Психоанализ тесно связан с теорией З.Фрейда о переживаниях в психической деятельности личности подсознательных, инстинктивных влечений.
В структуре личности З.Фрейд выделяет три компонента:
1) ид (оно) — ячейка слепых инстинктов, сексуальных, или агрессивных влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, проникая из подсознательного в сознание, становятся источником активности человека, своеобразно направляют его поступки и поведение. Особое значение психоаналитики придают сексуальным влечениям;
2) эго (я) — регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет ее в памяти и организует действия в интересах самосохранения;
3) супер-эго (сверх-я) — совокупность моральных стандартов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью, преимущественно неосознано, в процессе воспитания.
По мнению 3. Фрейда, внутри человека вечно происходит таинственная война между утаенными в глубинах, неосознаваемыми психическими силами и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.
Запреты со стороны социальной среды — "цезура" сознания, — сталкиваясь с неосознаваемыми влечениями, наносят душевные травмы, душат энергию стремлений. Требования к эго, предъявляемые со стороны ид, супер-его и социума, к которому индивид должен приспособиться, порождают огромное внутреннее напряжение.
Последствия таинственной войны внутри человека (основной ее силой являются сексуальные влечения — либидо), приводят к тому, что он неизбежно, постоянно пребывает в состоянии конфликта с самим собой и с социальным окружением.
Но эта энергия никуда не исчезает и вынуждена находить обходные пути для выхода наружу. Вследствие столкновений и борьбы компонентов внутри личности, возникают невротические симптомы, сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки и т.п.), забывание неприятного.
3. Фрейд создает понятие о механизмах защиты личности от разрушения. К этим механизмам относятся:
§ компенсация — механизм возмещения отсутствия или дефекта каких-то физических или психических качеств;
§ вытеснение нежелательного в сферу подсознательного;
§ рационализация — попытка осознания, рационального объяснения или оправдания подсознательных мотивов;
§ идентификация себя с другим лицом, имеющим, с точки зрения субъекта, те качества, которые отсутствуют в нем самом;
§ сублимация — трансформация неосознаваемых сексуальных импульсов в творчество (искусство, науку);
§ регрессия — возврат к пройденным стадиям развития (все стадии развития в психоанализе связаны только с проявлением первичной сексуальной энергии — либидо);
Механизмы эгоцентризма, диссоциации, нарцисизма и т.п. Задача психотерапии, исходя из этого, состоит в том, чтобы выявить переживания, которые травмируют человека и освободить от них личность путем осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических состояний.
Действительно, 3. Фрейд коснулся важных составных психики человека. Вопрос мотивации, как реального фактора регуляции поведения, строения личности, динамики отношений между ее разными (осознанными и неосознаваемыми) компонентами, З.Фрейд выдвинул на передний план.
Но объяснение полученных фактов привело к тому, что мотивация выступила в виде психической энергии, циркулирующей в организме с одним вектором — направленным на рассеивание и разрядку.
Последователи учения 3. Фрейда особое внимание уделяют разработке проблемы" "Я", как автономного образования, имеющего собственные энергетические силы и свободного от конфликтов. Но неофрейдисты отбрасывают исходный тезис 3. Фрейда об асоциальной природе человека, врожденной агрессивности и ведущей роли инстинктов, в частности, сексуальных влечений.
Согласно теории А. Адлера (1870-1937) ведущим мотивом деятельности человека является врожденное стремление к главенству, Власти. Истоки этого стремления — чувство неполноценности, которое свойственно каждому человеку, и стремление компенсировать свои слабости и развивать ущербные функции. Чтобы преодолеть чувство неполноценности, человек стремится возвысить себя в глазах окружающих и в собственном восприятии.
Структура личности, по А. Адлеру, возникает в раннем детстве (в 5 лет) и переживается как "стиль жизни", Который определяет все последующее психическое развитие. Цели жизни состоят из осознанного чувства неполноценности, попыток его преодоления и самоутверждения.
Если цели личности реалистичны — жизнь складывается благополучно, а в противном случае личность становится невротичной и асоциальной. Тогда включаются механизмы компенсации и гиперкомпенсации. Активность человека в этом случае направляется на достижение власти над другими, на превосходство, возникают отклонения поведения от социальных ценностей и норм. Поэтому задача психотерапии — помочь человеку осознать, что его цели и стремления — нереалистичны, направить силы на компенсацию в творческих актах, в могущество самоусовершенствования, проявления себя в науке, философии, искусстве.
К. Юнг (1875-1961) утверждает, что пережитые человеком ступени развития являются содержанием неосознаваемой сферы человеческой психики — архетипов. Они выражаются внешне в облике снов, мифов и верований. К. Юнг создает представление о строении психики: система "Самость", "Персона", "Тень", "Анима" и "Анимус" со сложными отношениями между собой. Так, "Персона" — социальная оболочка личности, может подменять, вытеснять Самость, ограничивая свободу развития личности. При условии, если Персона становится выражением настоящей Самости человека, достигается состояние психического здоровья.
"Тень" — совокупность темных влечений, стремлений, которые противоречат общей направленности личности. Отдельно существует Анима (Душа) — аналог созданного человеком образа матери или отца (Анимус) — и бессознательное — личное и коллективное.
Широкое распространение получила юнговская концепция типов личности: экстравертов и интровертов. Первые все свои силы и интересы направляют на среду существования, ее предметы влияют на экстраверта, как магниты, что становится основой от-
чуждения от самого себя. Другие — интроверты — всю энергию направляют на себя, на свою психику.
Разница между экстравертами и интровертами определяется отличиями в состояниях аффективного напряжения личности. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливается продолжительностью и яркостью впечатлений, которыми он живет. У экстраверта эмоциональная насыщенность внешних впечатлений быстро падает, не оставляя следа. И только постоянная новизна впечатлений от предметов и ситуаций способна вызвать быстро затухающие эмоции. И тот, и другой тип личности имеет определенные недостатки.
Слабая направленность экстравертов на свой внутренний мир обусловливается, по Юнгу, инфантильностью и архаичностью сферы неосознаваемого содержания психики. Это выражается в эгоцентризме, эгоизме и надменности, стремлении произвести впечатление на окружающих и экспансией в поведении. Интроверты — личности, имеющие прямо противоположную направленность.