Работа с учебником и изучение научной литературы по психологии

Учебник является основным и ведущим видом учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке.

Отличительными особенностями учебника как вида учебной литературы являются следующие.

Во-первых, учебник содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по научной учебной дисциплине.

Во-вторых, учебник излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (узкие, частные, конкретные) и служат методологической основой для познания обозначаемых ими предметов и явлений.

В-третьих, учебник в то же время никак не претендует на исчерпывающее раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться.

Таким образом, по оценке студентов, учебник — это почти все, и они действительно трепетно к нему относятся.

С точки зрения преподавателя, учебник, естественно, далеко «не вся наука», а только первая ступень. С учебника лишь начинается серьезное знакомство с научной психологией, а подлинное овладение ею возможно только при глубоком, скрупулезном и заинтересованном изучении специальной научной литературы по психологии.

И главное, что нужно сказать об учебнике в связи с методикой преподавания психологии, — это необходимость ознакомления студента-первокурсника с методикой работы с самим учебником: как его читать, чтобы избежать зубрежки.

Чтение учебника — важная часть самостоятельной учебы.

Основная функция учебника - ориентировать учащегося (студента) в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Учебник ориентирует не по всей глубине и практическому приложению научных положений, составляющих содержание данного учебного предмета, не говоря уже о науке в целом, а в основных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира.

Вторая функция учебника в том, что он очерчивает некий круг обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения. Иначе говоря, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если говорить условно, по ее «ширине», но не по глубине.

Чтение рекомендованной научной литературы. Это и есть та главная составная часть системы самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную работу.

Несколько замечаний относительно методики изучения научной литературы.

Во-первых, студентов нужно заранее предупредить, что читать эту литературу нужно не книгу за книгой, а по принципу: «идея, теория в одной, в другой, в третьей и т. д. книгах». Во всех случаях изучение проблемы по разным источникам — залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.

Во-вторых, изучение литературы, являясь одним из элементов всей системы самостоятельной учебы, должно быть органически связано с другими элементами системы — с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими работами студента (написанием контрольной или курсовой работы, подготовкой к экзаменам).

Изучение литературы, учебника в том числе, должно решать одновременно и задачу подготовки к написанию контрольной, курсовой или дипломной работы по предмету. Чтобы студент мог свободно оперировать своими теоретическими знаниями при анализе, оценке и описании различных психических явлений, наблюдаемых у личности, совершенно недостаточно чтения только одного учебника.

Более конкретные методические рекомендации обычно содержатся в заданиях по каждой теме курсовой (контрольной) работы, также вручаемых студентам на лекциях и консультациях. При подготовке этих заданий нужно очень внимательно отнестись к формулировке требований, чтобы студенту было легче руководствоваться ими при самостоятельном изучении литературы.

Итак, кратко подытожим сказанное о методике управления самостоятельной учебной деятельностью студента:

1. Главное требование — самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми у себя и вокруг себя.

2. Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного.

3. Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию психологии как действенного мотива его деятельности.

 

В-34. Внеауд-ая работа по псих-ии, ее задачи и место в процессе обуч-ия

Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она м/б направлена на расширение знаний в области научной и практической психологии, а также являться психологическим сопровождением личностного развития уч-ся и студ-тов.

Целью внекл. работы учебного хар-ра явл. расширение и углубление знаний уч-ся по определенным областям психологии, которым не уделяется достаточно внимания в рамках учебного курса психологии.

Внеклассная работа осуществл-ся в индивидуальной, групповой или массовой форме. Индивидуальная работа – это работа с отдельными уч-ся (студ-ми) с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивид-ых консультаций. Гл. их достоинство закл. в том, что студ-ты и уч-ся получают возможность неформального делового общения с преп-лем.

Групповая работа – это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным кол-вом уч-ся (студ-тов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психол-их обществ. Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским.

Занятия кружка проводятся один или два раза в неделю и продолжаются 45 минут (для старшеклассников и студентов целесообразно организовывать еже­недельные двухчасовые занятия). Количество членов каждого кружка не должн> превышать 12-15 человек. Практическая работа организуется в творческих груп­пах по 2-3 человека. Значительная часть времени на занятиях посвящается инди­видуальной работе учащихся, меньшая — выступлениям преподавателя или уча­щихся.

К организационной работе кружка следует привлекать самих учащихся и сту­дентов: необходимо выбрать старосту или председателя, его заместителей, секре­таря и т. д. На занятиях желательно создавать атмосферу свободного обмена мне­ниями и активной дискуссии. Можно сделать посещение кружка открытым.

Для кружка исследовательского типа рук-ль выбирает увлекательную тему и, разрабатывая ее, строит работу таким образом, что уч-ся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теор-ки или практически), осуществляют творческую деят-ть.

В вузах групповая внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследовательской деят-тью. Под научным руков-вом преп-ля работают творческие проблемные группы, которые разрабатывают актуальные исследовательские темы. Традиционными формами организации научной студенческой жизни являются студенческие научные общества, молодежные секции психол-ких обществ, которые проводят ежегодные студенч. научные конференции.

В качестве внеклассной работы могут также рекомендоваться занятия, ориен­тированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и отве­тов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная их особен­ность заключается в том, что они нацелены прежде всего на психологическую по­мощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопро­вождение их личностного развития. 

Массовая работа – это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Гл. целью таких мероприятий явл. привлечение интереса уч-ся и студ-тов к психол-ким знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению науки.

Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные спец-ты, работающие в определенной области науки или практич. психологии.

Вечер, как всякое массовое мероприятие, требует четкой организации. Цель вечера — раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую те­му. Поэтому порядок выступлений должен быть хорошо продуман, а сами выступ­ления должны быть краткими и четкими. Если этого не сделать, то вечер может за­тянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию: он может показаться скучным. Продолжительность вечера не должна превышать 1,5-2 часов.

Важной формой внеаудиторной работы м/б участие студ-тов в научных и практических психол-ких конференциях «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жизни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных психологов или выступая на молодежных секциях.

Одной из интересных форм внекл. работы по психологии явл. психол. олимпиада школьников. В кач-ве заданий на этой олимпиаде может быть предложена защита творческих работ, психол-кий анализ текста, разгадывание психол-ких кроссвордов и др. задания. Такая олимпиада повышает активность уч-ся интересующихся психологией.

Традиционно проводятся экскурсии в музеи, на природу или на предприятия. Поскольку психол-кие музеи пока встречаются редко, а доступ к месту работы псих-гов и психол-му процессу (науч. исслед-ю или практической работе) часто ограничен, то экскурсии не явл. распространенной формой внеклассной работы.

Занимательная психология - одно из эффективных средств повышения мотивации учения, привлечения внимания и интере­са к психологической науке.

Элементы занимательности безусловно должны сопровож­дать любые формы преподавания психологии. Особенно это важно иметь в виду при подготовке занятий в школах, коллед­жах и гимназиях.

Однако не следует ограничиваться лишь аудиторной рабо­той. Огромным познавательным потенциалом обладают внеау­диторные формы занятий Такие занятия могут быть весьма разнообразными. 1. Лекции с занимательной тематикой («Сновидения и их за­гадки», «Экстасенсорные способности человека», «Цвет в жизничеловека», «Психология символов» и др.). 2.Тематические вечера, например: Загадки памяти; Знакомая незнакомка (о психологической науке); Вечер цвета; Здравствуйте, девочки.., здравствуйте, мальчики...(о психологии пола); Вечера вопросов и ответов. 3.             Организация факультативных, кружковых занятий, а также научных студенческих обществ со своими программами и орга­низационными формами. 

Если такие занятия проводятся в школах, то следует уже в подборе тематики учитывать возрастные особенности слушате­лей. 4.Небольшие экспериментальные исследования. Сюда можно отнести подготовку демонстрационных экспериментов и опытов для лекционных и практических занятий силами студентов. 5.Психологическая газета - орган психологического факультатива, кружка или НСО (научного студенческого общества).Газета может быть стенная. Этот тип газет широко использу­ется в вузах и школах. При оформлении такой газеты следует учитывать психологические особенности стенной печати в учебном заведении. Рубрики должны быть многообразны, но краткими по содержанию, поскольку читать большие по объему статьи на переменах затруднительно.6. Неделя психологии. В эту неделю проводятся во всех группах, классах популяр­ные лекции, беседы, демонстрации, научные конференции, встречи, вечера. В конце недели проводится конкурс стенных газет с психо­логической тематикой, а в заключение - КВН или «Что, где, ко­гда?». 7.Подготовка тематических вечеров и КВН.

 

 

 

б) студ-ты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слушателя, навыки дискуссии и публичного выступления, делового общения и лучше запоминают матер-л; в) преп-ль имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информ.; г) преп-ль получает возможность лучше узнать студ-тов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в читаемый курс.

После проведения семинара полезно провести анализ его эффективности, чтобы в дальнейшем не допустить тех же ошибок. Нельзя превращать семинар в простое повторение лекционного матер-ла со скучными докладами, представляющими собой элементарное воспроизведение инф-ии.

Возможности семинара значительно выше, чем лекции. На семинаре: происходит снятие психологического барьера у студен­тов (стеснительность, неловкость, неуверенность при непосредственном общении с преподавателем); студенты становятся более активными. Они закрепляют знания, формируют умение доносить мысль до слуша­теля, навыки дискуссии и публичного выступления, де­лового общения и лучше запоминают материал; преподаватель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал до студентов, пополнить его новой информацией; преподаватель получает возможность лучше узнать сту­дентов, их типичные ошибки и свои недочеты, что дает ему возможность своевременно внести изменения в чи­таемый курс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: