Элементы интегрирования на уроках чтения

Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая
ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции.  Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно  осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся.

Если учебный материал по курсу чтения, музыки изобразительного искусства рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучать, то это будет способствовать систематизации заданий по чтению, усвоенных детьми в разное время, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал, словом, чтение станет более оптимальным.

Анализ учебных программ по названным выше предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в преподавание чтения принципа интеграции.

Интеграция чтения и природоведения в начальных классах.

Возможности интеграции чтения и природоведения очень широки, поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся  знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких
 и домашних животных, насекомых.

На уроках чтения и природоведения есть и общая воспитательная цель - воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу, "Одновременно, наличие, общих образовательных и воспитательных задач не мешает каждой из учебных дисциплин иметь свои, собственные, специфические педагогические задачи, решение которых требует и различных методов работы.

Объектами изучения на уроках природоведения и на уроках чтения являются одни и те же явления природы, на аспект изучения, подход к их изучению несколько иной.

Уроки чтения в большей мере, чем у реки природоведения,
должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи своего собственного, эстетического отношения к природе.

Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод в их освещении на уроках чтения и природоведения
позволяют ставить вопрос о целесообразности интегрированного
подхода к работе над материалом.

Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении природоведения мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически.

Приведём пример: по предмету природоведения дети знакомятся с перелетными птицами: с внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти
птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По чтению дети в ряде произведений
читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка,
"Журка" Н. Бельева об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень"   Трутнева, "Осеннее" И. Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина.

На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай. Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой.

Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.

Учитывая все изложенное выше, учителя-методисты строят
интегрированные уроки. На них изучаются сразу оба предмета:
чтение и природоведение, а иногда к ним прибавляются и предметы художественно - эстетического цикла, такие как изобразительное искусство, художественный труд.

Возможности интеграции чтения, изобразительного искусства и музыки.

Учителя г. Подольска посвятили проблеме интеграции многие годы своей работы. Так, одной из таких учителей, занимающихся этой проблемой, является В.И. Лямина, учитель школы-гимназии № 4 г. Подольска. Она часто печатается на страницах журнала "Начальная школа" со своими методическими разработками интегрированных уроков и комментариями к ним.

Вот что пишет она в своей статье "Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам": "Практикой доказано, что чтение - наиболее благополучный предмет в сочетании е музыкой и изобразительным искусством. «Именно на этих уроках у детей развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, любовь к родному языку, природе, литературе, музыке, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся.

Я очень заинтересовалась этой проблемой. У меня возникла
мысль: а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные, требуют большой подготовки учителя и учеников.
Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы
можно я нужно интегрировать.

И я решила попробовать: ещё раз пересмотрела программы
по чтению, русскому языку, музыке, отдельные темы и разделы,
проанализировала их и решила провести урок по теме "Волшебница зима". Урок был построен как обобщающий, продолжался 2 часа и объединял такие предметы, как чтение, русский язык и музыка. Урок получился. Детям очень понравился".

Главной особенностью таких уроков явилось то, что тексты о  двух периодах зимы, весны, осени (начало и разгар этих времен года в сравнении) были напечатаны на отдельных листах для
каждого ученика и ранее на уроках чтения в школе не изучались.

Далее Лямина представила конспект другого урока (русский
язык, чтение, музыка) на тему "Весна идёт".

На этом уроке дети на новых незнакомых текстах видели изменения, происходящие в природе, отмечали особенности данных периодов каждого времени года, разбирали предложения, повторяли пройденный материал и узнавали новый.

Кроме того, учащиеся сами озаглавливали данные тексты,
так как они были даны без заглавия. Это способствовало работе
над техникой и выразительностью чтения, вызывало большой интерес у учащихся.

В конце урока дети рисовали устные картины к тому, что
они представляли себе, слушая музыкальное произведение П.И.
Чайковского "Времена года". Затем написали сочинения. Урок детям очень понравился, участвовали в нём все, он проходил организованно, интересно.

Конспект этого урока смотрите в приложении III.

Немаловажное значение приобретает и проблема интеграции чтения и музыки. По этому вопросу так же имеются некоторые предположения. Вот что говорится в статье Н.И. Куденко, преподавателя - методиста, заслуженного учителя РФ:

"Вполне разделяя мнение учёных о том, что начинать реализацию идей интеграции в начальной школе следует достаточно осторожно, мы осуществили попытку провести в  III классе интегрированный урок чтения на тему "К. Пауcтовcкий "Корзина с еловыми шишками" и музыки на тему "Э. Григ". Пас побудило к такому интегрированию предметов тревога за то, что литература в школе (а начальные классы - ото первая ступень в мир литературы) перестаёт быть эстетическим предметом, наши поиски в усилении
именно этой стороны уроков чтения. Художественный текст теряет смысл и аромат, если нужно только размышлять (к чему стремятся и в чём одном видят цель многие учителя), если мысль не
становится сердечной. В статье "О первоначальном преподавании
родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только с
чувством и не может быть объяснено умом (Ушинский К.Д. Избр.
педагогические сочинения. - Т. 5. - С. 34б).

Аромат произведения К. Паустовского, прекрасного само
по себе, эмоциональное первоначальное восприятие его усилила
музыка Э. Грига, что и было основной целью урока. На наш
взгляд, опыт оказался удачным".

Конспект урока смотрите в приложении IV.

Прежде чем говорить об интеграции чтения и изобразительного искусства, хочется процитировать cлова Ш.И. Ганелика: "Первый интерес к книге у детей дошкольников возникает чаще всего благодаря иллюстрациям, этому "волшебному ключику", который открывает перед маленькими читателями дверь в живой и
многообразный мир художественной литературы.

Уже в этот период рисунок будит воображение ребёнка, формирует его представления е мире реальном и мире сказочном,
приобщает к искусству линий и красок.

В школе отношение детей к рисунку, к иллюстрации делается осознанным и оценочным. Ученик не только получает специальные знания об изобразительном искусстве, но и сам пробует свои вилы в создании рисунков, иллюстраций.

Именно это положено за основу интеграции предметов чтения и изобразительного искусства.

Программа по изобразительному искусству предполагает,
что уже к концу второго класса дети смогут в своих собственных рисунках "композиционными приёмами выделять интереснее в
сюжете", передавать смысловую связь, эмоциональное отношение.

При правильно построенной работе на интегрированием уроке чтения и изобразительного искусства за счёт использования
картин, рисунков, иллюстраций обогащается словарный запас детей, появляется смысл и значение многих новых слов, относящихся к истерическому быту или к области духовной жизни человека.
А иногда и поясняется смысл целого рассказа или сказки. Так,
например, нами проведён интегрированный урок чтения и изобразительного искусства в первом классе на тему "Русская народная сказка "Колобок". Иллюстрирование сказки". На этом уроке по ходу чтения учитель иллюстрирует прочитанное, поясняя смысл, одновременно спрашивая мнение ребят, касающееся продолжения сказки. Тем самым, к концу сказки дети почти сами завершают её чтение, используя сведения, полученные путём логической переработки предыдущей информации благодаря творческим заданиям, используемым на этом уроке. Конспект урока смотрите в приложении I.

Доказано, что эмоции человека, воспринимающего искусство, неразрывно связаны с мышлением, а, следовательно, и с речью.

На интегрированных уроках чтения и изобразительного искусства стимулируется речевая, деятельность на уроке, развивается и обогащается их словарный запас.





































Выводы по II главе.

Во второй главе дипломной работы мы систематизировали изученный материал, обобщили и сделали некоторые выводы. Кроме этого предоставили некоторые фрагменты разработок интегрированных уроков.

Подводя итог, следует отметить, что интеграция вышеуказанных предметов заключается в следующем:

1. Работа с картинами, рисунками отвечает требованиям с одной стороны, программы по развитию речи, т.к. обеспечивает формирование коммуникативных умений: умений раскрыть тему, основную мысль автора; с другой стороны, программы по изобразительному искусству, в соответствии с которой учащиеся знакомятся с особенностями произведений изобразительного искусства, с языком живописи, с жанрами;

2. Изучая произведения живописи на уроках чтения, учащиеся учатся выделять главное в композиции, понимать значение цвета, детали. Одновременно при анализе живописи или другого жанра изобразительного искусства у детей не только развивается речь, но и пополняются сведения об авторах произведений, т.е. сведения искусствоведческого характера, что способствует повышению общей культуры школьников.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: