Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Интегрирования предметов как инновационная форма работы в школе» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной школы №7 города Октябрьского.
Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и предусматривала три этапа:
1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников
2 этап – Содержание формирующего эксперимента
3 этап – формирование активизации учебно – познавательной деятельности учащихся.
На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и определены следующие уровни:
1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присещей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен
2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности
3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для школьника деятельностью.
Было проведено анкетирование с целью определения наличия положительной мотивации к учебной деятельности.
Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:
- смотреть телевизор
- заниматься спортом
- делать домашнее задание
- читать книги
- ходить в школу
- играть с ребятами на улице
- решать разные задачи
- заниматься в кружке
- ходить в кино
- работать на уроке
- рисовать
- ездить за город
- играть в настольные игры
Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у большинства преобладает второй уровень.
4 «А» - 53% (контрольный класс)
4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)
Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету (профессор Н.В. Кузьмина)
Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в таблицу.
Учебный предмет
| Отношение ученика | ||||||
Люблю эти уроки | Хочу заниматься этим предметом | Не хочу заниматься этим предметом | Совсем не люблю этот предмет | Заставляют заниматься | Не дали ответ | Всего баллов | |
Русский Язык Математика Чтение Природоведен Физкультура Рисование Музыка |
р.я. – русский язык
м. – математика
ч. – чтение
п. – природоведение
ф. – физкультура
р. – рисование
муз. - музыка
Содержание формирующего эксперимента.
2 этап.
Для более интегративного и успешного усвоения программы и активизации учащихся было решено в четвертом классе ввести интегрированный курс.
Русский язык и развитие речи – 4 часа
Чтение и развитие речи – 4 часа
Речь и культура общения – 1 час
Математика и конструирование – 6 часов
ИЗО и художественный труд – 2 часа
Музыка и ритмика – 2 часа
Родной язык и литература – 2 часа
С учетом данного курса были проведены интегрированные уроки (смотри приложение 3,4)