Административные методы регулирования

 

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику с целью воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Специфика административного метода заключается в том, что государство в лице компетентных органов власти оказывает прямое воздействие на экономические процессы. Причем в арсенале государства могут быть не только административно-правовые средства, но и другие публично-правовые средства, приемы. Не случайно Д.Н. Сафиуллин в цитируемой работе использует вместо слова «административный» заменитель - «иерархический», дабы избежать терминологической путаницы.

По мнению Е.П. Губина, к прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и т.д. Соответственно косвенными методами являются средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

В сравнительном плане можно привести мнение авторитетного представителя науки коммерческого права В.Ф. Попондопуло. Он рассматривает метод прямого (административного) воздействия на экономику как средства, призванные обеспечить быструю и точную реализацию властной воли (например, в военное время, в армии, в органах внутренних дел).

Административными методами осуществления экономических функций является и прямое регулирование цен государством. Это комплекс рычагов прямого воздействия государства на механизм ценообразования. Необходимость такого воздействия определяется рядом факторов. Это и потребность перераспределения доходов различных групп населения, и необходимость воздействия на развитие, и необходимость регулирования инфляции. Существенным фактором прямого регулирования цен является функционирование монополий, прежде всего тех, которые называются природными. Механизм государственного регулирования цен состоит из следующих элементов: определение задач и целей, изучение спроса на товар; определение средних издержек производства, выбор метода ценообразования.

Прямое регулирование цен - это непосредственное установление нижней и верхней границ цен на определенные товары. Его методами является замораживание цен, их блокирования, введение ценовых режимов, заключение соглашений о ценообразовании, субсидирование цен, направленное на развитие отдельных отраслей и производств. Государственное регулирование цен осуществляется специальными государственными органами, прежде всего в тех сферах, которые характеризуются высоким уровнем монополизации. Но не только в них. Управление и контроль над ценами осуществляется в аграрном секторе, электроэнергетике, транспорте, телефонной связи и других отраслях. В аграрном секторе несколько десятков лет функционирует система, позволяющая государству периодически пересматривать цены в зависимости от рыночных условий. Такой подход позволяет поддерживать относительную стабильность в розничных ценах на продукты питания. Применяются административные методы регулирования цен в отраслях с высоким уровнем монополизации. Примером государства с широким использованием методов регулирования цен является Франция.

В группу административных методов воздействия государства на экономику принадлежит индикативное планирование, являющееся средством прогнозирования экономического поведения субъектов хозяйствования. Оно определяет цели и приоритеты развития экономики или отдельных ее сфер и направления их возможной реализации. Результатами планирования является мотивированная модель действий, созданная на основе конъюнктурного прогнозирования экономической среды и определенных целей. Особенностью планирования в странах рыночной экономики является то, что оно имеет не директивный, а индикативный, т.е. рекомендательный характер, поскольку определены в процессе его показатели рекомендаций для субъектов экономической деятельностисти.

Индикативное планирование является ориентиром для предпринимателей в принятии производственных и инвестиционных решений. По продолжительности различают краткосрочные планы (до 1 года), среднесрочные (2-6 лет) и долгосрочные (свыше 10 лет). Цель государственного планирования - охватить весь спектр проблем социально-экономического развития.

Большой опыт такого планирования накоплен во Франции, Японии, странах Юго-Восточной Азии (так называемых «новых индустриальных странах»). Франция была пионером индикативного планирования.

Практически во всех развитых странах разрабатываются разветвленные планы и прогнозы на уровне национальной экономики. В каждой из таких государств существует специальный правительственный орган, занимающийся разработкой планов, прогнозов и программ экономического развития, а также методическим и практическим руководством организации планирования. Во Франции это Генеральный комиссариат по планированию, в Голландии - Центральное плановое бюро, в Японии - Плановая комиссия, в Росии - Правительство РФ. Наибольшее распространение планирования приобрело в 1960-е годы. В 1980-х годах интерес к нему несколько ослаб, но и сейчас этот метод является одним из средств государственного регулирования экономики и используется в большинстве стран мира.

Административные методы включают и государственное регулирование условий труда как совокупность законов и законодательных актов, регулирующих продолжительность рабочего дня, размер оплачиваемых отпусков и минимальной заработной платы, начало трудоспособного возраста и выход на пенсию и т.д. Административными рычагами являются приказы, постановления и распоряжения правительства.

Административные средства использует государство и для регулирования внешнеэкономических связей. Этими средствами являются таможенные тарифы, сборы, экспортные и импортные квоты, нетарифные средства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: