Состояние государственного бюджета

 

При формировании бюджета важное значение имеет достижение его сбалансированности, т.е. равенство доходной и расходной частей. Если бюджет сбалансирован, у государства не возникает необходимости заимствовать дополнительные средства и этим увеличивать государственный долг. При постоянных экономических колебаниях невозможно, да и не нужно, каждый год составлять полностью сбалансированный бюджет. Однако некоторые экономисты уверены, что бюджет должен быть в среднем сбалансированным по фазам экономического цикла. [17]

Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики.

В современном мире, пожалуй, нет государства, которое в определённые периоды своего развития не сталкивалось с бюджетным дефицитом. Качество дефицита может быть различным:

·   связанным с необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;

·   обусловленным чрезвычайным обстоятельством (стихийным бедствием), когда не хватает предусмотренных резервов.

·   вызванным процессами в экономике.

Дефицит бюджета покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и получения кредитов у банков.

Государственные займы не единственный путь покрытия дефицита. У большинства различных стран накоплен значительный опыт его покрытия, путём дополнительной эмиссии денег. Правительство особенно часто прибегает к этому методу во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль цены - заработные платы, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, но и они негативно воздействуют на экономику страны.

Из текущих бюджетных доходов не удаётся погасить займы.

Бюджетный дефицит имеет распределительную (перераспределительную), фондообразующую, стимулирующую и контрольную функции. В функции распределенияего роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция проявляется в формировании определённого добавочного фонда централизованного бюджета ресурсов за счёт перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы.

Стимулирующая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством.

Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования.

Финансирование дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов имеет ряд особенностей:

.   Ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам.

2. Отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и камней), т.к. не было возможности реализовать соответственные фонды.

Источники финансирования дефицита бюджетов утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. Бюджетный кодекс РФ содержит статью, необоснованно ограничивающую суверенитет России в использовании её золотовалютных ресурсов в финансировании дефицита бюджета. Кредиты Банка России - не могут быть источником финансирования.

Источниками финансирования являются - ресурсы, которые попадают в бюджетную систему государства путём финансовых круговоротов.

Способы финансирования дефицита: дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений и улучшения налогового администрирования; займы на внутренних и внешних рынках; долговые обязательства (кредиты); кредитно-денежная эмиссия; привлечение средств их стабилизационных фондов. [11. c.361]

Профицит бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы - денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.

При профицитном бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:

.   уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности.

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.

.   увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.

Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета. [13. c.42]



Раздел 2. Государственный бюджет - главный финансовый документ страны

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: