double arrow

Количественная информация

- Организационно-правовая форма

- Численность персонала

- Активы

- Доступ к другим источникам средств

- Объемы продаж

- Доля рынка

- Рентабельность

- Руководители фирмы

- Наличие и размеры филиальной сети

- Перечень основных видов услуг

- Другие количественные данные (например, сто­имость услуг, расходы на рекламу и т.д.)

Качественная информация

- Репутация конкурентов

- Известность, престиж

- Опыт руководства и сотрудников

- Частота трудовых конфликтов

- Приоритеты на рынке

- Гибкость маркетинговой стратегии

- Эффективность продуктовой стратегии

- Работа в области внедрения на рынок новых продуктов

- Ценовая стратегия

- Сбытовая стратегия

- Коммуникационная стратегия

- Организация маркетинга

- Контроль маркетинга

- Уровень обслуживания клиентов

- Приверженность клиентов

- Реакция конкурентов на изменение рыночной    ситуации

Результаты анализа показывают:

- где сильные места у конкурентов и где они слабее;

- чему конкуренты отдают предпочтение;

- как быстро можно ожидать реакции конкурентов;

- какие существуют барьеры для выхода на рынок;

- каковы перспективы выстоять в конкурентной борьбе.

Информация о конкурентах, сгруппированная по оп­ределенным показателям, дает возможность построить конкурентную карту рынка.

Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка. Она представляет собой классификацию конкурен­тов по занимаемой ими позиции на рынке.

Конкурентная карта рынка может быть построена с ис­пользованием двух показателей:

- занимаемой рыночной доли;

- динамики рыночной доли. Распределение рыночной доли позволяет выделить ряд стандартных положений туристских предприятий на рынке:

- лидеры рынка;

- предприятия с сильной конкурентной позицией;

- предприятия со слабой конкурентной позицией;

- аутсайдеры рынка.

При всей важности показателя рыночной доли, не­обходимо иметь в виду, что он представляет собой ста­тическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем, что ситуация на рынке достаточно дина­мична, необходимо знать тенденции изменения данно­го показателя и связанное с ней изменение конкурент­ной позиции предприятия. Указанные тенденции мож­но оценить с помощью величины темпа роста рыноч­ной доли.

Для определения степени изменения конкурентной по­зиции целесообразно выделить типичные состояния пред­приятия по динамике его рыночной доли:

- предприятия с быстро улучшающейся конкурент­ной позицией;

- предприятия с улучшающейся конкурентной по­зицией;

- предприятия с ухудшающейся конкурентной по­зицией;

- предприятия с быстро ухудшающейся конкурент­ной позицией.

Конкурентная карта рынка (Табл. 1.2) строится, исхо­дя из перекрестной классификации размера и динамики рыночной доли предприятий. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степе­нью использования конкурентных преимуществ и потен­циальной возможностью противостоять давлению конку­рентов. Наиболее значимым положением обладают пред­приятия 1-ой группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым — аут­сайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной по­зицией (16-ая группа).

Таблица 1.2

Матрица формирования конкурентной карты рынка

 

Рыночная доля

Темпы Роста рыночной Доли Лидеры рынка   Предприятия с сильной конкурентной позицией   Предприятия со слабой конкурентной позицией   Аутсайдеры рынка  
Предприятия с быстро улучшающейся конкурент­ной позицией   1 5 9 13  
Предприятия с улучшающейся конкурентной позицией   2 6 10 14
Предприятия с ухудшающейся конкурентной позицией 3   7   11   15  
Предприятия с быстро ухудшающейся конкурентной позицией 4   8   12   16  

При равенстве рыночных долей для ранжирования пред­приятий используется показатель стабильности их рыноч­ных долей. Он характеризует степень приверженности кли­ентов к услугам фирмы и показывает, какую часть в обще1и объеме продаж составляют продажи постоянным потреби­телям. Применение показателя стабильности рыночной доли, как уточняющего коэффициента, позволяет однознач­но распределить предприятия внутри каждой классифика­ционной группы.

Оценка конкурентного статуса дает возможность решить ряд взаимосвязанных задач:

- определить особенности развития конкурентной ситуации;

- выявить степень доминирования предприятий на рынке;

- установить ближайших конкурентов;

- выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка.

Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии с целью достижения конку­рентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: