Жизненный путь и его периодизация. Психологическое и хронологическое время личности

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

1. На стадии младенчества (от рождения до 1,5 лет) главную роль в жизни ребёнка играет мать, которая кормит, ухаживает, даёт ласку, заботу, в результате чего у ребёнка формируется: базовое доверие к миру, которое проявятся в лёгкости кормления, хорошем сне ребёнка, нормальной работе кишечника, умении спокойно ждать мать (как бы уверен, что она придёт и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от матери. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедленному психического развития ребёнка.

2. Стадия раннего детства   (до 3-х лет) связана   с формированием автономии и независимости, начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации, общество и родители приучают ребёнка к аккуратности.

3. В возрасте 3-5 лет, на стадии детства ребёнок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область владения миром, у ребёнка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра очень важна для ребёнка, т.к. формирует инициативу, творчество, ребёнок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребёнка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребёнка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

4. В младшем школьном возрасте (четвёртая стадия)    ребёнок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи и теперь школа приобщает ребёнка к знаниям о будущей деятельности. Если ребёнок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению и порой к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учёбе.

5. В подростковом возрасте (пятая стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти своё профессиональное призвание, способности, умения – вот вопросы, которые встают перед подростком и это, уже есть требования общества к подростку в самоопределении.

6. На шестой стадиимолодости для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, проявляет чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7. Седьмая - центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие, идентичность идёт всю жизнь, идёт воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что мы им нужны. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает в себя хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворены собой и жизнью.

8. После 50 лет (восьмая стадия) происходит создание завершённой формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознаёт своё “я” в духовных раздумьях о прожитых годах, проявляет мудрость, отстранённый интерес к жизни перед лицом смерти.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни испытывает 8 психосексуальных кризисов, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможности последующего расцвета личности.

1-Кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребёнка, ухаживающими за ним. В первом случае у ребенка развивается доверие к окружающему его лицу, а во втором – недоверие.

2-Кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители понимают ребёнка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребёнка стыда или сомнений, связанные гл. образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

3-Кризис соответствует второму детству, в котором происходит самоутверждение ребёнка Планы, которые он строит и которые позволяют ему осуществлять, развивают у него инициативу, и наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести к его к покорности и чувству вины.

4-Кризис - в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от школьной атмосферы и принятых методов воспитания у ребёнка развивается либо вкус к работе, либо чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

5-Ккризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка др. людей).

6-Кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершить цикл “работа – рождение детей – отдых”. Отсутствие этого опыта приводит к изоляции человека и замыканию на самом себе.

7-Кризис -  в 40 лет, который характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося в “интересе” к следующему поколению и его воспитанию.

8-Ккризис – во время старения. Достижение человеком цельности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознания её как единого целого, в котором ничего нельзя изменить.

Процесс становления личности можно проследить, обратившись к характеристике основных возрастных периодов психического развития. «Схема развития» Э. Коуэн.

Младенчество (0- 2 года). Ключевая система - расширенное ядро семьи. Задачи развития: социальные связи, чувство непрерывности существования, сенсорная разведка и примитивные причинные связи, созревание моторных связей. Ресурсы развития: безопасность выполнения основных нужд, стабильность. Кризисы развития: доверие, либо утрата доверия.

Раннее детство (2 - 4 года). Ключевая система - расширенное ядро семьи. Задачи развития: самоконтроль, языковое развитие, фантазия и игра, самостоятельное передвижение. Ресурсы развития: человеческие отношения, сенсорная стимуляция, защищенное окружение, ограниченность окружения. Кризисы развития: независимое ощущение Я, либо сомнение и стыд.

Середина детства (5-7 лет). Ключевая система - семья, соседи, школа. Задачи развития: половая идентификация, начальное моральное развитие, конкретные мыслительные операции, групповые игры. Ресурсы развития: подходящая модель, объяснение набора правил, согласованность правил поведения, внутригрупповые отношения сверстников. Кризисы развития: самодостаточность, либо чувство вины.

Конец детства (8 - 12 лет). Ключевая система - семья, соседи, школа, сверстники. Задачи развития: социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде. Ресурсы развития: объединенные усилия обучающихся; объединенная игровая деятельность; обучение навыкам, которые помогают понять основные межличностные отношения; обратная связь. Кризисы развития: трудолюбие, либо инфантильность.

Подростковый возраст (13 -17 лет). Ключевая система - семья, сверстники, школа. Задачи развития: физическое созревание, абстрактные мыслительные операции, принадлежность группе сверстников, начальная половая близость. Ресурсы развития: физиологическая информация, когнитивное решение проблем и навыки построения отношений, понимание роли полов и ее культурных истоков, возможность независимых моральных суждений. Кризисы развития: социальная принадлежность или социальная защита.

Юность (18 - 22 года). Ключевая система - сверстники, школа или работа, семья, окружающие. Задачи развития: независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, прочные интимные отношения, принятие природы отношений. Ресурсы развития: умения и знания для финансовой независимости, самоизучение, принятие решения, углубление отношений, понимание плюрализма ответственности за выбор. Кризисы развития: четкая или неуверенная идентификация личности.

Взросление(23 - 30 лет). Ключевая система - новая семья, работа, дружеские связи, окружающее общество. Задачи развития: жизнь в новой семье, родительская роль (начало), развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств. Ресурсы развития: знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностные переговоры и разрешение конфликтов, родительская роль, ролевые ограничения. Кризисы развития: способность к социальному бытию, либо отчужденность.

Переходный возраст (30 - 35 лет). Ключевая система - семья, работа, дружеские связи. Задачи развития: смена оценок, привязанностей и принятых обязательств; родительская роль (продолжение); переоценка значимости людей. Ресурсы развития: переоценка и обновление решений, касающихся отношений, карьеры, стиля жизни; знания и навыки организации широкой помощи. Кризисы развития: обновление, либо отстраненность.

Зрелость (36 -50 лет). Ключевая система - работа, семья, друзья, общество. Задачи развития: оценка взятых обязательств, дети оставляют дом, изменение отношений между супругами, связи вне семьи. Ресурсы развития: знания и навыки принятия ролей более высокого порядка, большая степень дифференциации и интеграции ролей. Кризисы развития: достижения и значимость в обществе, либо незначительность.

Пожилой возраст (51 - 65 лет). Ключевая система - семья, друзья, работа, окружающие. Задачи развития: связи вне семьи, уменьшение роли карьеры, отношение к бренности существования. Ресурсы развития: знания и навыки для налаживания коммуникации; учительство и умение дать совет; большая опора на умственные, а не на физические способности. Кризисы развития: живительные связи с окружением, либо эгоистическая стагнация.

Старость(старше 65 лет). Ключевая система - семья, друзья, окружающие. Задачи развития: увеличение зависимости от других, оценка собственной жизни, умение перенести смерть близких, ожидание собственной смерти. Ресурсы развития: умение выживать при уменьшении физических ресурсов, умение сказать "прощай". Кризисы развития: чувство значимости, либо отчаяние.

Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их решения с физическим, психологическим и паспортным (хронологическим) возрастом человека, анализировать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса, кроме того, эта схема содержит социально и индивидуально значимые возрастные особенности человека, связанные с изменением его места в системе культурных отношений, - появление своей семьи внутри родительской, взросление детей; пенсионный возраст, приближение смерти и т.п.

Хронологический (паспортный) возраст – показатель времени проживания субъекта от момента рождения.

Психологический возраст – это показатель психологической зрелости, опыта и самосознания субъекта как личности.

Психологический и хронологический возраст человека по известным причинам может не совпадать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: