Психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция: теоретико-методологические основы

Психотерапия (в самом общем виде) можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.

Основные подходы (виды) психотерапии:

1. Психодинамический подход. Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений. Цель - понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящие в последующем жизни. Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить, объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения “терапевт – пациент” рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений, эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно переносить свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань психодинамического подхода. Он представлен различными школами - 3. Фрейда, А. Адлера, К. -Г. Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., в детской психотерапии - А. Фрейд, М.Кляйн, Г, Хуг-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено.

2. Поведенческий (бихевиоральный подход). Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера, состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения. Поведенческие и эмоцнональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дезадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Цель: получить как можно более подробный сценарии возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и намеряемых понятиях: что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно и т.д. Далее вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом факторы. Затем составляется и реализуется и совместной и самостоятельной работе детальный пошаговый план действии. Этот подход отчетливо директивен.

3. Когнитивный подход. Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей роля мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений. Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений и подобно бивехиоральному подходу - к дезадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний не на стимул -реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы", что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных программ. Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса, когнитивного диссонанса и т.д. Цель и задачи П. ориентированы на “перепрограммирование” мышления и когнитивных процессов как механизма возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк – от рационально - поведенческой по П. Дюбуа, до рационально – эмотивной П.А. Эллиса. Подобно поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.

4. Гуманистический подход. Берёт начало в гуманистической психологии и работах её основателей – К. Роджерас, Р. Мэя, А. Масллоу и др. Сущность этого подхода в понимании человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа, а соответственно – в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины, утраты и т.д), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям. Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о “Я”, идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном росте, экзистенции, смысл жизни и т.д. Методологический аппарат связан с гуманистически – экзистенциальным переосмыслением жизненного опыта и психотерапвтического процесса. С этим подходом связан широкий круг методов – недирективная клиентцентрированная П. (К. Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное сознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез (А. Асаждиали), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мея и Дж. Бугенталя и др. Сюда можно отнести артеерапию, поэтическую терапию, терапию творческим самовыражением (М.Е. Бурко), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.

5. Системный подход. Определяется не ориентацией на теоретическое моделирование, а сфокусированность на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных система со своей историей, внутренними закономерностям и динамикой, этапами развития, ценностной ориентацией и т.д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию её участников. Терапевт занимает позицию включённого наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт в достаточной мере директивен – он задаёт вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, даёт домашнее задание и т.д.

6. Интегративный подход. Становится всё более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую помпрагмазию, теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля (1967): какая П. и кем проводимая наиболее эффективно для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или – по выражению М. Эриксона (1975): для каждого пациента своя П. Смешение факторов и стилей интеграции создаёт “дикую П.”, чреватую, как подчёркивает А. Лазарус (1995): непредсказуемыми эффектами.

Психологическое консультирование – это специфические отношения между двумя людьми, при которых психолог помогает клиенту помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения совей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий (определение Британской ассоциации консультирующих психологов).

Виды псих.консультирования различают по основным направлениям:

Личностно-ориентированное (в основе – психоанализ З.Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А.Адлера, гипноз М.Эриксона, гуманистический психоанализ Э.Фромма, неофрейдизм К.Хорни, транзактный анализ Э.Берна).

Основная задача - выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком. Клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них, в этом случае цель взаи-одействия психолога и клиента достигнута. Психолог выделяет эти стереотипы, устанавливает их связь другими стереотипами и с детским опытом человека. Затем мысли и действия клиента обозначаются в терминах психоанализа, т.е. интерпретируются. Психолог использует теорию развития Фрейда, опирается на кризисы развития и работает с содержанием этих кризисов, помогая достичь человеку осознания. Также психолог работает с защитными механизмами описанными в теории Фрейда. (вытеснение (оговорки, сновидения), замещение(неприятности на работе -скандалы в семье - вымещает гнев на начальника, проекция (переклад. неудачи на др.), рационализация(ч-к не достиг чего-то, оправдывает это тем, что он не очень хотел), реактивное образование (феминистки, гомосексуализм), регрессия (возврат в детство), сублимация, отрицание(ч-к отрицает смерть, не может это принять).

Проблемно-ориентированное - основано на идеологии когнитивно-поведенческого подхода (Уотсон, Торндайк Бек, Эллис).

Для бихевиоризма личность есть поведение, а невроз - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения, поэтому задача психолога - обучить новым, адаптивным способам поведения, дать клиенту контроль над своими действиями. Консультирование по пятишаговой модели:

1 Установление контакта.

2.Добиться одинакового понимания проблемы клиента и психолога.

3..Желаемый результат должен сформулировать сам клиент с учетом контекста.

4.Выработка альтернативного решения, выслушать и вербализовать и важно.чтобы реше-ние было не одно, а не менее 3-х.

5.Обобщение-суть,что будет делать клиент в реальной жизни.

Решение-ориентированное - гуманистически-центрированное на выявление ресурсов (в основе – гештальттерапия Ф.Перлза, групповая терапия К.Роджерса, логотерапия В.Франкла, психодрама Морено). - рассматривает в качестве основной потребность личности в самоактуализации, а невроз- как результат блокирования этой потребности. Задача: полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения. В основе этого лежит изначальное стремление ч-ка к максимальной социальной самоактуализации.

Факторы успешности консультирования: 1.      Доверительный контакт консультанта с клиентом. 2. Консультант должен иметь: профессиональные знания, приёмы ведения консультирования, личностные особенности консультанта. 3.      Психолог должен создать полное понимание отношений к клиенту, которое позволит установить контакт. 4. Должен принимать клиента таким, каков он есть. 5.           Своими позициями должен дать почувствовать атмосферу снисходительности, так чтобы человек свободно проявлял свои чувства. 6.        Отношения бережности и тактичности к позиции клиента, ничего не осуждать, но и не оправдывать, всё при этом понимать.

Другие факторы успешности: активное слушание, прослежи-вание невербалики и модальностей, отслеживание конгруэнтности, эмпатия, правильная постановка вопросов, повтор, поддержка, безоценочное и положительное отношение к клиенту, перефразирование и обобщение, обратная связь, фокус внимания должен преобладать на клиенте.

Психологическая коррекция, под которой понимается целенаправленная работа психолога по устранению отклонений в личностном и психическом развитии учащихся.

Основные формы психокоррекционной работы:

• индивидуальные и групповые занятия по коррекции и развитию;

• активные формы коррекции (тренинг, деловая игра, часы общения);

• индивидуальные и групповые собеседования и пр.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием поражения центральной нервной системы или психологического заболевания, а также не требуют применения строгих мер административно-воспитательного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: