Германские государства до создания Германской империи (Второго рейха) в 1871 г

 

Падение «Священной Римской империи германской нации» и начало объединительного движения. В XVIII в. «Священная Римская империя германской нации» лишь формально представляла собой единое государство, в состав которого помимо непосредственных владений императора входили семь курфюршеств, являющихся суверенными государствами, 300 владений имперских князей, епископов и аббатов, вольные города, формально зависимые от императора, а фактически управляемые князьями, епископами, городскими советами, и множество других феодальных владений. Империя скреплялась не столько экономической общностью или общеимперскими органами управления, сколько культурным, языковым и прочим единством ее народов.

Фактором, все больше влияющим на внутриполитическую жизнь империи, становится крепнущее монархическое государство Пруссия, достигшее во второй половине XVIII в. ранга крупной европейской державы. Этому во многом способствовала проводимая при прусском короле Фридрихе II (1740—1786) прогрессивная по своей сути политика «просвещенного абсолютизма», сопровождаемая упорядочением государственных финансов и судопроизводства, ослаблением внутригосударственных таможенных, цеховых и других феодально-бюрократических ограничений, некоторым улучшением положения крепостных крестьян. Указы 1749—1764 гг. запрещали сгон крестьян с земли, а по Указу 1777 г. государственные крестьяне получили право наследственного владения своими земельными участками. Пруссия первой из всех германских государств ввела всеобщее обязательное начальное образование (1763) и унифицировала свое право.

При всей ограниченности эти реформы, которые не могли существенно затронуть устои феодально-бюрократической системы и коренные интересы юнкерства, способствовали началу буржуазного по своему характеру процесса модернизации страны. Развитие капиталистического предпринимательства стимулировалось и созданием крупных боеспособных вооруженных сил страны. Пруссия обладала в это время четвертой по величине армией в Европе, что поглощало 85% ее годового бюджета.

Падение «Священной Римской империи германской нации» стало прямым следствием победоносных наполеоновских войн, в ходе которых не только существенно была перекроена политическая карта Европы, но и дальнейший импульс получило развитие Германии по капиталистическому пути. Было ликвидировано множество мелких феодальных владений, которые объединились или вошли в состав более крупных монархий. При этом наибольшие территориальные приобретения получили непосредственно зависимые от Наполеона государства Баден, Бавария, Вюртемберг и Саксония. В 1807 г. было создано крупное королевство Вестфалия.

В 1806 г. 16 формально независимых прирейнских государств были объединены в Рейнский союз, впоследствии их число увеличилось до 36. Рейнский союз формально возник как союз монархий, не лишенных государственного суверенитета, но отношения их с Наполеоном строились скорее на сюзеренно-вассальных связях зависимости и протектората. Государства Рейнского союза объявили о своем выходе из «Священной римской империи германской нации», что и предопределило ее распад. В этих государствах были отменены сословные привилегии духовенства и дворянства, личная крепостная зависимость крестьян, реорганизованы судебная и правовая системы; введен в действие Французский гражданский кодекс 1804 г.[8]

После сокрушительного поражения Пруссии в войне с Францией в 1807 г. процесс возрождения в развалившейся, лишенной половины своих территорий, обложенной огромной контрибуцией стране начался с новой серии буржуазных по своему характеру реформ. Самой значительной из этих реформ была отмена в 1807 г. личной зависимости крестьян и введение свободной купли-продажи земли. В 1811 г. был издан указ об условиях выкупа крестьянских платежей и повинностей, в том числе сохранившейся после реформы 1807 г. барщины. Дворянство получило право заниматься предпринимательской деятельностью. Было введено новое налоговое обложение, распространявшееся частично и на дворян, осуществлена секуляризация церковных земель, отменены цеховые ограничения.

Экономические преобразования сопровождались изменениями в государственном аппарате, а также установлением нового административно-территориального деления на провинции. Проведена была и реорганизация армии, в офицерские школы был открыт доступ лицам недворянского происхождения. В 1814 г. в Пруссии была введена всеобщая воинская повинность — главное условие осуществления агрессивного милитаристского курса ее внешней политики.

Конец эпохи наполеоновских войн в Европе был ознаменован созданием нового объединения германских государств, правовой основой которого стал Союзный акт 1815 г., принятый на Венском конгрессе державами-победительницами. Они боялись возникновения в сердце Европы единого сильного немецкого государства, но были заинтересованы в создании некоего конфедеративного форпоста у границ вызывающей опасения Франции.

В Германский союз вошли 35 суверенных монархий, в том числе различных королевств, курфюршеств, герцогств и четыре вольных города, но здесь не существовало ни крепких экономических связей, ни единого законодательства, ни общих финансов или дипломатических служб. В новом объединении отсутствовали и центральные органы власти, кроме единственного — Союзного сейма, состоящего из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Решения сейма требовали единодушного согласия всех его членов, что нередко парализовывало его деятельность. Союзный акт 1815 г. предписывал не только форму отношений между немецкими государствами, но и будущее внутреннее устройство этих государств на основе сословно-представительных конституций.[9]

С 1816 по 1847 г. в большинстве германских государств были приняты первые конституции, в основном в форме октроированных (дарованных монархами) хартий. В условиях нарастающего демократического подъема эти конституции строились на сложном сочетании реакционно-реставраторских и реформистских тенденций эволюции германских государств. По формам правления и высшим органам государственной власти (во главе с «государем Божьей милостью» и, как правило, двухпалатным сословно-представительным органом — ландтагом, контролируемым монархом, а также назначаемым им ответственным перед ним правительством) эти конституции мало отличались одна от другой.

Так, согласно Конституционному акту Великого герцогства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный великий герцог объединял в своем лице все права государственной власти, но «в согласии с предписаниями Конституции» (ст. 5), т. е. прежде всего в согласии с создаваемым на основе Конституции сословно-представительным двухпалатным органом — ландтагом, высшая палата которого представляла собой сугубо феодальное учреждение, со стоящее из принцев «великого герцогского дома», глав бывших владетельных фамилий, нескольких депутатов от земского дворянства и университетов, а также лиц, лично назначенных герцогом. Нижняя палата избиралась из депутатов городских и сельских округов на основе двухстепенных выборов лицами, достигшими 25-летнего возраста, с учетом ценза оседлости.

Конституция 1818 г. всю полноту исполнительной власти и контроль над властью законодательной вверяла великому герцогу, который мог созывать и распускать ландтаг, отсрочивать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащих его обсуждению, «если они не были отнесены к их ведению самой Конституцией» (ст. 50). Ему же предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательной инициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и обнародования законов, а также издание для их исполнения «распоряжений, регламентов и общих указов» (ст. 66). Конституция предусматривала и прямое законотворчество великого герцога в форме указов в связи с принятием мер, «которые по своему значению относятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необходимы в видах государственной пользы» (ст. 66).

Конституция, однако, не соответствовала бы своему новому назначению, если бы она не говорила и об определенных ограничениях законодательных прав великого герцога, которые касались бюджета и изменения самой Конституции. Налоги не могли впредь устанавливаться и взиматься без согласия палат, а все законы, дополняющие, разъясняющие или изменяющие Конституцию, требовали для их принятия две трети голосов присутствующих в каждой палате членов (ст. 64). Отдав формально дань буржуазному конституционному принципу «никаких налогов без представительства», Конституция выхолащивала его множеством оговорок, предусмотрев, например, возможность заключения займов и установления военных налогов без согласия палат (ст. 63), включив в бюджет статьи «о секретных расходах» и «долговременных налогах», связанных с договорами правительства (ст. 63), а также категорически запретив ландтагу «ставить свое согласие на взимание налогов в зависимость от каких бы то ни было условий» (ст. 56). Правительство по Конституции 1818 г. отвечало в своей деятельности только перед великим герцогом. В его обязанность входил отчет перед ландтагом о расходах предыдущего сметного года при внесении очередного бюджета, за которым, однако, не могла последовать отставка его членов, назначаемых и сменяемых только главой государства.

Все германские конституции включали ограниченный перечень демократических прав и свобод и не предусматривали правовых гарантий их осуществления. Более того, они содержали оговорки, которые сводили провозглашенные права и свободы фактически на нет.

Например, в Конституции Баварии прямо устанавливалась цензура печати. Провозглашенное же в Конституции Бадена равноправие баденцев соседствовало с многочисленными привилегиями дворянства, с особым сословным порядком создания верхней палаты и положением о нераспространении воинской повинности на «членов бывших владетельных фамилий» (ст. 10). При этом в декларируемый перечень прав и свобод входили свободы совести, печати, передвижения и выбора профессии, неприкосновенность частной собственности и личности, независимость судей, право на рассмотрение уголовных дел в обычных судах, запрет произвольных арестов. О том, что требование неприкосновенности частной собственности касалось прежде всего феодального землевладения, свидетельствовала ст. 11 Конституции, устанавливающая обязательность справедливого вознаграждения «за объявленные подлежащими выкупу земельные повинности и барщинные обязанности и за все оброки, вытекающие из уничтоженной крепостной зависимости крестьян».[10]

Говоря о крайне ограниченном характере либерально-демократических положений первых германских конституций, нельзя не отметить и их исторического значения. Конституции, давшие начало развитию германского конституционализма, стали одним из факторов, способствовавших медленному эволюционному превращению абсолютных монархий Германского союза в ограниченные, и открывали возможности для формирования либеральной оппозиции, что явилось первым серьезным достижением немецкой буржуазии в борьбе за политическую власть.

Некоторым побочным негативным эффектом их принятия стало временное укрепление германского сепаратизма. Получив первые свободы из рук своих монархов, местная буржуазия, боясь потерять их, противилась объединению с влиятельными монархиями — Австрией и Пруссией, в которых в это время конституции так и не были приняты. В Австрии сословная Конституция была введена только в одной провинции — Тироль. Обещание прусского короля Фридриха-Вильгельма III в 1815 г. принять конституцию, за которым последовала работа четырех конституционных комиссий, вылилось в королевские указы 1823—1824 гг. о создании местных ландтагов в каждой из восьми провинций Пруссии. И только в 1847 г. необходимость в финансовых поступлениях заставила короля созвать первый общепрусский ландтаг.

Влияние революции 1848 г. на развитие германского конституционализма. Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине XIX в. в связи с завершением промышленного переворота, который в отличие от Англии и Франции начался в Германии в условиях политической раздробленности, при сохранении феодального уклада в значительной части немецкой деревни и задолго до революции. Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 г. Без уничтожения феодальных и полуфеодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспечен капиталистический прогресс — необходимое условие преодоления отставания Германии сравнительно с другими странами Европейского континента.

В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого народа, которому противостояли крупные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военщины, отстаивавших свои наследственные и благоприобретенные привилегии.

Разнородная, но все более настойчивая оппозиция принадлежала к различным идейно-политическим течениям, единым в главном, но по-разному смотрящим на пути и формы объединения.

Основываясь на реалистической оценке соотношения социально-политических сил и настроений в стране, либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии под эгидой одного из крупнейших германских государств — Пруссии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное внимание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободе слова и печати, уничтожении всех привилегий дворянства, ликвидации феодальных отношений в деревне. Принимавшие непосредственное участие в революции К. Маркс и Ф. Энгельс выступали за единую демократическую германскую республику, рожденную в «буре войны и революции».

Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих Вильгельм IV, стремясь погасить революцию, подписал в марте 1848 г. серию указов, идущих навстречу ее демократическим требованиям. Ими была признана необходимость конституционной монархии, создано новое либеральное правительство, провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др. Но последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Ландтаг был разогнан, распущены демократические клубы, запрещены собрания и митинги, разоружено гражданское ополчение и т. д.

Несмотря на тяжелое поражение демократических сил, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, И прежде всего Пруссии, в экономической, социальной, идеологической и политической, произошли серьезные изменения. Отныне предприниматели, особенно при создании акционерных обществ, могли пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности и проч.[11]

В 1850 г. В период политической реакции был принят закон «О регулировании отношений между помещиками и крестьянами», в соответствии с которым некоторые незначительные повинности были отменены, а остальные подлежали выкупу. При этом величина выкупа равнялась 18-кратной стоимости ежегодных платежей. В течении нескольких лет крестьяне выкупали свои хозяйства, но за освобождение от повинностей они должны были оставлять дворянству треть земли.[12]

В 1850 г. была принята Конституционная хартия Пруссии, позволившая в последующие годы создать первые буржуазные оппозиционные партии, использовать ландтаг в качестве публичной трибуны открытой критики правительственной политики. Не случайно прусское правительство в 1851 г. приняло Закон об осадном положении, на основании которого король получил право вводить в стране режим военного правления, если внутренняя или внешнеполитическая обстановка создавали угрозу существующим в стране порядкам.[13]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: