Сущность и значение государственного кредита

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Экономическое содержание, функции и формы государственного кредита 5
1.1 Сущность и значение государственного кредита 5
1.2 Функции и формы государственного кредита 9
2. Влияние государственного кредита на экономику России 17
2.1 Государство-кредитор и гарант: сущность и воздействие на экономику 17
2.2 Государственный долг: источники его возникновения 22
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный кредит по своей экономической сути - это совокупность экономических отношений между двумя субъектами: государством в лице органов власти и управления, и, с другой стороны, физическими и юридическими лицами, при которых государство является заемщиком, а также кредитором и гарантом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что государственный кредит одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Он является одним из основных инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема государственного кредита разработана в экономической литературе такими авторами, как: В.В. Бочаров[1], Г.Н. Белоглазова[2], Л.А. Дробозина[3] и др.

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность и проблемы государственного кредита в экономике.

Постановка цели работы обусловлено решением следующих задач:

- рассмотреть сущность и значение государственного кредита;

- рассмотреть функции и формы государственного кредита;

- охарактеризовать влияние государственного кредита на экономику России;

- выделить взаимосвязь кредитора и гаранта;

- изучить источники возникновения государственного долга.

Объект исследования – государственный кредит.

Предметом исследования является формирование государственного кредита.

Теоретической основой исследования стали учебники по финансам, статьи в научных журналах и сведения из интернета.

Методической базой исследования служит совокупность следующих методов: описательный, метод сравнения, методы анализа.

Информационной базой исследования: являются научная литература по выбранной теме исследования: учебники и учебные пособия, которые излагают проблемы и актуальные вопросы по государственному кредиту.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы (15 источников). В работе представлены рисунки и таблицы. Общий объем работы составляет 31 страницы.

В первой главе раскрыты сущность, значение, функции и формы государственного кредита.

Во второй главе проанализирована влияние государственного кредита на экономику России.

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

Сущность и значение государственного кредита

В современных условиях государственный кредит – это совокупность финансовых отношений между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой. В сфере этих отношений государство выступает в качестве заёмщика средств, а населения, предприятия, банки, фонды – как кредиторы[4]. Также государство может выступать гарантом по обязательствам физических и юридических лиц. На практике это выражается в принятии государством на себя ответственности за погашение обязательств физических и юридических лиц. Другими словами, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то эти функции переходят к государству. Однако роль государства в сделке в качестве гаранта не приводит к автоматическому увеличению государственного долга. В действительности государственные гарантии не нужны первоклассным заёмщикам, способным своими силами привлекать кредитные ресурсы. В механизме гарантирования кредитов нуждаются, прежде всего, недостаточно надёжные заёмщики. Также государство может выступать как кредитор, выдавая кредиты иностранным государствам, юридическим или физическим лицам. Оно может направлять их на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые либо не обладают достаточной инвестиционной привлекательностью для частного капитала, либо имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть вызвано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене либо политическими соображениями. Государственные кредиты предоставляются или непосредственно Министерством финансов РФ, или через коммерческие банки.

Государственный кредит бывает внутренним и внешним. В первом случае кредиторами являются юридические и физические лица – резиденты. Внешним называется кредитам, в котором кредиторами являются нерезиденты[5].

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Функционирование внешней части государственных кредитных отношений обусловлено постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, находящихся в распоряжении международных финансовых организаций. кредит вклад заемщик

Государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий – финансов и кредита. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности. С другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение, и расширялись границы использования государственного кредита - финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).

Государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся следующие:

1) образование денежных фондов – привлечение средств с рынка ссудных капиталов в централизованные денежные фонды государства на основе принципов возвратности, срочности и платности. При этом условием добровольного предоставления инвестором своих средств в распоряжение государства служит обязательство заёмщика вернуть к определённому моменту времени сумму заимствования с процентами. Финансирование государственного долга в современных условиях посредством привлечения средств инвесторов осуществляется в промышленно развитых странах, как правило, с помощью рыночных методов при использовании различных финансовых инструментов. Основным таким инструментом являются государственные ценные бумаги, которые выпускаются в виде срочных долговых обязательств.

Спрос со стороны инвесторов на любые ценные бумаги, в том числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

- доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды, рост курсовой стоимости);

- надёжности – низкой вероятности понести потери (минимальный риск невозврата вложенных средств);

- ликвидности – возможности скорейшего для держателя ценных бумаг получения денежных средств.

Государственные бумаги считаются, как правило, надёжными финансовыми инструментами со средним и низким уровнем доходности. Они привлекательны, прежде всего, для консервативных инвесторов, наибольшее значение для которых имеют гарантии сохранности капитала и которые готовы получать относительно небольшой, но гарантированный доход[6]. Как и в России, так и в промышленно развитых странах наиболее распространённой формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу, являющуюся долговым обязательством государства, которая даёт её держателю право получить в определённый срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена облигации устанавливается эмитентом и выражает сумму, полученную во временное пользование и подлежащую возврату с начисленными на неё процентами в оговоренный срок;

2) использование денежных фондов – необходимость возврата привлечённых средств, который осуществляется как за счёт налоговых и неналоговых доходов бюджета, так и за счёт механизма рефинансирования, т.е. погашения задолженности по ранее выпущенным обязательствам с помощью средств, полученных от размещения новых обязательств;

3) контроль – влияние на уровень ликвидности коммерческих банков, структуру платёжеспособного спроса, темпы экономического роста, объём денежной массы в обращении.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других[7]. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: