Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению

 

Современный туризм - это в первую очередь социально-антропологический феномен. Своего рода форма "великого переселения" народов, как она доступна из сегодняшнего дня и сегодняшних транспортных технологий. При этом отношение к туризму как экономической деятельности и к туристам как носителям иной культуры всегда формируется под воздействием традиционных социокультурных образцов соседства, гостеприимства, а также из отношения к самому себе, своей истории, ритуалам и традиция, роду. Способность быть путешественником и принимать гостей вырастает из недр и ресурсов своей собственной культуры.

У российского туризма четыре проблемы, и все они – антропологические [22].

Первая - плохой сервис за большие деньги. Нам кажется, что мы славимся "традиционным русским гостеприимством". Но в системе туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.

Вторая - давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов - либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.

Третья проблема - нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.

И последняя по списку, но основная - мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.

Сегодня для нас актуальны два типа отношения к туристам.

Первый из них - турист как "Шпион". Мы еще не забыли и не избавились от советской привычки видеть в иностранце "засланца" (особенно если встречам его где-то в неожиданной глуши) и бояться "гэбни", которая, как водится, пасет и его, и нас - заодно.

Другой тип туриста в нашей культуре - "Дар". Он сам приезжает, это "дары природы", которые никогда не иссякнут в их ежесезонной регулярности [23].

По мнению иностранных исследователей, туристов в России отпугивают растущие цены, плохая инфраструктура, скудный список развлечений, а также сложный и запутанный механизм выдачи виз.

«Многократной чемпионке мира по армрестлингу Хейди Андерссон отказано в получении российской визы из-за якобы рваного паспорта». Подобные сообщения о знаменитостях, которым отказано во въезде в Россию, периодически появляются на страницах скандинавских газет, укрепляя обывателей во мнении, что российские консульства – не самые «легкопроходимые» учреждения в мире. «Для поездки по Транссибирской железной дороге требуются три визы. Монгольскую и китайскую легко получить самостоятельно, совсем другое дело – российская, – делятся опытом на своей веб-страничке молодые шведские путешественники. – В течение четырех месяцев мы обменивались сообщениями по электронной почте с разными Ольгами и Анастасиями из туристических агентств в России, которые должны были снабдить нас семью видами необходимых для въезда документов. Совет для тех, кто решит пойти по нашим следам: лучше заплатите туристическому агентству в Швеции, если хотите избежать множества хлопот». [17]

Особенно много недовольных среди финнов, поскольку именно они чаще других скандинавов приезжают в Россию. Так, финское генконсульство выдает туристические визы россиянам без требования предъявить приглашение или без бронирования гостиницы. Финский турист обязан иметь либо приглашение, либо документ не только о бронировании, но и об оплате места в отеле. Североевропейских туристов раздражает также обязательная справка об отсутствии ВИЧ-инфекции, если гость собирается прожить в стране более трех месяцев. Обращение в медучреждение на родине с пожеланием провериться на СПИД сопряжено с массой неудобств, главным образом психологического характера, поэтому в той же Финляндии распространилась торговля фальшивыми свидетельствами, которые продают определенные туристические компании в одном пакете с «визовыми» услугами. Среднему финну непонятна логика российского закона: получается, носитель СПИДа может спокойно въезжать в страну на два месяца и 29 дней, а вот при большем сроке он представляет угрозу для жизни и здоровья аборигенов [19].

Немало нареканий вызывает система регистрации иностранцев, если они живут в одном городе больше трех дней. «Россиянин едет в Мадрид, Рим, Париж, Брюссель, Амстердам и никому не объясняет, зачем и насколько он туда едет, главное – чтобы он уехал в срок. Испанский же гражданин должен объясняться с властями и регистрироваться везде, куда бы он ни поехал – в Москве, Иркутске или Петербурге», – посетовал на днях в беседе с «НИ» чрезвычайный и полномочный посол Испании в РФ Хуан Антонио Марк. Конечно, все эти трудности можно объяснить особенностями национальной политики в духе «око за око». Но как в таком случае обосновать наше нежелание идти навстречу государствам, пропагандирующим лояльность к «руссо туристо»? «Мы выдаем россиянам многоразовые визы на полгода, а нашим гражданам дают однократную визу на четыре дня», – подчеркивает посол Испании. Отмена виз для туристов из ЕС была бы логичным шагом, – считает директор туркомпании Илья Клубникин. – У нас безвизовый режим для граждан стран СНГ, неужели при свободном въезде для европейских туристов к нам хлынет поток гастарбайтеров из Франции?[19]

Как ни крути, поездка в Россию для обычного интуриста получается довольно затратной, и не только по количеству нервных клеток или часов. Например, для японцев стоимость недельного тура с осмотром Москвы и Санкт-Петербурга колеблется в районе 2,6–3,2 тыс. долларов. Это для обеспеченных японских граждан не так дорого, но приобретение сувениров уже создает проблемы – цены в главных городах России «кусаются». В копеечку для японского путешественника обходится ресторанное обслуживание и размещение в отелях. Переводчица русского языка Нацуко Самэдзима много лет училась в РФ, в нашей стране у нее остался не один десяток друзей. «Еще пять-шесть лет назад мне удавалось заказывать номера до 150–200 долларов в сутки в центре столицы или близко к нему, но сейчас плата взлетела, – сетует она. – С зарплатой в три тысячи долларов в месяц японцам трудно часто посещать Россию». Некоторые пятизвездочные отели в России явно уступают по набору сервиса токийским, одноместные номера в которых вполне можно снять за те же 150–200 долларов, а в обычных трехзвездочных гостиницах в сутки – за 100 долларов. «Я бы хотела побывать в Москве по индивидуальному туру и снять жилье в частном секторе, но такого вида услуг турагентства пока не предлагают», – с грустью заключает Нацуко Самэдзима. Неудивительно, что японцы предпочитают смотреть российские достопримечательности по Интернету.

Удивляться интуристам нечему: Москва давно лидирует в списке самых дорогих городов мира. Однако требование «позолотить ручку» начинается задолго до пересечения границы. «Существуют два срока оформления российской туристической визы для европейцев: в десять дней и в три дня, – говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. – Разница в цене – минимум в два раза. За счет этого российскими консульствами создаются искусственные ситуации, когда турист вынужден оформлять срочную визу, а значит – платить больше». [17] Еще одна статья дохода на европейцах – торговля приглашениями. В Интернете полно фирм, обещающих гарантированное получение визы, при этом покупать турпутевку у них необязательно. Стоимость такой услуги колеблется от 1,5 тыс. до 12,7 тыс. рублей, в зависимости от типа визы, срока пребывания в России и гражданства иностранца. «Это незаконно, – поясняют власти. – Впрочем, консульство не всегда имеет возможность проверить подлинность предоставленной информации, да обычно и не стремится к этому. Приглашения до сих пор принимаются по факсу, что легче всего подделать».

Особенно популярна такая услуга у граждан, живущих в странах так называемого миграционного риска. Примечательно, что туда входят практически все государства, отменившие или упростившие въездные визы для российских туристов. «Граждане этих стран чаще других используют Россию в качестве промежуточной страны для нелегальной миграции в Европу, – рассказал Владимир Канторович. – Происходит это так: летит человек из Анголы в Париж с пересадкой в России. Поскольку наш аэропорт он проходит транзитом, общаться с пограничниками не нужно. Перед посадкой в самолет иностранец торжественно спускает свой паспорт в унитаз. Из Парижа его высылают туда, откуда он прилетел: в данном случае, обратно в Москву».[21]

Граждане этих стран могут получить российскую визу, но с оговорками. Например, им обязательно потребуется пройти собеседование в консульстве и предоставить «бронебойное» подтверждение платежеспособности. Такие придирки с благой целью ставят добропорядочных туристов в неудобное положение. Теперь уже бывший посол Индии в РФ Канвал Сибал неоднократно говорил о необходимости упрощения процедуры оформления документов, а также о сокращении сроков ее получения. Разговоры об этом шли еще четыре года назад, но серьезных подвижек не видно. При этом интерес граждан Индии к России есть, как и материальные возможности путешествовать. «Надо быть реалистами. Если у нас при постоянных разговорах об отличных отношениях между Дели и Москвой даже бизнесмены не могут добиться упрощения визовых процедур, что же говорить об индийских туристах? Ваши чиновники, наверное, видят в них потенциальных нелегалов», – с грустью заметил в этой связи сотрудник одной из индийских туркомпаний Прабха Сатил [21].

И ладно бы еще после всего этого турист получал достойную экскурсионную программу! Но в подавляющем большинстве случаев иностранцы нарезают круги по «Золотому кольцу», редко выбираясь за его пределы. «Помимо этого, экскурсионные программы обычно включают в себя Москву и Санкт-Петербург, – рассказал Илья Клубникин. – Стабильным спросом пользуются речные круизы по Волге или русскому Северу, с заездом на Валаам. Из новых объектов показа можно назвать озеро Байкал и Камчатку. Альтернативные маршруты прокладываются крайне редко». [19]

Туристический рынок в России довольно инертен, и не только в плане новых развлечений, считают эксперты. Представители старших поколений, составляющие большинство туристов в России, жалуются на плохие условия для отдыха и низкую квалификацию обслуживающего персонала. «Приезжающий на отдых поляк хочет чувствовать себя паном, хотя бы на время, – поделился с «НИ» заядлый путешественник Яцек Домбровский. – А в России по-настоящему приличный сервис могут получить очень богатые люди, швыряющиеся деньгами налево и направо. В нашей культуре это не принято, мы бережем каждый грош даже на отдыхе». Из-за этого польские туристы выбирают нашу страну в 2% случаев, тогда как еще в 2000-м этот показатель составлял 5%.

С целью решения проблем туристической отрасли России Правительство РФ разработана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» [25].

Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия Программы и составляет 332 млрд. рублей.

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет:

· средств федерального бюджета - в размере 96 млрд. рублей (28,9 процента);

· средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - в размере 25 млрд. рублей (7,5 процента);

· средств внебюджетных источников - в размере 211 млрд. рублей (63,6 процента).

Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:

· задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";

· задача 2 "Повышение качества туристских услуг";

· задача 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках".

Реализация Программы рассчитана на период с 2011 по 2018 годы. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса страны.

Сокращенный срок реализации Программы не позволит достигнуть ожидаемых результатов и создать комфортную предпринимательскую среду в субъектах Российской Федерации для привлечения инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма страны на основе государственно-частного партнерства.

Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.

Первый этап (2011 - 2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.

Кроме того, на этом этапе предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.

Помимо этого, первоочередной задачей первого этапа Программы станет создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального уровней в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.

На конкурсной основе будут отобраны инвестиционные проекты для реализации на втором этапе Программы (2015 - 2018 годы), в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Предусмотрено масштабное развитие курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

В течение всего срока реализации Программы будут проводиться мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:

1. повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма;

2. внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;

3. создание привлекательного имиджа национальных курортных территорий и туристского продукта;

4. обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний.

Для решения задачи 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации" необходимо осуществить следующие мероприятия:

· капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;

· создание и модернизация туристских объектов;

· проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала регионов и качества региональных проектов;

· проведение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;

· частичное возмещение затрат на оплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы в российских кредитных организациях.

Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а в части обеспечения взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров - Министерство регионального развития Российской Федерации.

Для решения задачи 2 "Повышение качества туристских услуг" необходимо осуществить следующие мероприятия:

· развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства;

· создание условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций;

· развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли;

· проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области управления качеством туристских услуг.

Указанные мероприятия необходимо проводить на протяжении всего срока реализации Программы. Их финансирование предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Для решения задачи 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках" необходимо осуществить следующие мероприятия:

· проведение информационно-пропагандистской кампании и размещение социальной рекламы о туризме в Российской Федерации на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, а также с помощью наружной рекламы, проведение пресс-туров и обеспечение работы информационных центров и пунктов;

· создание конкурентоспособного цифрового контента и наполнение информационного ресурса;

· организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий;

· проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий по продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным за их выполнение, является Федеральное агентство по туризму.

Отбор укрупненных инвестиционных проектов Программы осуществляется на конкурсной основе, исходя из экономической целесообразности, наибольшей эффективности и результативности с точки зрения обеспечения достижения цели и решения задач Программы.

Положение о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий Программы разрабатывается и утверждается государственным заказчиком - координатором Программы.

При отборе региональных инвестиционных проектов особое внимание будет уделено туристским кластерам, развивающим приоритетные туристские направления Российской Федерации.

Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление "Серебряное кольцо России". В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт - Марциальные воды.

Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.

В настоящее время туристский потенциал регионов "Серебряного кольца России" используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры. В результате при потенциально возможном объеме туристского потока, оцениваемом в 9 млн. туристов в год, его фактическое значение в указанных регионах не превышает 4,2 млн. туристов.

На территории регионов Центрального федерального округа, в совокупности составляющих перспективное туристское направление "Золотое кольцо России", расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц.

Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. Центральный федеральный округ занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек в год (свыше 27 процентов в общем туристском потоке страны).

В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах "Золотого кольца России" является культурно-познавательный, этнографический и религиозный туризм. Популярный маршрут "Золотое кольцо России" проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма.

Несмотря на значительный потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринимаемые меры по его развитию, реальный объем оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов "Золотого кольца России" составляет более 4 млн. туристов в год.

Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для туристской отрасли "Золотого кольца России" характерно недостаточное продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене.

Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.

Регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов объединены в перспективное туристское направление "Юг России". К ним относятся Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарская Республика. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при соответствующем уровне развития могут обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации указанного направления. Азовское и Черноморское побережья, а также районы Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусья - известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма.

Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального туристско-рекреационного комплекса, обусловленная невысоким качеством производимого туристского продукта при высоком уровне цен на него, и территориальная неравномерность развития инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса.

Создание условий и механизмов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития на территории указанных регионов новых видов туризма позволит повысить интерес туристов к указанному туристскому направлению и заметно диверсифицировать спектр туристских услуг, предоставляемых в регионах.

К наиболее перспективным видам туризма, развитие которых может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта, относятся круизный, деловой, экологический и сельский туризм.

Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса южных регионов Российской Федерации необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные ресурсы на приоритетных стратегических направлениях развития туризма, одним из которых является кластеризация туристско-рекреационного пространства.

Согласно экспертным прогнозам при должном уровне развития туристской инфраструктуры, повышении качества и узнаваемости туристского продукта южных регионов Российской Федерации поток туристов может возрасти более чем в 2 раза, достигнув значения 8 млн. туристов в год.

К территориям перспективного туристского направления "Большая Волга" кроме субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ (привлекающих ежегодно более 5,2 млн. человек или 16,2 процента общего туристского потока страны), относятся также Астраханская и Волгоградская области.

Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и др.), в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов.

Создание условий для развития культурно-познавательного (в том числе этнографического), оздоровительного, делового, экологического, речного, круизного и пляжного видов туризма является приоритетом для регионов "Большой Волги".

Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.).

Согласно экспертным оценкам при условии решения проблем инфраструктуры и преодоления связанных с ними ограничений поток туристов в рамках туристского направления "Большая Волга" может быть увеличен до 10 млн. туристов в год.

В число регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным потенциалом, входят Республика Алтай и Алтайский край. Развитие туризма в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов социально-экономического развития указанных территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и рекреации.

Регионы Сибири обладают уникальными природно-географическими, климатическими, бальнеологическими, культурно-историческими ресурсами, формирующими их потенциальную конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом туристском рынке.

Географическое соседство Республики Алтай и Алтайского края с промышленно-развитыми регионами Западной Сибири и Урала (высокая степень транспортной доступности, наличие на территории Алтайского края единственного в Сибири курорта федерального значения "Белокуриха", экологическая чистота территории) обеспечивает высокий потенциальный спрос на все основные виды туризма (рекреационный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический и активный). В перспективе поток туристов в указанных регионах составит около 2 млн. туристов в год.

Несмотря на высокий потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринятые в последние годы меры по его развитию, реальный поток туристов в настоящее время продолжает оставаться невысоким (около 700 тыс. человек в год). Это обусловлено рядом негативных факторов, в том числе недостаточным развитием туристской инфраструктуры, высокими ценами в коллективных средствах размещения, а также невысоким уровнем туристского сервиса и недостаточной квалификацией обслуживающего персонала.

По экспертным оценкам, преодоление сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли указанных регионов позволит увеличить туристский поток на 1,3 млн. туристов в год.

Главным объектом притяжения туристов в Прибайкалье является озеро Байкал - уникальный природный объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Флора Прибайкалья отличается разнообразием. Природоохранные территории в бассейне озера Байкал и Прибайкалье в целом представлены большим числом биосферных заповедников (Баргузинский, Байкальский, Джергинский), национальных парков (Забайкальский и Тункинский), заказников федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями.

Горные ландшафты Саян в сочетании с ресурсами озера Байкал создают предпосылки для создания современных всесезонных курортов и туристских комплексов.

В Прибайкалье находится множество уникальных объектов исторического и культурного наследия, в том числе большое количество сохранившихся археологических памятников (плиточные могилы и др.), что формирует значительные конкурентные преимущества этого туристского направления и создает предпосылки для развития на территории Прибайкалья большинства видов туризма, включая культурно-познавательный, этнографический, археологический, спелеологический, религиозный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский.

Развитие туризма в Прибайкалье сдерживается сезонностью работы части коллективных средств размещения, связанной в том числе с отсутствием разветвленной и круглогодично функционирующей транспортной инфраструктуры.

По экспертным оценкам, преодоление сдерживающих факторов и дальнейшее развитие индустрии отдыха и туризма в указанных регионах позволит увеличить туристский поток на 800 тыс. туристов в год (общее число составит до 1,5 млн. человек в год).

Уникальными природно-климатическими особенностями обладает Дальневосточный регион. Это единственное место на территории Российской Федерации с умеренно муссонным климатом. Природные ресурсы Приморья, Камчатки и бассейна р. Амура традиционно привлекают как российских, так и иностранных туристов. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии. На территории макрорегиона ежегодно отдыхает около 2 млн. туристов, что составляет 6 процентов общероссийского туристского потока.

В настоящее время на Дальнем Востоке развиваются активные виды туризма (водный туризм, альпинизм и скалолазание, велотуризм, треккинг, горнолыжный туризм, сноубординг и др.), а также лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Раскрытие туристского потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока связано с возможностью использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. Важнейшими видами туризма в регионе могут стать событийный и культурно-исторический туризм. Перспективным также является дальнейшее развитие круизных маршрутов, в том числе океанических.

Специфические региональные проблемы в области развития туризма связаны прежде всего с низким уровнем развития туристской инфраструктуры, а также с недостатком транспортной инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных. Преодоление указанных сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли Дальнего Востока позволит увеличить туристский поток на 2 млн. туристов в год (общее число туристов составит около 4 млн. человек в год).

Концентрация усилий государства и бизнеса на развитии туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации в рамках территорий 7 наиболее перспективных туристских направлений обеспечит достижение целевых показателей и индикаторов Программы, оптимизировав объем необходимых инвестиционных ресурсов.

При разработке Программы на конкурсной основе с учетом степени проработки и готовности соответствующей документации был сформирован перечень регионов Российской Федерации, в которых начиная с 2011 года будет проведена апробация механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства. В указанный перечень включены Ярославская, Ивановская, Рязанская, Ростовская и Псковская области, а также Алтайский край.

С учетом необходимости привлечения более широкого круга субъектов Российской Федерации к процессам создания конкурентоспособной региональной туристской инфраструктуры были отобраны перспективные туристские регионы, имеющие высокий туристский потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов. В их числе Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, а также Амурская область, Астраханская область, Владимирская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область и Тюменская область.

Кроме того, с учетом уровня подготовки документации были отобраны перспективные туристские проекты, готовые к реализации начиная с 2012 года, в Республике Бурятия и Липецкой области.

Софинансирование за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов с началом реализации в 2012 - 2014 годах будет осуществляться при условии соблюдения порядка и сроков представления документации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Кроме того, субъекты Российской Федерации в кооперации с бизнес-сообществом должны обеспечить своевременную разработку финансово-экономической и технической проектной документации, обосновывающей эффективность запланированных для реализации инвестиционных проектов, в том числе региональных долгосрочных целевых программ развития туризма, бизнес-планов, схем территориального планирования и др.

Предполагаемая оценочная стоимость каждого инвестиционного проекта может составлять от 3 до 5 млрд. рублей с учетом софинансирования за счет средств федерального бюджета в пределах 20 - 25 процентов. Реализация проекта обеспечит создание 2 - 5 тыс. рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта) и увеличение туристского потока на 200 - 400 тыс. человек.

В результате реализации мероприятий Программы будет создана сеть современных курортных и туристских объектов в рамках соответствующих туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.

Интегральный общественный эффект от реализации мероприятий Программы, приведенный к году начала реализации Программы, составляет 980,3 млрд. рублей.

Интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы, приведенный к году начала реализации Программы, оценивается в 231,3 млрд. рублей. Индекс прибыльности (доходности) частных инвестиций составляет 1,1, что позволяет считать Программу эффективной. Период окупаемости частных инвестиций в реализацию проектов, вошедших в Программу, составляет 13 лет.

Интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы составляет 574,4 млрд. рублей. Расчетный срок окупаемости бюджетных инвестиций или период возврата средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет 6 лет. Коэффициент финансового участия государства в реализации Программы равен 0,26.

Экологическая эффективность Программы является неотъемлемой частью ее общей эффективности. Защита окружающей среды при реализации мероприятий Программы обеспечивается путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям. Контроль соблюдения действующего законодательства в части защиты окружающей среды как на этапе предварительного отбора инвестиционных проектов, планируемых для реализации в рамках Программы, так и на этапе реализации Программы, в том числе обязательность прохождения экологической экспертизы проектов, обеспечивает высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: