Раннефеодальные княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.) в 19-13 веках. Христинанизация Беларуси

В середине IX в. на территории восточных славян начали формироваться раннефеодальные княжества. Уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: северный с центром в Новгороде и южный – с центром в Киеве. В 882 г. Олег (родственник варяжского князя Рюрика) объединил эти два союза, и была образована Киевская Русь.

Киевская Русь – это раннефеодальное государство – монархия. Во главе ее стоял великий князь. Князья отдельных земель, входивших в состав Киевской Руси, находились в вассальной зависимости от великого князя: были обязаны поставлять по его требованию воинов, а их подвластное население платить дань. В то же время в своих землях князья имели неограниченную власть.

На территории Беларуси в этот период самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества.

Первые летописные сведения о Полоцке относятся в 862 г. Полоцкое княжество занимало территорию современной Витебской области и северной части Минской области. Киевский князь Олег (879-912 гг.) включил Полоцк в состав Киевской Руси. Развитие торговых отношений в IX-X вв. содействовали расцвету и усилению Полоцка и привело к независимости от власти Киева, князья которого стремились контролировать весь путь «из варяг в греки».

В начале XII в. Киевская Русь состояла из ряда отдельных земель – княжеств. Начался процесс феодальной раздробленности. Расцвет Полоцкого княжества связывают с правлением Всеслава Брячеславовича (Чародея) (1044-1101 гг.). После смерти Всеслава княжество было разделено между его сыновьями. Образовались Минское, Витебское, Логойское и др. княжества. Престол в Полоцке был главным. В Полоцком княжестве действовали две ветви власти: князь и вече.

Законодательная власть принадлежала вече (народному собранию). Вече приглашало князя, контролировало его деятельность, принимало законы, решало вопрос войны и мира, вершило суд. Во главе исполнительной власти был князь, именно он решал все текущие вопросы государственного управления. Главной обязанностью князя считалось поддержание порядка внутри княжеств и организация его обороны. Высокое общественное положение в Полоцке занимал епископ. В период раздробленности он фактически руководил всей полоцкой землей.

Другим крупным раннефеодальным княжеством на территории Беларуси было Туровское. Княжество образовалось на землях дреговичей (восточнославянского племени) в южной части Беларуси. В летописи под 980 г. сообщается, что когда в Полоцке княжил Рогволод, в Турове князем был Тур. Постепенно Туров оказался в полной зависимости от Киева. При этом туровское княжество оставалось неделимой территорией.

Туровские князья имели право занимать великокняжеский трон согласно родственным связям. В Турове, как и в Полоцке, действовало вече.

Европа прошла два этапа христианизации. Первый – от возникновения христианства, когда оно распространилось в Римской империи, Византии, империи Франков, Британии. На втором этапе, в IX-X вв., крестились славянские народы и народы Северной Европы.

В X в. уже фактически существовали две христианские церкви: западная во главе с папой в Риме и восточная с вселенским патриархом в Константинополе.

На белорусские земли христианство шло двумя потоками – восточное из Византии, через Киевскую Русь и Болгарию, западное – через Польшу.

Официальное принятие христианства в его византийской традиции в 988 г. киевским князем Владимиром Святославовичем как государственной религии – важное событие в истории восточных славян, в том числе тех, которые находились на территории современной Беларуси. Православие в Беларуси считается принятым с 992 г., со времени образования Полоцкой православной епархии и эта церковь стала господствующей. Распространение католицизма в XIII в. сдерживалось поддержкой, которую оказывали папы крестоносцам в их продвижении на земли славян.

Строительство храмов и монастырей дало две школы зодчества: Гродненскую и Полоцкую. Наиболее значительными архитектурными памятниками стали Софийский собор в Полоцке (XI в.), Благовещенская церковь в Витебске (XII в.), Спасо-Ефросиньевская церковь в Полоцке (XII в.), Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно (XII в.). Церкви и замки украшались фресками, мозаикой, кафельной плиткой.

Принятие христианства сопровождалось распространением письменности. До нас дошли полоцкие евангелия. Первой эпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князя Изяслава на принадлежащем ему перстне-печати (X в.).

Литературно-письменным языком всех славян до XIV в. был старославянский. Старославянский язык – это язык древних славянских письменных памятников, первыми из которых были переводы просветителей Кирилла и Мефодия (IX в.) богослужебных и канонических книг с греческого языка. В VIII-IX вв. стал складываться и древнерусский язык. Древнерусский язык был общим для всех восточных славян. В XIII-XV вв. формируется белорусская народность, параллельно отмечается и образование белорусского языка.

Литературным трудом, наставничеством, переписыванием книг занималась Евфросиния Полоцкая. Вскоре после смерти в 1173 г. она была причислена к святым.

Огромный след в христианском литературном наследии оставил Кирилл Туровский. Сохранились его философские притчи, поучения, 30 молитв и каноны. С XII в. они много раз переписывались, переиздаются и в наши дни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: