Введение
В профессиональной деятельности психолога определяющую роль играют практические навыки: чем больший опыт накоплен по практическому использованию теоретических знаний, тем более эффективна его работа. Поэтому целью производственной практики является активное использование теоретических психологических знаний в практической деятельности психолога.
Задачи практики:
. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе учебы в ВУЗе.
. Приобретение практических навыков самостоятельной работы в деятельности психологической службы в системе образования.
. Умение применять на практике:
методы психологического обследования;
обработки и анализа полученных материалов;
постановки психологического диагноза;
составления текстов заключений и практических рекомендаций.
Продолжительность практики 6 недель: с 13.07.2013 по 16.08.2013 года.
Тема практики: изучение социально-психологического климата.
Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога детского дошкольного учреждения (ДОУ) по изучению и гармонизации социально-психологического климата в коллективе.
|
|
Задачи, решаемые за время прохождения практики:
общее знакомство с организацией работы ДОУ;
знакомство с администрацией и персоналом ДОУ;
знакомство с рабочим местом психолога, основной документацией и основными направлениями работы психолога в ДОУ;
в соответствии с выбранной темой практики - провести исследование состояния социально-психологического климата в ДОУ.
В современных условиях на образовательные учреждения (ОУ) возлагаются ответственные задачи - воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс России XXI века. В связи с этим одним из принципов работы ОУ является - принцип психологической комфортности в коллективе, который предполагает создание в учреждении доброжелательной атмосферы и комфортного психологического климата.
В социальной психологии психологический климат определяется как качественная сторона межличностных отношений, способствующая или препятствующая продуктивной совместной деятельности членов коллектива и всестороннему развитию каждого человека (Н.Н. Вересов).
Б.Ф. Ломов включает в понятие «психологический климат» систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
|
|
Педагоги находятся в наиболее сложной ситуации, т.к. испытывают двойные нагрузки в связи с эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Поэтому проблема создания в коллективе благоприятного социально-психологического климата на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования.
Общая характеристика МБДОУ «Детский сад №9»
Базой производственной практики является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Семицветик» (МБДОУ д/с №9). Адреса учреждения: Россия, 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Бортникова, 6.
Детский сад осуществляет деятельность на основании лицензии: Серия РО № 017511, регистрационный № 4755-л, выдана Службой по контролю в области образования Красноярского края от 28.03.2011 г., срок действия - бессрочно.
Детский сад размещается в 2-х этажном отдельно стоящем здании общей площадью 1443,8 м². На территории имеются: общая физкультурная площадка, игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное современное игровое оборудование.
Режим работы МБДОУ: круглогодичный, в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье). Группы в ДОУ функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 6.30 до 18.30.
В детском саду функционируют 9 групп общеразвивающей направленности:
раннего возраста (для детей 1-3 лет) - 3.
дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 6.
Дети находятся в закрепленных за каждой возрастной группой помещениях, где созданы все условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.
Прием детей в ДОУ осуществляется по направлению, выданному Управлением образования, на основании медицинского заключения, заявления одного из родителей или иного законного представителя о приеме в ДОУ, документов, удостоверяющих личность одного из родителей или иных законных представителей.
Порядок комплектования и приема детей в детсад определяется «Положением о порядке комплектования и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения», с которым родители (законные представители) знакомятся до приема детей в ДОУ. Общее количество детей - 149 человек: мальчиков - 78, девочек - 71.
Характеристика социального состава семей: количество полных семей - 145, неполных - 28, многодетные семьи - 5. Детей-инвалидов - нет. Детей, получающих пенсию по потере кормильца - нет.
Данные о родителях:
Количество человек | % от общего числа родителей | |
Рабочие | 116 | 46,2% |
Служащие | 92 | 36,6% |
Предприниматели | 9 | 3,7% |
Безработные | 34 | 13,5% |
Образовательный уровень:
Количество человек | % от общего числа родителей | |
Высшее | 89 | 35,5% |
Среднее и средне-специальное | 162 | 64,5 % |
Таким образом, контингент воспитанников социально благополучный, преобладают мальчики; в основном дети из русскоязычных и полных семей; из семей рабочих со средним специальным образованием.
Функции и полномочия Учредителя ДОУ осуществляет Администрация ЗАТО г. Зеленогорска и Управление образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.
Формами самоуправления МБДОУ д/с №9 являются: Общее собрание ДОУ, Совет педагогов ДОУ, Родительский комитет, Общее собрание родителей.
Так, работа Родительского комитета направлена на:
оказание помощи в создании предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе к началу учебного года;
|
|
благоустройство территории и участков;
организацию и контроль за качеством питания и нормой выдачи блюд;
координацию родительской общественности в рамках акции «Весенняя неделя добра»;
оказание благотворительной помощи детям нуждающимся в лечении.
Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса МБДОУд/с №9 обеспечивает 51 сотрудник:
. Административный персонал:
Должность | ФИО |
Заведующий | Быкова Людмила Николаевна |
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе | Рашкина Елена Алексеевна |
Заместитель заведующего по хозяйственной работе | Ланг Розалия Михайловна |
Педагогический персонал - 24 человека, в т.ч.: воспитатели - 19, педагог-психолог - 1, учитель-логопед - 1, музыкальный руководитель - 1, инструктор по физической культуре - 1.
Учебно-вспомогательный персонал - 13 человек.
Обслуживающий персонал - 13 человек.
Сведения о кадровом составе, об образовании и уровне квалификации педагогического состава представлены в Приложении А, анализ которых свидетельствует о благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса.
Миссия ДОУ: создание благоприятных условий проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, обеспечивая качественную подготовку к школе.
Образовательную деятельность МБДОУ д/с №9 осуществляет в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, в основе которой лежит реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), а также примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), программы психолого-педагогического учебного центра им Л.А. Венгера «Развитие»; программы «Безопасность» (под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).
|
|
Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Обучение детей осуществляется по кабинетной системе (5 кабинетов). Детский сад обеспечен учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами.
Для воспитанников создана современная предметно-развивающая среда. В здании находятся специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочерёдного использования группами или подгруппами воспитанников: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, изостудия, кабинет учителя-логопеда.
При проектировании предметно-развивающей среды в каждой группе ДОУ, исходят из необходимости учёта следующих факторов: социально-психологических особенностей ребёнка; развитие любознательности; гендерного развития; физического развития и укрепления здоровья, эмоционально-личностного развития ребёнка.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей, обучение ведется в кружках и студиях.
В течение года в ДОУ проводятся закаливающие процедуры (полоскание горла травами, точечный массаж, промывание носа, дыхательная гимнастика, горячее обтирание, хождение по солевым дорожкам). Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз - на улице. Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, динамические паузы во время и после занятий. Во всех возрастных группах оборудованы физкультурные уголки.
В ДОУ функционирует логопункт, реализуется программа «Учим ребёнка говорить и читать» (Цукановой С.П., Бетс Л.Л.), осуществляется коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи по системе Нищеевой Н.В.
Кроме того, организован консультативный пункт для родителей, где по различным вопросам воспитания и образования дают консультации специалисты МБДОУ. Проводятся общие, групповые родительские собрания, консультации, открытые занятия, выставки, конкурсы рисунков и поделок, выполненных детьми совместно с родителями. Составлены социальные паспорта семей.