшая часть опрошенных - 14% считают, что спрос по России не изменится.

Аналогичная тенденция прослеживается и в прогнозах туризма по нижегородской области: 84% прогнозируют увеличение спроса, в том числе 17% на 10-20%, столько же на 20-30%, 33% на 30-40%, 17% на 40-50%. За уменьшение спроса ни один из экспертов не отдал свой голос.

Согласно результатам прогнозирования длительности туров мнения экспертов оказались неоднозначными. Однако при этом прослеживается закономерность: в 2011—2012 годах будут более востребованы незначительные по продолжительные туры.

По мнению большинства экспертов - 62% спрос на поездки длительностью 2-3 дня увеличится. При этом 21% прогнозируют рост на 10-20%, столько же на 20-30%, 20% на 40-50%. Увеличение спроса ожидается по турам длительностью 4-7 и 7-14 дней. Такую точку зрения высказали соответственно 54% и 83% экспертов. Спрос на поездки сроком 15-21 дня, по мнению большинства, не изменится.

А вот спрос на поездки длительностью более 21 дня сократится. По поездкам на 21-30 дней уменьшение спроса прогнозируют 75% экспертов, в том числе 25% на 20-30%, 50% на 30-40%. По поездкам длительностью более 30 дней аналогичную точку зрения высказали 60%, из них 20% прогнозируют уменьшение спроса на 30-40%, а 40% на более чем на 50%.

Относительно услуг проживания эксперты высказали единую точку зрения, что спрос на стандартные гостиничные номера останется без изменений. Стабильность спроса на апартаменты прогнозируют 66% экспертов.

Увеличение спроса прогнозируется как по дорогостоящим номерам (люксам и полулюксам), так и по относительно дешевым - летним домикам. По полулюксам голоса распределились следующим образом: 66% считают, что спрос увеличится на 10-20%, 17% на 20-30%. Спрос на люксы возрастет на 10-20% - точка зрения большинства - 66% экспертов.

Что касается транспортных услуг, то, по мнению 72% экспертов, спрос на авиаперелет не изменится; 57% экспертов считают, что спрос не изменится и на железнодорожный транспорт. Однако 28% высказали мнение об уменьшении спроса туристов на авиаперевозки, в том числе 14% на 10-20%, столько же на более чем на 50%. По железнодорожным перевозкам оставшаяся часть 43% прогнозируют увеличение спроса, из них 29% на 10-20%, 14% на 20-30%.

По водному транспорту треть экспертов считают, что спрос либо не изменится, либо сократится на 10-20%. Голоса же другой трети распределились поровну между ростом на 10-20% и 20-30%.

По автомобильному транспорту эксперты ожидают увеличения спроса: 33% на 10-20%, такая же доля на 20-30%; 17% прогнозируют рост на 30-40%. Оставшиеся 17% высказали мнение, что спрос останется стабильным.

Таким образом, в результате маркетингового исследования установлено:

·Количество выезжающих из Нижегородского региона туристов значительно превышает поток въезжающих сюда туристов.

·Выезжают нижегородские туристы в основном в страны дальнего зарубежья, меньше всего - в Нижегородскую область.

·Причины отказа от путешествий по Нижегородской области: неинтересно, больше интересуют другие города и низкий уровень сервиса.

·Причины выбора путешествий по Нижегородской области: оптимальное соотношение цены и качества, более низкие цены.

·Прогноз увеличения спроса на туры по России и Нижегородской области в 2011-2012 гг.

·Направления повышения качества туристических услуг в Нижегородском регионе:

- повышение качества услуг по размещению;

- улучшение качества дорог;

- расширение ассортимента предлагаемых услуг;

- повышение квалификации персонала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: