Цель контроля - это то, что определяет содержание финансового контроля (предупреждение нарушения финансовой дисциплины, выявление фактов нарушения финансовой дисциплины).
Субъект контроля - это лицо, осуществляющее финансовый контроль (государственные органы, собственник, хозяйствующий субъект).
Объект контроля - это лицо, подвергающееся финансовому контролю (государственный орган, хозяйствующие субъекты, физические лица).
Предмет контроля - это материальные носители, содержащие сведения о финансовой, финансово-хозяйственной деятельности (первичная бухгалтерская документация, отчетная документация).
Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия на финансы предприятий. Государство формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий [1].
|
|
Основными направлениями государственного воздействия на финансовую деятельность предприятий являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.
Механизмом государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы, не допустить кризисных явлений [13].
Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:
налоги;
способы перераспределение доходов и ресурсов;
ценообразование;
государственная предпринимательская деятельность;
кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:
ограничения;
запреты;
лимиты;
квотирование;
и др.
Их целесообразно использовать в следующих областях:
охране окружающей среды;
сертификации, стандартизации, метрологии;
|
|
социальной политике;
внешнеэкономической деятельности;
деятельности естественных государственных монополий.
Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий [6].
Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Методы государственного регулирования финансов предприятий