В-39. Псих-ое стоение руководящей деят-сти. Стили деят-сти руковод-ля

 

Деятельность является также одним из фундаментальных понятий в отечественной общей психологии, поскольку среди категорий, характеризующих бытие человека, она представляется важнейшей.

Деятельность можно определить как специфически человеческую, регулируемую сознанием активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. В деятельности формируется, развивается, проявляется так или иначе вся система процессов, состояний и свойств индивида, которые принято обозначать как психические. В трудовой деятельности человека можно выделить две логически противоположные разновидности: профессиональную и непрофессиональную. Профессиональная деятельность определяется как профессия, то есть как род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Действие — это основная единица анализа деятельности. Что же такое действие? Это процесс, направленный на реализацию цели.

Цель — это образ желаемого результата, который определяет характер и способы действий человека. Цель формируется самим человеком и является феноменом опережающего отражения.

«Умелое» действие — это всегда действие со знанием своего дела. Система знаний плюс система навыков и создают готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач. Для навыков и привычек как автоматизированных действий характерна стереотипность. Умение же проявляется в решении новых задач, включает в себя момент творчества.

Уровнем развития знаний, умений и наеыков определяется общая культура труда человека и его профессиональное мастерство. Но этим профессиональное мастерство не исчерпывается. Необходимая его составляющая — творчество, которое проявляется в практическом мышлении.

Деятельность управленца, руководителя может носить характер индивидуальной деятельности (например оказание психологического воздействия на подчиненного), групповой (например принятие коллегиального решения на паритетных основаниях), но чаще — это особый, уникальный вид деятельности, предъявляющий повышенные требования к личности. При этом необходимы:

— более высокая внутренняя мотивация, по собственной воле желание и умение решать самые сложные задачи, которые ставятся перед организацией;

— более высокая ответственность, чем в случае индивидуальной деятельности и тем более, чем при групповой, когда наблюдается раз-деленность или даже анонимность ответственности. В случав неудач может пострадать весь коллектив, вся организация;

— умение быть «дирижером своего оркестра» — это значит иметь всегда обратную связь с разными службами и их руководителями, работниками; иметь повышенную нагрузку на память, удерживая в ней большое количество разнородной, но необходимой для решения вопросов информации;

— репрезентация своей команды, организации, показ достижений, реклама (эти требования не всегда соблюдаются на уровне индивидуальной и групповой деятельности);

— повышенные требования к прогностическим возможностям руководителя, способностям заглянуть в будущее или со стороны («эффект геликоптера»);

— помнить, что при неудачах руководителю часто приходится выступать в роли «козла отпущения»;

— повышенные требования к стрессоустойчивости личности ру

ководителя; моральному облику и уровню развития правового созна

ния и т.д.

Общая характеристика управленческой деятельности как одного из видов профессиональной деятельности наиболее систематизирована в работах В.Ф. Рубахина, который выделяет такие ее особенности:

— социотехнический характер (одновременное руководство технико-техническими и социально-производственными системами);

— большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии в пределах вида;

— творческий характер деятельности, связанный с недостаточной информацией в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки; ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

— реализация многих управленческих функций в условиях острого дефицита времени;

— усиление коммуникативных функций.

В структуру функций руководителя различные авторы включают:

— административную, стратегическую, экспертно-консультатив-ную, коммуникативно-регулирующую, дисциплинарную, воспитательную, психотерапевтическую функции;

— целевую, организаторскую, техническую, социально-психологическую, оперативную функции;

— общее руководство, планирование, руководство кадрами;

— общие руководящие и специальные (планово-экономическую, технолого-управленческую и кадровую) функции;

— целеполагания коллектива, функции планирования, согласования, стимулирования, контроля, воспитания.

Классификацию функций правильнее проводить на едином основании, иначе авторы просто представляют перечень возможных функций руководителя, а не классификацию их. Таким единым основанием может выступать объект управления.

В психологическом строении деятельности руководителя можно

выделить три компонента:

— познавательное взаимодействие с объектом руководства, имеющее целью отобразить целостный образ проблемной ситуации;

— творческое взаимодействие, то есть выработка программы управляющего взаимодействия на объект руководства (принятие решений);

— организаторское взаимодействие, в ходе которого руководитель формирует у исполнителей адекватный образ представлений деятельности и активизирует их мотивационную сферу.

 

А втократичный стиль характеризуется высокой степенью централизации власти руководителя. Это директивный стиль, означающий большую свободу руководителя в выборе средств воздействия при слабом контроле.

Автократ самовластно решает большинство не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, навязывает свою волю исполнителям и не делегирует им никаких полномочий. При этом он намеренно апеллирует к более низкому уровню потребностей своих подчиненных.

В отношениях со своими подчиненным и действия автократа могут исходить из следующих предпосылок:

1. люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;

2. у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;

3. больше всего люди хотят защищенности;

4. чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и наказание.

 

 

 

 

Руководитель-автократ догматичен, непременно жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к чужому мнению.

Он часто вмешивается в работу подчиненных и жестко контролирует их действия, требуя пунктуального следования его указаниям «делать, что велено». Если и проводятся совещания, то лишь для соблюдения формальности, ибо все решения у руководителя готовы еще до совещания.

Автократ никому не позволяет «сесть себе на шею». Он много работает, заставляет работать и других, в том числе и во внеурочное время. Может идти на риск, но расчетливо. Критику не выносит и не признает своих ошибок. Однако сам любит критиковать. Придерживается того мнения, что административные взыскания - лучший способ воздействия на подчиненных в целях достижения высоких трудовых показателей.

 

Демократический стиль характеризуется предоставлением подчиненным самостоятельности в пределах выполняемых ими функций и их квалификации. Это коллегиальный стиль, который дает большую свободу деятельности подчиненных под контролем руководителя.

Руководитель-демократ предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: участия, принадлежности, самовыражения. Он предпочитает работать в команде, а не дергать за ниточки власти.

Представление демократа о своих сотрудниках сводится к следующему:

1. труд процесс естественный. Если условия благоприятные, то люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней;

2. если люди приобщены к организационным решениям, они будут использовать самоконтроль и самоуправление;

3. приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;

4. способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Настоящий демократ избегает навязывать свою волю подчиненным. Он разделяет с ними власть и контролирует результаты деятельности.

В своей деятельности руководитель-демократ опирается на весь коллектив. Он старается научить подчиненных вникать в проблемы подразделения, выдавать им эффективную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.

Лично руководитель занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчиненным решать все остальное. Он не подвержен стереотипам и варьирует свое поведение сообразно изменениям ситуации, структуры коллектива и т.п.

 

Либеральный (несмешивающийся) стиль руководства характеризуется тем, что подчиненные имеют свободу принимать собственные решения. Им предоставляется почти полная свобода в определении своих целей и в контроле за своей работой.

Либеральный стиль отличают минимальное участие руководителя в управлении, отсутствие размаха в его деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решение проблем и за их последствия, когда они неблагоприятны.

Руководитель-либерал мало вмешивается в дела подчиненных и вообще не проявляет особой активности, выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими подразделениями. Он непоследователен в действиях, легко поддается влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряется с ними, может без особых оснований отменить ранее принятое решение. Как правило, он очень осторожен, видимо, по причине того, что не уверен в своей компетенции, а значит, и в положении, занимаемом в служебной иерархии.

Руководитель-либерал редко пользуется своим правом говорить «нет», легко раздает невыполнимые обещания. Он способен пренебречь своими принципами, если их соблюдение угрожает его популярности в глазах вышестоящего руководителя и подчиненных.

В стремлении приобрести и укрепить свой авторитет способен предоставлять подчиненным различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии и т.п., склонен бесконечно откладывать увольнение негодного работника.

Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. Большей частью такие руководители, по натуре люди нерешительные и добродушные, как огня боятся ссор и конфликтов.

Другая причина – недооценка значимости возможностей коллектива и своего долга перед ним. Наконец, он может оказаться высокотворческой личностью, целиком захваченной какой-то конкретной сферой своих интересов, но лишенной организаторского таланта, вследствие чего обязанности руководителя оказываются для него непосильными.

Иногда такой руководитель вовсе не стремится к служебной карьере, и понимая, что занимает не свое место, готов уступить его более подготовленному.

 

В11. Воображение и креативность, их взаимосвязь, функции и диагностика.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.Воображение – это психический процесс, мысленное преобразование реальности. Воображение имеет отношение к будущему. Внимание имеет дело с сиюминутной данностью. Воображению принадлежит возможный опыт. Воображение запускается тогда, когда прошлого опыта нам становится недостаточно и его надо изменить. Когда реальность открывается раскрывается в новых возможностях для нас. Характеристики воображения: 1. универсальность (может предвосхищать некоторые события) 2. субъективность (уникальность). Единицей воображения является индивидуальный образ восприятия. 3. характеристикой является образ воображения

Рибо выделил следующие виды воображения:

1. Перцептивное – мысленная работа с образом (преобразование индивидуального образа на уровне восприятия).

2. Воссоздающее – построение образа по имеющейся схеме или образу.

3. Создающее – создание нового объекта реальности.

Характерен признак новизны.

Творчество – это построение такого обобщающего образа реальности, который позволяет понять эту реальность.

Основные функции воображения:

1. Порождение нового образа мира, но эта организация преобразования реальности происходит в сфере сознания.

2. Организация предвосхищения.

3. Организация воспроизведения или воссоздания заданных образцов реальности.

Виды воображения по Рубинштейну: 1. активное – это воображение которое формируется в соответствии с целями человека. 2. пассивное (сновидение, грезы) – возникает спонтанно, образы формируются без вспомогательств сознания, под воздействием неосознаваемых или мало осознаваемых потребностей.

Типы воображения: 1. Абстрактное – оперирование схемами (схемы характеризуются высокой степенью обобщенности) 2. Конкретное – оперирование символами (символы – аффективны и конкретны) 3. Критическое – аффективное воображение, отсутствие критики за процессом мышления. Отсутствие основания для классификации – характер образа.

Приемы воображения: 1. Комбинирование – сочетание отдельных элементов и получение нового образа) 2. Акцентирование – выделение одного признака крупным планом. 3. Метафора – использование образа в переносном смысле. 4. Обобщение

Воображение – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практич, чувствен, интелект, и эмоц-смыслов опыта.

В психологии существует традиция рассматривать воображение как отдельного психич процесса наряду с восприятием, памятью, мышлением. В поел время распространено понимание вообр как всеобщего свойства сознания, занимает промежуточное место между друг психич процессами. При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и струкрурировании образа мира.

Благодаря вообр человек творит, разумно планирует свою деят-ть и управляет ею. Почти вся челов культура (матариальн и духовная) является продуктом воображения и творчества. Вообр выводит человека за рамки сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее.

Воображ является основой наглядно-образного мышления, позволяет чел ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия вообр отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии.

Основные виды:

· Активное - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы,

· пассивное - образы возникают спонтанно, по мило воли и желания человека,

· ут.-. продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется чел. а не просто механически копируется или воссоздается, при этом творчески преобразуется, п-,о.й^

· репродуктивное - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, в котором она есть (хотя тоже присутствует элемент фантазии, однако больше напоминает восприят или память, чем твор-во

Функции:

· представлять действительность в образах, пользоваться ими,

· регулирование эмоциональных состояний (при помощи вообр чел способен отчасти удовлетворять потр-ти, снимать порождаемую ими напряженность - психоанализ),

· участие вообр в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (восприятии, внимании, памяти, речи, эмоций),

· формирование внутреннего плана действий - спос-ть выполнять их в уме,

· планирование и програмирование деят-ти.

Воображение и творчество.

Образы фантазии никогда не бывают полностью оторваны от реальности, в любом продукте фантазии можно отыскать элементы действительности.

Сущ 2 вида творческ фантазии: конкретный (образное воспр мира,связ с доминир правого полушария); абстрактный (логический, доминир левого полушария).

Воображ выступает как отражение свойств личности чел, его психического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Этот факт нашел отражение в психодиагностических методиках (ТАТ. Роршах) основаны на механизме проекции, по кот человек приписывает другому свои личностные кач-ва и состояния.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: