Компьютерная психодиагностика

Компьютерная психодиагностика – это диагностические процедуры, которые предполагают сбор и обработку диагностической информации в режиме диалога испытуемого с компьютером.

Компьютерные тесты принято выделять в отдельную группу, так как последнее время этот автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ получает всё большее распространение. Тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ. При компьютерном тестировании значительно облегчается обработка данных, которые могут быть представлены в виде таблиц, графиков, рисунков. Важно подчеркнуть, что этот тип тестирования позволяет провести анализ таких данных, которые в других случаях получить невозможно. Это может быть время выполнения каждого задания теста, количество отказов или обращений за помощью и т.д. Благодаря этому психолог получает возможность провести углубленную диагностику индивидуальных особенностей мышления испытуемого, темповых и других характеристик его деятельности.

По содержанию компьютерные тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты способностей, тесты интеллекта, тесты достижений.

1. Тесты специальных способностей, предназначенные для диагностики специальных (частных) способностей разработаны для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

Эти тесты направлены на диагностику таких способностей, которые имеют отношение к успешности выполнения конкретной деятельности или нескольких её видов. Поэтому различают тесты математических, технических, музыкальных, художественных и других способностей

2. Тесты интеллекта, которые предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном случае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышление, память, внимание), а также познавательные способности: к анализу, синтезу и обобщению. Тесты интеллекта являются исторически наиболее ранними методиками психодиагностики.

3. Тесты учебных и профессиональных достижений (тесты успешности, дидактические тесты), которые используются для диагностики успешности обучения. Тесты достижений, позволяю­т оценить уровень (или степень) овладения каким-либо видом деятельности. В основе различных тестов достижений лежат раз­ные представления и модели деятельности.

Тесты достижений отличаются от тестов интеллекта. Тесты интеллекта не направлены на диагностику конкретных знании или навыков, а требуют от испытуемого умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определнные умственные действия, такие как аналогии, классификации, обобщения и др. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижении, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Однако, если у него плохо сформированы умения работать с понятиями, анализировать их, находить существенные признаки и т.д., то задания теста интеллекта могут вызвать значительные затруднения, поскольку для их выполнения одной хорошей памяти недостаточно. Необходимо владение целым рядом мыслительных операций, знание тех понятий, на материале которых составлены задания теста.

Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов. Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определённой степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной учебной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.

Частным случаем тестов достижений являются педагоги­ческие тесты, предназначенные для диагностики успешности овладения учащимися различными компонентами учебной дея­тельности. Педагогический тест представляет собой сово­купность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надёжно и валидно оценить знания и другие ин­тересующие педагога характеристики личности учащегося.

Тесты-опросники – это тоже тесты, содержащие перечень вопросов или утверждений с заданными вариантами ответа, в которых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения, но ключ к вопросам или утверждениям в этом случае определяется не социокультурным нормативом, а при помощи особых психометрических процедур. Тесты-опросники применяются в большей степени для диагностики личностных черт, а также разных аспектов личности - отношений, установок, мотивации, интересов, ценностных ориентации, самооценки, эмоционального склада и др.

Методики субъективного шкалирования и самооценки характеризуются тем, что испытуемый оценивает внешние объекты или понятия, а выводы делаются о нём самом. Сдвиг субъективной точки отсчёта при таком шкалировании – информативный признак для выводов о ценностных ориентациях самого испытуемого. Методики субъективного шкалирования позволяют получить субъективную картину мира личности, какая она есть, и применяются для диагностики системы представлений.

Кроме тестов в практике компьютерной диагностики применяются также и многие проективные диагностические методики и аппаратурно-поведенческие методиуи.

Достоинства компьютерной диагностики:

- стандартизация условий и результатов, в связи с чем методики относительно независимы от квалификации пользователя, которая необходима в этом случае лишь для подготовки комплексного заключения по результатам обследования, сокращается живой труд квалифицированных психологов при массовом обследовании.

- оперативность и экономичность по времени, так как тестирование занимает гораздо меньше времени по сравнению с другими методиками;

- надёжность результатов обследования, сокращение возможности “слабых” показать высокие результаты, а “сильных” - низкие;

- справедливость, которую следует понимать как защищённость от предвзятости психодиагноста, так как компьютер ставит всех испытуемых в равные условия;

- психологическая адекватность, наличие в тесте большого количества кратких заданий средней трудности, которое даёт многим испытуемым (особенно тревожным и неуверенным в себе) шанс “зацепиться”, поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку “на преодоление” для того, чтобы показать наивысший результат;

Недостатки компьютерной диагностики:

- опасность “слепых” автоматических ошибок, в случае если испытуемый неправильно понял инструкцию и отвечал совсем не так, как это требуется, или по каким-либо причинам применил искажающую тактику;

- опасность профанации, так как внешняя лёгкость проведения компьютрных тестов прельщает людей без надлежащей психологической квалификации, которые, оснастившись тестами, им самим непонятного качества, предлагают свои услуги “всем и вся”;

- потеря индивидуального подхода, возможность упустить индивидуальность нестандартного человека, в результате чего, испытуемые это чувствуют, и у людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает даже определённое нарушение саморегуляции – они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя заданиях;

- отсутствие доверительной обстановки, формализованный характер самой процедуры компьютерного тестирования оборачиваются тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нём лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях;

- для применения тестовых методик и получения валидных и достоверных результатов испытуемый должен обладать определённой интеллектуальной зрелостью и навыками работы на компьютере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: