Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка

Воспитание это процесс, посредством которого осуществляются позитивные изменения личностей субъектов педагогического взаимодействия. Ведущую роль в формировании личности имеет семейное воспитание.

В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами признаков: неприятие - расположение и терпимость (самостоятельность, свобода) - сдерживание (контроль). Родители, которые позитивно настроены относительно детей, считают, что их дети обладают многими положительными качествами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в области человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого научения и подражания, они соотносят это и с об­разом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этих целей родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: социальные (похвала, расположение) или несоциальные (вещественные награды, особые привилегии).

Весьма велика зависимость ребенка от семьи. В семье удовлетворяется значительная часть его потребностей, в том числе потребности в эмоциональной поддержке, любви, симпатии. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, это, естественно, порождает скрытую или явную семейную неудовлетворенность, нервно-психическое напряжение, тревогу.

Семья осуществляет социальный контроль за поведением ребенка. Неспособность семьи выполнять функцию контроля ведет к нарушению его поведения, так и к нарушениям в развитии личности.

Ребенок овладевает социальными ролями, расширяется его круг общения, все это происходит в условиях бурных физиологических, психологических и социальных перемен в организме и личности ребенка. Поэтому он остро нуждается в направляющей и консультирующей помощи семьи: в объяснении, информировании, содействии в формировании оценки самых разных сторон жизни. Неспособность семьи справиться с новой задачей ставит ребенка в трудное и уязвимое положение, обусловливая его дезориентацию в социальной действительности, обезоруживая его перед лицом различных трудностей и противоречий.

Развитие детей ставит перед взрослыми членами семьи новые сложные требования. Нарушения во взаимоотношениях родителей с, детьми становятся для ребенка источником психической травматизации.

Предполагается, что семья осуществляет те же функции, что и материнское лоно: защищает, питает, удовлетворяет растущие потребности. Материнская любовь бескорыстна и не требует активности ребенка, поскольку мать любит свое дитя независимо от его достоинств и поведения. Безусловная и бесконечно щедрая, она учит, подавая ребенку пример радости отдавания. Безусловное принятие своего ребенка и безоценочность материнской любви создает и поддерживает у взрослого (всю последующую жизнь) веру в свою самоценность. Развитость чувства собственного достоинства зависит у человека от того, являлся ли он в детстве объектом бескорыстной любви.

Любовь отца не столь безусловна, как материнская, ее надо заслужить, и ее огромное влияние на ребенка состоит в том, что она в значительно большей степени, чем любовь матери, произвольна и можно, приложив соответствующие усилия, пробудить ее. Эта особенность отцовской любви учит ребенка предпринимать усилия для завоевания любви и уважения окружающих.

Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные; формы поведения.

Особую роль в развитии самостоятельности ребенка должны занимать игры. Умелых подбор игр должен иметь особо важное воспитательное значение. Игры для ребенка - это сфера его радости, труда и самостоятельности. Поэтому не отстраняйте ребенка от игр, а, напротив того, постарайтесь предоставить ребенку как можно больше разумного материала для игр, потому что с играми ребенок развивает свой ум, поддерживает желательную бодрость духа и укрепляет свое физическое здоровье. С возрастом следует заботиться об организации тех именно игр, в которых ребенку предоставляется какая-либо самостоятельная роль, где он должен проявлять свое.умение и находчивость.

Игры способствуют психическому развитию детей, формированию у них интереса к определенным занятиям, усвоению полезных навыков, расширению кругозора.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения - деловые и личные. К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

Семья начинает активно воздействовать на ребенка с раннего возраста, когда он овладевает речью, прямохождением и контактирует с разными членами семьи. В ранние годы семейное воспитание сводится к; разнообразным влияниям на эмоциональную сферу ребенка, его внешнее поведение: подчинение элементарным дисциплинарно-гигиеническим нормам и правилам. В дошкольном возрасте воспитывают у ребенка любознательность, настойчивость, адекватную самооценку, стремление к успехам, отзывчивость, общительность, доброту и нравственные качества личности. Влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка огромно. На ребенка оказывают влияние не только взрослые люди, но и сверстники, с которыми он много и разнообразно играет, и это происходит в сюжетно-ролевых играх с правилами, характерными для детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок - не просто объект воспитания, но и человек - мыслящий, чувствующий, своеобразно обобщающий свой жизненный опыт, выбирающий, как вести себя, каким быть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: