Психология учебной деятельности

Одним из наиболее известных вариантов целенаправленной раз­работки деятельности учения служит модель учебной деятельно­сти, предложенная В.В. Давыдовым. Согласно авторской концеп­ции, данная деятельность направлена на усвоение теоретических понятий и общих способов умственных действий. Учебная деятель­ность включает четыре компонента.

•Учебная ситуация (учебная задача), в которую входят мотив усвоения знаний, наличие проблемы и принятие ее учащимися, а также усвоение ими общего способа решения задач данного клас­са. Это не традиционные частные школьные задачи, а их обобщен­ный вариант по типу класса задач, например, построенных на усво­ении формулы вычисления величины расстояния как произведения времени на скорость движения.

• Учебное действие, которое может быть внешним или внутрен­ним, но обязательно соответствующим учебной задаче, для чего оно специально формируется, обобщается в опоре на четкую систему указаний, анализ предметного материала и действий с ним.

• Контроль как соотнесение действия и его результата с заданными образцами. Как и все предшествующие компоненты учебной деятельности, контроль вначале осуществляется учителем, т.е. яв­ляется внешним. Но по мере формирования деятельности контроль становится внутренним, исполняется самим учащимся.

•Оценка, или фиксация результата, которая несет в себе не столько количественную, сколько качественную нагрузку, содействуя формированию внутренней мотивации учения.

Согласно другим представлениям о структуре учебной деятельности в ее состав включают все известные познавательные процессы и личностные свойства и образования.

Таким образом, эффективность процесса обучения обусловлена не только качеством преподавания, но и качеством деятельности уче­ния, точнее говоря, оптимальным взаимодействием этих двух состав­ляющих процесса обучения. Проблема заключается в том, что вести процесс «преподавания» (в узком смысле слова) намного проще, чем грамотно организовать, активизировать, сформировать «встречную» деятельность учения. Последнее означает, по существу, научить че­ловека учиться, т.е. реализовать самую перспективную цель всего школьного обучения. Некоторые завершенные модели целенаправ­ленной организации полноценного учения описаны в данном разде­ле. Учение и учебная деятельность содержат в себе высокий разви­вающий психологический потенциал. Но для его практической реа­лизации в массовом образовательном процессе необходимы особые и отнюдь не простые психолого-педагогические разработки. Не каж­дое обучение автоматически является развивающим. Не каждое уче­ние плодотворно воздействует на психику.

Психопрофилактика и ее основные принципы.

Психогигиенические комитеты и советы были созданы в начале века не только в США, но и в Канаде, Англии, Франции, Бельгии, в ряде других стран, а чуть позже и в Гер­мании. Вопросы, решаемые этими общественно-прави­тельственными организациями, были широки и неод­нородны (улучшение психического здоровья общества благодаря улучшению социальных условий, промыш­ленности, среды, воспитания; изучение причин психи­ческих заболеваний с точки зрения их профилактики; объединение профилактической деятельности психиатров представителей общей медицины и т. д.).

В нашей стране в первой половине XX века нача­ли интенсивно развиваться два основных в тот пери­од психогигиенических направления. Во-первых, предупредительное диспансерное психиатрическое обследо­вание, включающее “социальное психогигиеническое, психопатологическое изучение личности при самом всестороннем обследовании всего организма” [Розенштейн Л. М., 1929]. Именно на базе этого направле­ния сформировались в последующем психиатрические диспансеры (достаточно скоро они потеряли интерес к вопросам психогигиены и сосредоточили свою дея­тельность на амбулаторном лечении и наблюдении за психически больными). Во-вторых, профилактическая практика, ставившая своей задачей изучение и устра­нение многообразных факторов, влияющих на психи­ческое здоровье (психосанитария, психосоциальные, психофизические, производственные и другие факто­ры). Это направление в последние годы в значитель­ной мере получило в нашей стране “второе рождение”, о чем свидетельствуют многочисленные данные, обсуж­давшиеся на съездах российских психиатров и на ряде крупных совещаний, состоявшихся в 1992—1996 гг. В результате в последнее время во многих регионах сло­жилась достаточно четкая система профилактической психогигиенической работы.

Психогигиена – это область психопрофилактики с наибольшим акцентом на психологической просвещение и пропаганду здорового образа жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: