В-22. Методы и средства обучения

Метод (в переводе с греческого) означает путь, способ по­знавательной и практической деятельности.

Любому виду деятельности присущи определенные цели и соответствующие им методы. Если это соответствие отсутству­ет, то цель деятельности не будет достигнута.

Обучение - один из наиболее сложных видов деятельности, и потому его цели обеспечиваются целой системой различных методов.

Метод обучения - это система последовательных взаимосвя­занных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Он характеризуется тремя признаками: целями обучения, способами усвоения содержания обучения и характером взаимодействия субъектов обучения (преподавателя и учащихся).

Эффективность метода зависит не только от вышеуказанных особенностей, но и от специфики учебного предмета и методов самой науки. Однако методы обучения не следует отождеств­лять с методами науки и практики.

В мировой педагогической практике накоплен значительный опыт изучения различных методов обучения, представлены многочисленные их классификации.

Метод обучения - это способы совместной деятельности педагогов и обучаемых, направленных на решение задач воспитания, образования, развития.

В наибольшей степени соответствует задачам излагаемого курса классификация методов обучения, разработанная извест­ным педагогом Ю.К. Бабанским1.

Все методы обучения он разделил на 3 вида, каждый из кото­рых имеет сложную характеристику.

1.        Методы организации и осуществления учебно-познава­тельной деятельности. Сюда входят:

- словесные (лекции, объяснения, рассказы, беседы);

- наглядные (опыты, демонстрации, иллюстрации);

практические (упражнения, решение задач и т.п.). Недостаток: не позволяет определить характер познавательной деятельности.

2.        Методы стимулирования и мотивации учения. К ним отно­сятся:

- познавательные игры;

- учебные дискуссии;

- создание различных учебных ситуаций (эмоционально-нрав­ственного переживания, новизны, занимательности и т.п.).

3.        Методы контроля и самоконтроля в обучении. Имеются в
виду: индивидуальный и фронтальный опрос, зачеты и экзаме­ны, программированным опрос и т.д.

В настоящее время эти методы претерпели изменения, были дополнены новыми видами, а в преподавании психологии обо­гатились методами самой науки.

Среди методов обучения психологии можно выделить:

1) традиционные (указанные выше) и

2) нетрадиционные (активные).

Традиционное обучение основывается на преобладании ре­продуктивной деятельности учащихся, на достижении ими четко сформированных эталонов усвоения.

К нетрадиционным относят методы: программированного, про­блемного и интерактивного (коммуникативного) обучения (В.Я. Ляудис, 2003), метод учебных дискуссий, игровой, задачный и др.

Прочность знаний обеспечивается путем многократного повторения

· Проблемное изложение

 - является переходным от исполнительской к творческой д-ти.

 - учитель рассказывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца

· Частичнопоисковый

 - учащиеся должны добывать знания самостоятельно

 - учитель организует поиск новых знаний, используя разнообразные ср-ва обучения

 - учащиеся под руководством педагога сравнивают, обобщают, делают выводы.

· Исследовательский

 - учитель вместе с учащимися формулирует проблему, решению которой посвящается отрезок времени

 - учащиеся самостоятельно в ходе решения проблемы добывают знания

 - д-ть учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемы.


Каждый метод обучения имеет свою область применения, а значит свои недостатки и достоинства. Нет и не м.б. универсального метода обучения

По основной дидактической цели

· Методы приобретения знаний

· Методы формирования умений и навыков

· Методы применения знаний

· Методы закрепления ЗУН

· Методы проверки ЗУН

· Методы творч. д-ти.

Бинарные методы

· Методы учения

· Методы преподавания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: