Семья как социальный институт. Воспитание детей в семьях различного типа

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущие совместное домашнее хозяйство. Во внутрисемейных отношениях реализуются самые различные потребности человека. Различают 'социально-экономические, хозяйственно-экономические, юридические, нравственные, психологические и эстетические сферы семейных отношений.

Семейно-бытовые отношения - сложная и многообразная сфера жизни человека, которая оказывает существенное влияние на развитие личности, формирование моральных, этических норм поведения, идеалов, ценностей, социальных установок, привычек и навыков поведения.

Функционирование семьи предполагает постоянное и интенсивное межличностное общение всех ее членов, каждый из которых имеет свой характер, привычки, взгляды, ценности, идеалы. Психологические семейные отношения входят в круг проблем, изучаемых психологией, педагогикой, психотерапией, социологией. Под ними подразумевают преодоление психологических противоречий между супругами, родителями и детьми; постоянное обновление и углубление тех чувств, которые их связывают: любви, уважения, доверия, дружбы, гордости; создание здорового психологического климата в семье, психологической совместимости; формирование чувства принадлежности к семье.

Семья выполняет определенные функции: репродуктивную, воспитательную, восстановительную, хозяйственно-потребительскую. Репродуктивная функция - воспроизводство в детях численности родителей. Повышение рождаемости должно явиться следствием формирования у молодежи, вступающей в брак, положительной установки на репродуктивное поведение, проявляющейся в воспитании чувства уважения к семье, любви к детям, ко всему семейному коллективу.

Хозяйственно-потребительская функция семьи включает в себя ведение домашнего хозяйства, соблюдение семейного бюджета, проблему женского труда и лидера в семье, социализацию ребенка в процессе приобщения его к ведению домашнего хозяйства. Все функции семьи взаимосвязаны.

Восстановительная функция семьи - это взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, организация досуга и отдыха. Для осуществления этой функции необходимыми условиями является разумное чередование труда и отдыха, соблюдение режима питания, занятия физкультурой и спортом, соблюдение правил гигиены, отказ от вредных привычек (курение, употреб­ление спиртных напитков). Но не менее важны проявления взаимного уваже­ния и взаимной любви всех членов семьи. Возросший темп жизни, усложне­ние производства, расширение общения приводят к тому, что человек все больше и больше начинает страдать от психических перегрузок. Испытывать положительные эмоции, полноценно отдыхать он должен именно в семье, в кругу близких людей.

Воспитательная функция также является одной из наиболее важных в семье. Основы таких личностных качеств, как доброта - злобность, правдивость - лживость, общительность - угрюмость, трудолюбие - леность, стремление к справедливости - беспринципность и многие другие закладываются именно в семье. Тот характер общения, который складывается и в отношениях родителей между собой, и в их отношениях к детям сказывается на качественном содержании идеалов и ценностных ориентации подрастающего поколения, на усвоении им моральных, нравственных, этических и эстетических норм. Следует также подчеркнуть, что воспитательная функция семьи охватывает не только воспитание детей, но и постоянное самовоспитание родителей, повышение культурного и нравственного уровня, раскрытие лучших сторон личности.

Существенную часть внутрисемейной жизни у большинства супружеских пар занимает забота о детях, их воспитание и общение с ними. Часто споры между супругами возникают на почве того, что один из них недостаточно заботится о детях, не принимает участия в их воспитании. Либо на почве различных представлений супругов о дисциплине и способах воспитания, когда один из них упрекает другого в чрезмерной строгости, жестокости, грубости, рукоприкладстве или, наоборот, в безразличии, поощрении непослушания и культивировании изнеженности.

Существует разные классификации типов семейного восвитания:

1) Авторитетный тип (тёплые отношения с высоким контролем) - признаёт и одобряет автономию детей, открыт для общения и обсуждения, допускает требования ребёнка в разумных пределах. Дети - более адаптированые, уверенные в себе, хороший самоконтроль, развитые социальные навыки, стремление к учёбе, высокая самооценка.

2) Авторитарный тип (холодные отношения с высоким контролем) - опирается на приказания, требует бесприкословного подчинения, закрыт для постоянного общения, не допускает обсуждения правил и требований, на словах - свобода, на деле - подавление. Дети - замкнутые, угрюмые, непритязательные, раздражительные, девочки - пассивно-зависимые, мальчики - неуправляемые и агрессивные.

3) Индиферентный тип (холодные отношения с низким контролем) - безразличный к детям, нет никаких ограничений, закрыт для общения, безразличие сочетается с враждебностью. Дети - непредсказуемы, часто деликвентное поведение.

4) Либеральный тип (тёплые отношения с низким контролем) - слабо регламентирует поведение, избыток свободы, открыт для общения со стороны ребёнка. Дети - непослушание, неадекватность, импульсивность, агрессивность, в благоприятной среде - творчество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: