Психологическая готовность и психологическая защита. Защитные механизмы в психоанализе и эго-психологии

Психологическая готовность составляет своеобразный фундамент активных действий человека.

Психологическая готовность слагается из ряда взаимосвязанных компонентов.

Прежде всего это - знания. Не случайно народный разум одну из закономерностей отношения человека к окружающему миру выразил в поговорке: "Чего не знаю, того боюсь!". Человек должен четко представлять то, что ему противостоит, каковы его возможности, в чем состоит его задача, каковы роль и место его самого в жизни и обществе.

Немаловажно иметь представление о психических феноменах, которые могут наблюдаться как у самого человека, так и окружающих его людей. В противном случае сама ненормальная, сверхкритическая оценка себя и со стороны других способна стать мощным фактором его психотравматизации.

свой весомый вклад, быть полезным и значимым для окружающих людей, уважению к людям, вере в свою компетентность и др.

Активным действиям человека способствуют и личные мотивы - идеалы добра, стремление к уважению, почету, славе, желание проверить свои волевые качества, склонность к риску и др.

Для обеспечения готовности важно также создание и поддержание соответствующего характеру предстоящих действий настроения (например, высокого порыва, внутреннего ощущения непреодолимой стойкости и др.), уверенности в собственных силах и возможностях.

И, конечно же, особый показатель готовности - навыки активных действий. Изучение показывает, что сознание человека порой нарушается и иногда вводит человека в заблуждение относительно конкретной ситуации. В этих условиях именно закрепленные до автоматизма действия обеспечивают уверенность деятельности и поведения. Чтобы названная закономерность сработала, необходимо в процессе жизни активно накапливать опыт действий в различной обстановке.

Различают два вида психологической готовности:

- ситуативная (временная) психологическая готовность.

-   общая (длительная) психологическая готовность как совокупность качеств личности, а также ее подготовленности;

Ситуативная готовность - это особое психологическое состояние человека, позволяющее ему активно и целесообразно выполнять ближайшие задачи.

Ситуативная готовность имеет сложную динамическую структуру, является выражением совокупности интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами.

Исследования показали, что динамическую структуру состояния психологической готовности к сложным видам деятельности составляют следующие взаимосвязанные элементы:

1. Осознание целей, реализация которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи.

2. Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива и поставленной задачи.

3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного с прошлым решением задач.

4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований.

5. Мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение в достижении цели.

В итоге человек настраивается на определенное поведение, на совершение действий для достижения поставленной цели: готовится, пополняет недостаток информации, проводит упражнения, тренировки, мысленно рисует схемы возможного развертывания событий; с началом действий внимательно следит за изменениями обстановки, сознательно управляет собой.

Длительная (общая) готовность, в отличие от состояния ситуативной готовности, отражающего особенности и требования предстоящей ситуации, - это устойчивая система качеств личности (положительное отношение к деятельности, организованность, внимательность, самообладание и т.д.), опыт, знания, навыки, умения, необходимые для успешной деятельности во многих ситуациях.

Длительная готовность действует постоянно, ее не надо каждый раз формировать в связи с поставленной задачей. Будучи заблаговременно сформированной, эта готовность - существенная предпосылка успешной деятельности.

В общем виде длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, к специальности;

- соответствующие требования деятельности, черты характера, способности, темперамент, мотивация;

- необходимые знания, навыки, умения;

- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.

Следовательно, общая (длительная) психологическая готовность зависит от степени развития психических свойств личности, так как именно они оказывают влияние на устойчивое проявление психических процессов, сохраняют и повышают надежность действий в различных условиях.

Психологическая защита - это совокупность бессознательных психических процессов, направленных на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго - следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: