Государственный долг – это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам[18]. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам на определенную дату.
Основными причинами устойчивого увеличения государственного долга являются:
1. увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов.
2. циклические спады экономики
3. сокращение налогов в целях стимулирования экономики
4. усиление влияния политического бизнес-цикла в последние годы, связанное с политикой увеличения госрасходов и снижения налогов перед очередными выборами
5. повышение долгосрочной напряженности в бюджетно-налоговой сфере.
Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
|
|
Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
На данный момент в России наблюдается наличие как внешнего, так и внутреннего долга. Для более наглядного анализа состояния финансовой независимости нашей страны стоит рассмотреть состав и структуру государственного внешнего и внутреннего долга.
Для начала рассмотрим динамику внутреннего государственного долга, которая представлена в рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика внутреннего долга РФ (млрд. руб.)
По состоянию на 1 июня 2019 года внутренний долг РФ оценивается Минфином в 9, 9 трлн. руб. С 2015 года она увеличилась на 35,5%. Основным фактором, обуславливающим интенсивный рост внутреннего долга, является повышение интенсивности выпуска ОФЗ с фиксированной доходностью.
Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга по видам государственных ценных бумаг, %
Рисунок 2 – Структура внутреннего государственного долга по видам ГЦБ (%)
По состоянию на 1 марта 2019 года в структуре внутреннего государственного долга, который выражен в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых, в свою очередь, указана в рублях, доля ОФЗ-ПД составляла 64,2 %, ОФЗ-АД – 4,9%, ГСО-ППС –2,9%.
|
|
Ниже рассмотрим динамику внешнего государственного долга РФ с 2016 по 01.05.2019 года. (рис.3).
Рисунок 3 –Динамика внешнего долга РФ (млн. долл. США)
Согласно данным Минфин в период с 2016 по начало 2018 г. государственный внешний долг снизился с 51,2 млрд долл. США. до 49,2 млрд. долл. США. Однако к 2019 году он увеличился и составляет на 1.05.2019г. 51146 млн долл. США. Задолженность выросла из-за приобретения иностранными инвесторами суверенных долговых ценных бумаг, которые были номинированы в рублях, а также из-за привлечения долгового финансирования от зарубежных компаний, которые связаны с российскими структурами.
Таблица1 – Структура внешнего государственного долга РФ по состоянию на 01.01.2019г.
Категории долгов | Млн. долл. США | Доли во внешнем долге, % |
1 | 2 | 3 |
Внешний госдолг РФ (в т.ч. обязательства бывшего Советского Союза, принятые Российской Федерацией) | 49 157 | - |
Задолженности перед двусторонними официальными кредиторами (не участниками Парижского клуба) | 489,4 | 1 |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Задолженности перед многосторонними офиц. кредиторами | 508,7 | 1,03 |
Задолженность по облигационным внешним займам | 36 568 | 74,39 |
Задолженности по ОВГВЗ | 2,7 | 0,005 |
Прочие задолженности | 20,3 | 0,041 |
Государственные гарантии РФ в зарубежной валюте | 11567,4 | 23,53 |
Из 49,1 млрд. долл. США 11,5 млрд (23,53%) приходится на государственные гарантии в зарубежной валюте. Наибольший удельный вес в данной структуре занимает задолженность по внешним облигационным займам (74,39%), а наименьший – по ОВГВЗ.
При анализе размера и динамики внешнего долга ключевым является вопрос его устойчивости, так как непомерный внешний долг и/или значительные расходы на его обслуживание не раз становились причиной кризисов как в развитых, так и в развивающихся странах. Российский внешний долг можно считать вполне устойчивым и не вызывающим опасений. Стоит отметить, что 8 августа 2017 года Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР.
При этом важно обратить внимание, что привлекаемые у нерезидентов средства могут быть важнейшим источником финансирования инвестиций и экономического роста страны.
Возникновение и рост государственного долга Российской Федерации обусловлено рядом причин:
· увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов;
· сокращение налогов с целью стимулирования экономики;
· фискальная политика, направленная на уменьшение налогового бремени без соответственного сокращения гос. расходов;
· увеличение государственных расходов без соответствующего роста источников их формирования;
В настоящее время наличие внешних и внутренних государственных заимствований является объективным условием развития экономики, а эффективное управление этими долгами является неотложной и важной задачей государственных и муниципальных органов управления. Проблема обслуживания госдолга является важной проблемой нашей страны и находится в центре внимания Правительства РФ. Ее решение определяет состояние федерального бюджета, стабильность национальной валюты, золотовалютных резервов, уровень процентных ставок, инфляции. Следует учитывать и попытки международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию. В связи с этим грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как экономическая категория государственный кредит обслуживает формирование и использование государственных централизованных денежных фондов.
|
|
Государственный кредит является одним из видов кредита, характеризуется срочностью, платностью и возвратностью. Средства привлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенный период времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.
Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческого кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо ценности. При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
Существуют как минимум три причины, по которым экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:
- наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;
- дефицит государственного бюджета;
- усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.
Под управлением государственным кредитом и государственным долгом, понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
В Российской Федерации, благодаря политике эффективного управления государственным кредитом, объемы государственного долга Российской Федерации планомерно снижались на протяжении последних пяти лет. Дальнейшая работа в данном направлении должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:
|
|
- обеспечение приемлемого и экономически обоснованного объема и структуры государственного долга России;
- сокращение стоимости обслуживания и совершенствование механизмов управления государственным долгом;
- повышение эффективности управления зарубежными финансовыми активами Российской Федерации.