Социально-экономическая сущность государственного бюджета

Содержание

Введение

Раздел 1. Государственный бюджет и его структура

1.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета

1.3 Состояние государственного бюджета

Раздел 2. Государственный бюджет - главный финансовый документ страны

2.1 Бюджетная классификация Российской федерации

2.2 Бюджетный дефицит и способы его финансирования

2.3 Государственное регулирование бюджета

Заключение

Список использованных источников



Введение

 

Важным условием экономического развития государства является устойчивая финансовая, бюджетная, налоговая и кредитная политика. На финансовом рынке страны расширяется сфера функционирования ссудного капитала, проводятся операции с ценными бумагами, с драгоценными металлами, с иностранной валютой, с недвижимостью.

Самым важным инструментом, через который государство регулирует экономические процессы, решает социальные, политические, производственные, экономические проблемы, является бюджет (англ. budget - "денежная сумка"), так как именно через бюджет, то есть через перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода, государство может аккумулировать в своих руках достаточно средств для решения вышеуказанных проблем.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими положениями. Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В связи с этим изучение особенностей бюджета и бюджетной системы обрело особую актуальность.

Согласно экономической литературе бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. Современные российские ученые постоянно предпринимают попытки оптимизировать построение схемы передачи финансовых ресурсов, но проблема остается актуальной до настоящего времени. Средствами финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. Бюджет, являясь, несомненно, очень важной составной частью государства в целом, не может существовать обособленно. Базовые принципы его построения, основные цели и задачи зависят от стратегии развития всего государства.

государственный бюджет доход расход

На любом уровне государственной власти, начиная с городского совета и заканчивая Белым домом, фискальная политика - решения правительства о том, сколько тратить, на что тратить и как финансировать свои расходы, - занимает центральное место. Политики и население понимают, что налогово-бюджетные решения правительства напрямую влияют на повседневные вопросы о том, сколько они платят налогов и какие услуги и выгоды они получают взамен от государства. В последние годы люди стали больше беспокоиться о макроэкономических эффектах фискальной политики, о чем свидетельствует широкое обсуждение экономических последствий дефицитов и профицитов государственного бюджета, налоговой реформы, реформы системы социального страхования и других аспектов налогово-бюджетной политики.

Проблемы финансирования бюджетных предприятий, растущая задолженность по заработной плате, дефицит бюджета - вот только некоторые проблемы, которые повторяются из года в год.

Макроэкономика и микроэкономика имеют огромное значение в изучении экономических процессов и явлений, особенно в современной России. Сегодня развитие экономических реформ определяют огромные изменения торгово-экономического взаимодействия в сотрудничестве различных стран.

Целью данной работы является анализ государственного бюджета и источников его пополнения.

В числе задач, которые предопределили структуру работы, необходимо рассмотреть следующие аспекты:

. Социально-экономическая сущность бюджета и бюджетной системы.

. Доходы и расходы государственного бюджета.

. Состояние государственного бюджета.

4. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

. Бюджетная классификация Российской Федерации.

. Государственное регулирование бюджета.



Раздел 1. Государственный бюджет и его структура

 

Социально-экономическая сущность государственного бюджета

 

Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы и основная финансовая категория. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. [2. c.62]

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (государственный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального ВВП, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественного назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. [8. c.15]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: