В-39. Наглядные методы препод-ия псих-ии

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату. В пед-ой практи­ке под методами обучения понимают способы обучающей деятельности препода­вателя, способы достижения преподавателем целей обучения и дидактических за­дач. В традиционном понимании методы обучения — это способы передачи уча­щимся знаний и умений, в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, действиях, органи­зационных формах.

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему понима­нию учебного материала учащимися.

Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразитель­ную и словесную.

Предметная наглядность- это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстраци­онные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощуще­ний, зрительных иллюзий, идеомоторных актов, явления установки, колебаний внимания — примеры использования предметной наглядности. Главная задача преподавателя — наглядно продемонстрировать определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Изобраз-ая наглядность- это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобраз-ой наглядности: худо-ая, символическая и тек­стовая. Худ-я наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологи­ческих экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисун­ки. Фильмы как средства изобраз-ой наглядности можно разделить на два типа: научно-популярные и худ-ые. Символическая (схематическая) наглядность -это изображения, отражаю­щие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К это­му виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. На них отображаются систематизированные знания об определенных теоретиче­ских идеях, структуры психических явлений, соотношения величин и понятий, за­висимости между определенными параметрами. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Под текстовой на­глядностью понимается написание на доске или демонстрация с помощью других средств наиболее существенных тезисов лекции, имен ученых, дат, терминов и другой текстовой информации, которая плохо воспринимается на слух.

Опытные преподаватели знают: чем больше преподава­тель пишет на доске, тем больше информации остается в студенческих тетрадях.

Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Использует­ся она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной нагляд­ности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель на­глядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологиче­ские явления и феномены.

Какими способами может демонстрироваться наглядность? Может исполь­зоваться традиционный способ демонстрации наглядности с помощью нарисован­ных плакатов, но он является слишком трудоемким и создает ряд других неудобств в использовании. Использование доски и мела всегда остается в распоряжении преподавателя, однако здесь важную роль играют его изобразительные способно­сти. Современным способом демонстрации наглядности являются транспаранты на прозрачной пленке и слайды, которые проецируются на белый экран. В наше время проекторы становятся все более типичным техническим средством обучения. Это значительно расширяет возможности использования визуальных средств на лекциях. Прекрасным аудиовизуальным средством демонстрации всех перечис­ленных выше видов наглядности является компьютер. Использование компью­терной программы Power Point лает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности: статичные и движущиеся, схемати­ческие и художественные, текстовые и изобразительные, применять различные эффекты. Проецирование слайдов данной программы на экран делает презента­цию доступной для всех студентов.

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях: 1)демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием мате­
риала; 2)наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий мо­мент, по мере необходимости;3)демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хоро­шо видеть объект; 4)необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций,
схем, диаграмм; 5) следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: