Культура белорусских земель XIII–XVI вв

В середине XIII–XIV вв. все земли Беларуси постепенно вошли в состав полиэтнического феодального государства – Великого княжества Литовского. Доминирующее демографическое положение Беларуси в границах ВКЛ и высокий уровень культуры белорусов определили полиэтнический характер распространения их языка. Язык белорусского народа XIV–XVIII вв. называется старобелорусским. Старобелорусский (тогда он назывался «русский») язык был в то время официальным государственным языком ВКЛ, на нем велось делопроизводство, писались статуты, грамоты, постановления сейма, летописи, хроники, литературные произведения. Он был средством общения между восточно-славянским населением и литовцами-аукштайтами, жемойтами и более мелкими этническими группами, проживавшими в ВКЛ. Многие крупные города Беларуси в XV – начале XVI вв. добились магдебургского права. С общеземского привилея 1447 г. ускорился процесс законодательного оформления феодально-сословного строя. В конце XV – начале XVI вв. культурно-исторический процесс в Беларуси вступил в период Ренессанса (или Возрождения). Это проявлялось: 1) в формировании нового мировоззрения, ментальности, восприимчивости к новым интеллектуальным, политическим, этносоциальным и конфессиональным тенденциям; 2) в утверждении нового уклада жизни; 3) в возрождении античного наследия в культуре для утверждения новых идеалов и взглядов. В конкретных сферах духовной жизни Беларуси ренессансные тенденции и влияния отражались прежде всего в книгопечатании, светской литературе, общественно-политических взглядах, общегосударственном праве, образовании, изобразительном искусстве, монументальной архитектуре; в социально-культурном смысле – в ренессансных формах жизни и быта, формировании новых центров городской культуры, меценатстве, расширении международных культурных связей, овладении науками, языками и рыцарским искусством. Значительное своеобразие Возрождению на Беларуси с середины XVI в. придавало его тесное взаимодействие с Реформацией. Основание белорусского книгопечатания связано с деятельностью выдающегося белорусского деятеля, мыслителя-гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490–1551 гг.). В 1517–1519 гг. он издал в Праге 23 книги Ветхого завета на литературном белорусском языке. Позже в Вильно он организовал первую на белорусской земле и во всей восточной Европе типографию и издал две книги: в 1522 г. – «Малую подорожную книжицу», в 1525 г. – «Апостол». В 50–60-е гг. XVI в. типографии были основаны в Бресте, Несвиже, Заблудове, Вильно, Полоцке, Минске, Могилеве, Слуцке. Пинске и др. Вторая половина XVI в. – время пробуждения общественной мысли в Беларуси. Сымон Будный (ок. 1530–1593 гг.) издал напечатанные на белорусском языке учебные и полемические произведения «Катехизис» (1562), «Об оправдании грешного человека перед богом» (1562) и др. В последние десятилетия XVI в. основным центром белорусского книгопечатания стал Вильно, где более-менее регулярно стали работать типографии братьев Мамоничей и главного белорусского Свято-Троицкого (позднее Свято-Духова) братства. Бесспорное главенство в издании польскоязычной и латинской продукции для всего ВКЛ принадлежало Виленской иезуитской академии. Одновременно с возникновением белорусского книгопечатания в первой половине XVI в. зарождалась светская латиноязычная литература. Н. Гусовский в 1523 г. издал на латыни поэму «Песня про зубра». На белорусский язык переводились произведения европейских народов, что свидетельствует о расширении культурных связей. Ренессансовые тенденции проявились во дворцово-замковом и церковном строительстве. На территории Беларуси стали возводить строения в готическом стиле. Наиболее известными готическими памятниками Беларуси являются Троицкий костел XV в. в д. Ишкольдь (Барановичский район), храмы первой половины XVI в. в д. Сынковичи (Зельвенский район), д. Мурованка (Щучинский район), костел в д. Гнезно (Волковысский район) и др. Выдающимся достижением белорусской культуры была кодификация права. Менее чем за столетие были приняты три Статута ВКЛ – 1529, 1566, 1588 гг. При разработке Статута 1529 г. впервые было проведено разграничение норм права между отдельными отраслями. Они размещались в определенной системе. Под влиянием идей гуманизма внесены нормы, несколько ограничившие самоуправство магнатов, регламентировалось участие адвокатов в судебном процессе, вводилось правило, согласно которому люди, как «убогие», так и «богатые», должны судиться в соответствии со Статутом. Статуты ВКЛ и другие правовые акты закрепляли общегосударственную юридическую систему на высоком уровне.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: