Государственный долг: источники его возникновения

 

Государственный долг – это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам[18]. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определенную дату.

Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются:

1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.

2. циклические спады экономики

3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики

4. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами

5. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

На данный момент в России наблюдается наличие как внешнего, так и внутреннего долга. Для более наглядного анализа состояния финансовой независимости нашей страны стоит рассмотреть состав и структуру государственного внешнего и внутреннего долга.

Для начала рассмотрим динамику внутреннего государственного долга, которая представлена в рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика внутреннего долга РФ (млрд. руб.)

 

По состоянию на 1 июня 2019 года внутренний долг РФ оценивается Минфином в 9, 9 трлн. руб. С 2015 года она увеличилась на 35,5%. Основным фактором, обуславливающим интенсивный рост внутреннего долга, является повышение интенсивности выпуска ОФЗ с фиксированной доходностью.

Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг, %

 

Рисунок 2 – Структура внутреннего государственного долга по видам ГЦБ (%)

 

По состоянию на 1 марта 2019 года в структуре внутреннего государственного долга, который выражен в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых, в свою очередь, указана в рублях, доля ОФЗ-ПД составляла 64,2 %, ОФЗ-АД – 4,9%, ГСО-ППС –2,9%.

Ниже рассмотрим динамику внешнего государственного долга РФ с 2016 по 01.05.2019 года. (рис.3).

 

Рисунок 3 –Динамика внешнего долга РФ (млн. долл. США)

 

Согласно данным Минфин в период с 2016 по начало 2018 г. государственный внешний долг снизился с 51,2 млрд долл. США. до 49,2 млрд. долл. США. Однако к 2019 году он увеличился и составляет на 1.05.2019г. 51146 млн долл. США. Задолженность выросла из-за приобретения иностранными инвесторами суверенных долговых ценных бумаг, которые были номинированы в рублях, а также из-за привлечения долгового финансирования от зарубежных компаний, которые связаны с российскими структурами.

 

Таблица1 – Структура внешнего государственного долга РФ по состоянию на 01.01.2019г.

Категории долгов Млн. долл. США Доли во внешнем долге, %
1 2 3
Внешний госдолг РФ (в т.ч. обязательства бывшего Советского Союза, принятые Российской Федерацией) 49 157 -
Задолженности перед двусторонними официальными кредиторами (не участниками Парижского клуба) 489,4 1

Продолжение таблицы 1

1 2 3
Задолженности перед многосторонними офиц. кредиторами 508,7 1,03
Задолженность по облигационным внешним займам 36 568 74,39
Задолженности по ОВГВЗ 2,7 0,005
Прочие задолженности 20,3 0,041
Государственные гарантии РФ в зарубежной валюте 11567,4 23,53

 

Из 49,1 млрд. долл. США 11,5 млрд (23,53%) приходится на государственные гарантии в зарубежной валюте. Наибольший удельный вес в данной структуре занимает задолженность по внешним облигационным займам (74,39%), а наименьший – по ОВГВЗ.

При анализе размера и динамики внешнего долга ключевым является вопрос его устойчивости, так как непомерный внешний долг и/или значительные расходы на его обслуживание не раз становились причиной кризисов как в развитых, так и в развивающихся странах. Российский внешний долг можно считать вполне устойчивым и не вызывающим опасений. Стоит отметить, что 8 августа 2017 года Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР.

При этом важно обратить внимание, что привлекаемые у нерезидентов средства могут быть важнейшим источником финансирования инвестиций и экономического роста страны.

Возникновение и рост государственного долга Российской Федерации обусловлено рядом причин:

· увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов;

· сокращение налогов с целью стимулирования экономики;

· фискальная политика, направленная на уменьшение налогового бремени без соответственного сокращения гос. расходов;

· увеличение государственных расходов без соответствующего роста источников их формирования;

В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных заимствований является объективным условием развития экономики, а эффективное управление этими долгами является неотложной и важной задачей государственных и муниципальных органов управления. Проблема обслуживания госдолга является важной проблемой нашей страны и находится в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок, инфляции. Следует учитывать и попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию. В связи с этим грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как экономическая категория государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов.

Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.

Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

- наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

- дефицит государственного бюджета;

- усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

Под управлением государственным кредитом и государственным долгом, понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

В Российской Федерации, благодаря политике эффективного управления государственным кредитом, объемы государственного долга Российской Федерации планомерно снижались на протяжении последних пяти лет. Дальнейшая работа в данном направлении должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

- обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга России;

- сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом;

- повышение эффективности управления зарубежными финансовыми активами Российской Федерации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: