Рекомендуемые доклады

1) Политические партии в России в начале XX в.

2) Начало становления российского парламентаризма

3) Выпускники Санкт-Петербургского Технологического института – ученые и государственные деятели

4) Красный и белый террор в 1918 – начале 20-х гг. XX в.

Методические советы

При рассмотрении первого вопроса необходимо, прежде всего, охарактеризовать место ХХ в. в мировом историческом процессе. Одновременно следует показать главные особенности социально-экономического и политического развития России в начале ХХ в и раскрыть основные противоречия этого развития. При этом особое внимание студент должен обратить на причины форсированной индустриальной модернизации страны, и на факты, свидетельствующие об обострении аграрно-крестьянского вопроса.

Отвечая на данный вопрос, следует продемонстрировать знание основных событий революции 1905–1907 гг., указать ее причины, особенности, итоги. Отдельно надо остановиться на положениях Манифеста 17 октября 1905 г. и роли этого документа для политической жизни страны.

Рассматривая политические партии, сформировавшиеся в России этого периода, студент должен продемонстрировать знание их классификации, программных документов, тактики. Также следует обратить внимание на преобразования в структуре государственной власти, которые были проведены правительством под давлением общества – прежде всего, на роль и значение Государственной Думы – и уяснить сущность «третьеиюньской системы». Учащийся должен знать основные положения столыпинской реформы, ее ход, итоги и значение.

Изучая второй вопрос, нужно рассмотреть основные направления внешней политики России в начале ХХ в., отдельно остановившись на причинах, характере и итогах русско-японской войны 1904–1905 гг.

Далее следует обратить внимание на причины и предпосылки Первой Мировой войны. Раскрывая империалистический характер этого конфликта, целесообразно показать основные узлы противоречий двух военных коалиций – Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции с одной стороны, и Великобритании, Франции, России, Италии, США, Японии и др. – с другой. Нужно проследить общий ход событий на фронтах войны, подчеркнув роль Восточного фронта; показать влияние Первой Мировой на экономическое и политическое положение в России.

Изучая третий вопрос, необходимо, в первую очередь, уяснить причины, предпосылки и характер Февральской революции. В ходе дальнейшей подготовки следует проанализировать развитие революционного кризиса в феврале – июле 1917 г.; рассмотреть процесс образования Петроградского Совета и Временного правительства, сущность двоевластия, его социально-классовые и политические причины; рассказать о мероприятиях Временного правительства, его внутренней и внешней политике.

Отвечая на данный вопрос, студент также должен ознакомиться с тактикой партии большевиков после Февральской революции. Следует осветить основные события, связанные с нарастанием революционного кризиса в июле – октябре 1917 г.; уяснить сущность корниловского мятежа; проанализировать позицию А. Керенского и различных политических партий при разгроме корниловщины. Далее следует рассказать о процессе большевизации Советов и назревании общенационального кризиса осенью 1917 г., нарастании политической активности рабочих, крестьян и солдат, падении авторитета Временного правительства. Требуется знать общий план подготовки большевиками вооруженного восстания и ход событий, произошедших в Петрограде в конце октября 1917 г. Необходимо иметь представление о работе II Всероссийского Съезда Советов и его основных решениях. Отдельно следует рассмотреть процесс установления Советской власти на местах; проанализировать альтернативы общественного развития России в 1917 г. и причины прихода к власти большевиков.

При подготовке к четвертому вопросу нужно уяснить, что Гражданская война – это очень сложное, многообразное и трагическое явление, главным содержанием которого стало вооруженное столкновение представителей различных политических сил, социальных слоев и отдельных личностей, а также этнических и конфессиональных групп, поскольку Россия была многонациональной страной. Гражданская война является следствием многих серьезных внутренних противоречий, которые общество не может решить мирным путем. Студенту необходимо знать причины Гражданской войны в России, ее основных участников и общий ход событий, ориентироваться в действиях противостоящих сил в политической, социальной, экономической, военной сферах. При этом следует учесть, что вопрос о начале Гражданской войны и ее продолжительности остается дискуссионным, в связи с чем целесообразно перечислить основные точки зрения по данному вопросу.

Следует также учесть и то, что Гражданская война в России проходила в условиях продолжающейся Мировой войны, и это оказывало большое влияние на положение дел в стране. Нужно показать, как строились взаимоотношения Советской России со странами германского блока, обратив особое внимание на подписание Брестского мира, и со странами Антанты, которые активно вмешивались в российские события и даже перешли к открытой интервенции.

В заключение необходимо проанализировать причины победы большевиков в Гражданской войне и последствия этой войны для дальнейшего развития страны.

Литература

Основная

  1. Ведерников, В.В. Отечественная история: учебное пособие / В.В. Ведерников, А.Б. Гуркин. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2007.
  2. Деревянко, А.П. История России с древнейших времен до конца XX века / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – 3-е изд. – М.: Проспект, 2009.
  3. История России / под ред. И.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 3-е изд. – М.: Высшая школа, 2009.
  4. История России. В 2-х т.: учебное пособие / под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. – СПб.: Олма-Пресс, 2000.
  5. Олейников, Д.И. История России с 1801 по 1917 год. Курс лекций: пособие для вузов / Д.И. Олейников. – М.: Дрофа, 2005.
  6. Отечественная история / под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарика, 2004.
  7. Потатуров, В.А. История России / В.А. Потатуров, Г.В. Тугусова, М.Г. Гурина. – М.: Академический проект, 2004.
  8. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2 т. / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков. – М.: Проспект, 2010.
  9. Шумилов, М.И. История России: конец XIX – начало XXI веков: учебник / М.И. Шумилов, М.М. Шумилов. – СПб.: Олеариус Пресс, 2008.

Дополнительная

  1. Айрапетов, О. Затишье перед организованной бурей? Что творилось в России в начале 1917-го / О. Айрапетов // Родина. – 2007. – №2.
  2. Алексеев, В.В. Гибель царской семьи: мифы и реальность / В.В. Алексеев // Новые документы о трагедии на Урале. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1993.
  3. Белые генералы: Корнилов, Краснов, Деникин, Врангель, Юденич. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  4. Ведерников, В.В. Общество и власть: почему не удался диалог / В.В. Ведерников // Первая русская революция 1905–1907 годов и проблемы становления гражданского общества в России: межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2006.
  5. Волков, В. Красный семнадцатый год / В. Волков // Родина. – 2007. – №2.
  6. Гуркин, А.Б. Николай II и революция / А.Б. Гуркин // Первая русская революция 1905–1907 годов и проблемы становления гражданского общества в России: межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2006.
  7. Дворниченко, А.Ю. Русская история с древнейших времен до наших дней / А.Ю. Дворниченко, Е.В. Ильин, Ю.В. Кривошеев, Ю.В. Тот. – СПб.: Лань, 2005.
  8. Золотарев, В.А. Русско-японская война 1904–1905 гг.: Борьба на море / В.А. Золотарев, И.А. Козлов. – М.: Наука, 1990.
  9. Зубиков, Ю.М. Борьба политических партий по аграрному вопросу в I Государственной Думе / Ю.М. Зубиков // Первая русская революция 1905–1907 годов и проблемы становления гражданского общества в России: межвузовский сборник научных трудов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2006.
  10. Игнатьев, А.В. Политика соглашений и балансирования (внешнеполитический курс России в 1906–1914 гг.) / А.В. Игнатьев // Отечественная история. – 1997. – №3.
  11. Искендеров, А.А. Ленин, Троцкий, Сталин. Русская революция 1917 года в фокусе взаимоотношений ее вождей / А.А. Искендеров // Вопросы истории. – 2009. – №7.
  12. Макаренко, П.В. Большевики и Брестский мир / П.В. Макаренко // Вопросы истории. – 2010. – №3.
  13. Медушевский, А.И. Причины крушения демократической республики в России / А.И. Медушевский // Отечественная история. – 2007. – №6.
  14. Невский, В. История РКП(б). Краткий очерк / В. Невский. – СПб.: Новый Прометей, 2009.
  15. Нефедов, С.А. Истоки 1905 года: «Революция извне» / С.А. Нефедов // Вопросы истории. – 2008. –№1.
  16. Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009.
  17. Палеолог, М. Царская Россия во время I Мировой войны / М. Палеолог. – М.: Международные отношения, 1991.
  18. Цветков, В. Откуда есть пошло «белое движение» / В. Цветков // Родина. – 2007. – №3.
  19. Шубин, А. Как обойтись без Ленина и Троцкого. Левая альтернатива большевистской диктатуре в 1917 году / А. Шубин // Родина. – 2007. – №10.

СЕМИНАР

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В 20–40-Е ГОДЫ XX В.

1. НЭП: сущность и результаты

2. 30-е гг. XX в. – опыт сталинской индустриализации и коллективизации

3. Политическая жизнь страны в условиях формирования тоталитарного государства

4. Советский Союз в годы Второй Мировой войны (1939–1945)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: