Психоанализ и эго-психология

 

Психоанализ тесно связан с теорией З.Фрейда о пережива­ниях в психической деятельности личности подсознательных, инстинктивных влечений.

В структуре личности З.Фрейд выделяет три компонента:

1) ид (оно) — ячейка слепых инстинктов, сексуальных, или агрессивных влечений, стремящихся к немедленному удовлет­ворению, независимо от отношения человека с окружением. Эти стремления, проникая из подсознательного в сознание, ста­новятся источником активности человека, своеобразно направ­ляют его поступки и поведение. Особое значение психоанали­тики придают сексуальным влечениям;

2) эго (я) — регулятор, который воспринимает информацию об окружении и состоянии собственного организма, сохраняет ее в памяти и организует действия в интересах самосохранения;

3) супер-эго (сверх-я) — совокупность моральных стандар­тов, запретов и поощрений, которые усвоены личностью, пре­имущественно неосознано, в процессе воспитания.

По мнению 3. Фрейда, внутри человека вечно происходит та­инственная война между утаенными в глубинах, неосознавае­мыми психическими силами и необходимостью выжить во враждебной человеку социальной среде.

Запреты со стороны социальной среды — "цезура" созна­ния, — сталкиваясь с неосознаваемыми влечениями, наносят душевные травмы, душат энергию стремлений. Требования к эго, предъявляемые со стороны ид, супер-его и социума, к которому индивид должен приспособиться, порождают огромное внутреннее напряжение.

Последствия таинственной войны внутри человека (основ­ной ее силой являются сексуальные влечения — либидо), при­водят к тому, что он неизбежно, постоянно пребывает в состо­янии конфликта с самим собой и с социальным окружением.

Но эта энергия никуда не исчезает и вынуждена находить об­ходные пути для выхода наружу. Вследствие столкновений и борьбы компонентов внутри личности, возникают невротичес­кие симптомы, сновидения, ошибочные действия (оговорки, описки и т.п.), забывание неприятного.

3. Фрейд создает понятие о механизмах защиты личности от разрушения. К этим механизмам относятся:

§ компенсация — механизм возмещения отсутствия или де­фекта каких-то физических или психических качеств;

§ вытеснение нежелательного в сферу подсознательного;

§ рационализация — попытка осознания, рационального объ­яснения или оправдания подсознательных мотивов;

§ идентификация себя с другим лицом, имеющим, с точки зрения субъекта, те качества, которые отсутствуют в нем самом;

§ сублимация — трансформация неосознаваемых сексуаль­ных импульсов в творчество (искусство, науку);

§ регрессия — возврат к пройденным стадиям развития (все стадии развития в психоанализе связаны только с проявле­нием первичной сексуальной энергии — либидо);

Механизмы эгоцентризма, диссоциации, нарцисизма и т.п. Задача психотерапии, исходя из этого, состоит в том, чтобы выявить переживания, которые травмируют человека и освобо­дить от них личность путем осознания вытесненных влечений, понимания причин невротических состояний.

Действительно, 3. Фрейд коснулся важных составных пси­хики человека. Вопрос мотивации, как реального фактора ре­гуляции поведения, строения личности, динамики отношений между ее разными (осознанными и неосознаваемыми) компо­нентами, З.Фрейд выдвинул на передний план.

Но объяснение полученных фактов привело к тому, что мо­тивация выступила в виде психической энергии, циркулирую­щей в организме с одним вектором — направленным на рассеивание и разрядку.

Последователи учения 3. Фрейда особое внимание уделяют разработке проблемы" "Я", как автономного образования, име­ющего собственные энергетические силы и свободного от кон­фликтов. Но неофрейдисты отбрасывают исходный тезис 3. Фрейда об асоциальной природе человека, врожденной агрес­сивности и ведущей роли инстинктов, в частности, сексуальных влечений.

Согласно теории А. Адлера (1870-1937) ведущим мотивом де­ятельности человека является врожденное стремление к главен­ству, Власти. Истоки этого стремления — чувство неполноцен­ности, которое свойственно каждому человеку, и стремление компенсировать свои слабости и развивать ущербные функции. Чтобы преодолеть чувство неполноценности, человек стремится возвысить себя в глазах окружающих и в собственном воспри­ятии.

Структура личности, по А. Адлеру, возникает в раннем дет­стве (в 5 лет) и переживается как "стиль жизни", Который оп­ределяет все последующее психическое развитие. Цели жизни состоят из осознанного чувства неполноценности, попыток его преодоления и самоутверждения.

Если цели личности реалистичны — жизнь складывается благополучно, а в противном случае личность становится невротичной и асоциальной. Тогда включаются механизмы компен­сации и гиперкомпенсации. Активность человека в этом случае направляется на достижение власти над другими, на превосход­ство, возникают отклонения поведения от социальных ценнос­тей и норм. Поэтому задача психотерапии — помочь человеку осознать, что его цели и стремления — нереалистичны, напра­вить силы на компенсацию в творческих актах, в могущество самоусовершенствования, проявления себя в науке, филосо­фии, искусстве.

К. Юнг (1875-1961) утверждает, что пережитые человеком ступени развития являются содержанием неосознаваемой сфе­ры человеческой психики — архетипов. Они выражаются внеш­не в облике снов, мифов и верований. К. Юнг создает представ­ление о строении психики: система "Самость", "Персона", "Тень", "Анима" и "Анимус" со сложными отношениями меж­ду собой. Так, "Персона" — социальная оболочка личности, может подменять, вытеснять Самость, ограничивая свободу раз­вития личности. При условии, если Персона становится выра­жением настоящей Самости человека, достигается состояние психического здоровья.

"Тень" — совокупность темных влечений, стремлений, ко­торые противоречат общей направленности личности. Отдельно существует Анима (Душа) — аналог созданного человеком об­раза матери или отца (Анимус) — и бессознательное — личное и коллективное.

Широкое распространение получила юнговская концепция ти­пов личности: экстравертов и интровертов. Первые все свои силы и интересы направляют на среду существования, ее предметы влияют на экстраверта, как магниты, что становится основой от-

чуждения от самого себя. Другие — интроверты — всю энергию направляют на себя, на свою психику.

Разница между экстравертами и интровертами определяется отличиями в состояниях аффективного напряжения личности. Высокое напряжение эмоций интроверта обусловливается про­должительностью и яркостью впечатлений, которыми он живет. У экстраверта эмоциональная насыщенность внешних впечат­лений быстро падает, не оставляя следа. И только постоянная новизна впечатлений от предметов и ситуаций способна вызвать быстро затухающие эмоции. И тот, и другой тип личности имеет определенные недостатки.

Слабая направленность экстравертов на свой внутренний мир обусловливается, по Юнгу, инфантильностью и архаич­ностью сферы неосознаваемого содержания психики. Это вы­ражается в эгоцентризме, эгоизме и надменности, стремлении произвести впечатление на окружающих и экспансией в пове­дении. Интроверты — личности, имеющие прямо противопо­ложную направленность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: