Метод (в переводе с греческого) означает путь, способ познавательной и практической деятельности.
Любому виду деятельности присущи определенные цели и соответствующие им методы. Если это соответствие отсутствует, то цель деятельности не будет достигнута.
Обучение - один из наиболее сложных видов деятельности, и потому его цели обеспечиваются целой системой различных методов.
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характеризуется тремя признаками: целями обучения, способами усвоения содержания обучения и характером взаимодействия субъектов обучения (преподавателя и учащихся).
Эффективность метода зависит не только от вышеуказанных особенностей, но и от специфики учебного предмета и методов самой науки. Однако методы обучения не следует отождествлять с методами науки и практики.
В мировой педагогической практике накоплен значительный опыт изучения различных методов обучения, представлены многочисленные их классификации.
|
|
Метод обучения - это способы совместной деятельности педагогов и обучаемых, направленных на решение задач воспитания, образования, развития.
В наибольшей степени соответствует задачам излагаемого курса классификация методов обучения, разработанная известным педагогом Ю.К. Бабанским1.
Все методы обучения он разделил на 3 вида, каждый из которых имеет сложную характеристику.
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Сюда входят:
- словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы);
- наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации);
практические (упражнения, решение задач и т.п.). Недостаток: не позволяет определить характер познавательной деятельности.
2. Методы стимулирования и мотивации учения. К ним относятся:
- познавательные игры;
- учебные дискуссии;
- создание различных учебных ситуаций (эмоционально-нравственного переживания, новизны, занимательности и т.п.).
3. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Имеются в
виду: индивидуальный и фронтальный опрос, зачеты и экзамены, программированным опрос и т.д.
В настоящее время эти методы претерпели изменения, были дополнены новыми видами, а в преподавании психологии обогатились методами самой науки.
Среди методов обучения психологии можно выделить:
1) традиционные (указанные выше) и
2) нетрадиционные (активные).
Традиционное обучение основывается на преобладании репродуктивной деятельности учащихся, на достижении ими четко сформированных эталонов усвоения.
|
|
К нетрадиционным относят методы: программированного, проблемного и интерактивного (коммуникативного) обучения (В.Я. Ляудис, 2003), метод учебных дискуссий, игровой, задачный и др.
Прочность знаний обеспечивается путем многократного повторения
· Проблемное изложение
- является переходным от исполнительской к творческой д-ти.
- учитель рассказывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца
· Частичнопоисковый
- учащиеся должны добывать знания самостоятельно
- учитель организует поиск новых знаний, используя разнообразные ср-ва обучения
- учащиеся под руководством педагога сравнивают, обобщают, делают выводы.
· Исследовательский
- учитель вместе с учащимися формулирует проблему, решению которой посвящается отрезок времени
- учащиеся самостоятельно в ходе решения проблемы добывают знания
- д-ть учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемы.
Каждый метод обучения имеет свою область применения, а значит свои недостатки и достоинства. Нет и не м.б. универсального метода обучения
По основной дидактической цели
· Методы приобретения знаний
· Методы формирования умений и навыков
· Методы применения знаний
· Методы закрепления ЗУН
· Методы проверки ЗУН
· Методы творч. д-ти.
Бинарные методы
· Методы учения
· Методы преподавания