Указания для экспертов по проверке и оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ по химии на задания с порядковыми номерами 30–35

 

При проверке заданий с развёрнутым ответом эксперт руководствуется стандартизированными материалами, в которых представлены: критерии и шкалы оценивания выполнения заданий, а также варианты развёрнутых ответов на каждое из заданий части 2 экзаменационной работы.

Проверка и оценивание выполнения заданий с развернутым ответом осуществляется на основе поэлементного анализа ответов экзаменуемых. Метод поэлементного анализа предполагает установление наличия в ответах экзаменуемых каждого из элементов ответа, обозначенного в критериях оценивания.

Ответ экзаменуемого по своему содержанию и последовательности изложения может отличаться от предложенного в критериях варианта ответа. При этом оценивание выполнения задания осуществляется также в соответствии с общими критериями оценивания.

 

Результаты оценивания переносятся в Протокол проверки развернутых ответов, при этом баллы по каждому заданию переносятся в колонку, название которой соответствует номеру задания (см. Рисунок 1):

Рисунок 1. Протокол проверки развернутых ответов. Образец

 

- баллы за задание 30 выставляются в графу протокола 30;

- баллы за задание 31 выставляются в графу протокола 31;

- баллы за задание 32 выставляются в графу протокола 32;

- баллы за задание 33 выставляются в графу протокола 33;

- баллы за задание 34 выставляются в графу протокола 34;

- баллы за задание 35 выставляются в графу протокола 35.


 

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания) (или указан только номер самого задания), то в протокол проставляется «Х», а не «0».

Ниже приведены рекомендации по оцениванию отдельных элементов развернутых ответов и решению возникающих при этом возможных проблем.

 

№ зада-ния Критерии детализации ответа по отдельным элементам Рекомендации по оцениванию отдельных элементов ответа и решению возможных проблемных ситуаций
30 Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: •     выбраны вещества, и записано молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции; •     составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель Основные элементы ответа 1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из предложенного списка и составлено молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции между ними, которое полностью соответствует условию задания: · выбраны вещества, вступающие в окислительно-восстановительную реакцию, признаки протекания которой соответствуют условию задания; ·  правильно составлены формулы веществ-продуктов этой окислительно-восстановительной реакции; · расставлены коэффициенты в уравнении реакции (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных). Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций: − в качестве исходных веществ (окислителя и восстановителя) могут быть использованы только вещества из предложенного списка (вода используется в качестве среды для протекания реакций); − реакции диспропорционирования, которые протекают с участием среды (раствора щелочи или кислоты), могут приниматься как верный ответ;   2. Ставится 1 балл за составление электронного баланса при условии, если: · правильно указаны степени окисления элемента-окислителя и элемента-восстановителя, участвующих в процессах окисления и восстановления; · при составлении электронного баланса любым способом показано, что число отданных восстановителем электронов, равно числу электронов, принимаемых окислителем: при этом может быть использован метод полуреакций (электронно-ионный баланс);
  • указан окислитель и восстановитель.
Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. −   степень окисления 0 может не указываться экзаменуемым; −  если степень окисления не указана, то считать её равной 0; −  считать верными записи, подобные следующим «Cl-1», «Cl-», «2Cr3+», «Cr+6», «Cl0», «Cl20», которые может использовать экзаменуемый при указании степени окисления; −  считать неверными записи, подобные следующим «N23–», «Cr26+» (или «N2–3» «Cr2+6»); − наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания (например, знаки «+» и «–» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя). Экзаменуемый может: − в качестве окислителя и восстановителя указать элементы в соответствующей строчке электронного баланса, или отдельно выписать формулы /названия веществ. − обозначить окислитель и восстановитель даже одной буквой («В» и «О»). Второй элемент ответа (составление электронного баланса) оценивается если: • первый элемент ответа оценен 1 баллом; • первый элемент ответа оценен 0 баллов из-за незначительных ошибок, таких как пропуск 1-2 коэффициентов и пр. В случае если выбраны вещества из списка, между которыми невозможно протекание окислительно-восстановительной реакции, то за молекулярное уравнение ставится 0 баллов и электронный баланс не оценивается – 0 баллов. При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмвыполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется правильность записи только первого из них.
31 Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: • выбраны вещества, и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена; • записаны полное и сокращенное ионное уравнения реакций Основные элементы ответа 1. Ставится 1 балл, если выбраны вещества из списка и составлено молекулярное уравнение реакции ионного обмена между ними: · из предложенного списка веществ выбраны вещества, между которыми реакция ионного обмена протекает так, как указано в условии задания; · расставлены коэффициенты в молекулярном уравнении реакции.   2. Ставится 1 балл, если записаны полное и сокращённое ионное уравнения: − правильно указаны заряды ионов в каждом из ионных уравнений реакций (например, «Na+», или «SO42-»); − в ионном уравнении реакции формулы слабых электролитов, практически нерастворимых веществ и газов, записаны в молекулярном виде; − в сокращённом ионном уравнении коэффициенты должны быть указаны минимальными целыми числами. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций: − при составлении как молекулярного, так и ионного уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑». − в случае выбора веществ, между которыми РИО не протекает, или не соответствует условию задания, то молекулярное уравнение оценивается в 0 баллов; Второй элемент ответа (ионные уравнения реакций) оценивается если: • первый элемент ответа оценен 1 баллом; • первый элемент ответа оценен 0 баллов из-за незначительных ошибок, таких как пропуск коэффициентов и пр. При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.  
32 Правильный и полный ответ содержит правильно записанные уравнения четырёх химических реакций, о которых шла речь в условии задания.   Основные элементы ответа Ставится 1 балл за каждый из четырёх элементов ответа, если: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных). · в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. При составлении уравнения реакции экзаменуемый может: −  не указывать условия ее проведения (прокаливание, катализатор). В случае если в ответе все же указаны условия проведения конкретной реакции, не соответствующие её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений. −  при составлении уравнения реакции экзаменуемый может не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑».   При оценивании выполнения задания также принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.  
33 Правильный и полный ответ содержит правильно записанные уравнения пяти химических реакций, которые соответствуют схеме превращений, приведённой в условии задания.   Основные элементы ответа Ставится 1 балл за каждый из пяти элементов ответа, если: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества. · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных). · в уравнениях реакций записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами реакций, протекающих при заданных условиях. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. При составлении уравнения химической реакции экзаменуемый может: − использовать молекулярные формулы простейших представителей гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O, C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления); − не использовать обозначения осадка «↓» или газа «↑»; − не указывать условия её проведения (прокаливание, катализатор), так как в условии задания это не предусмотрено. В случае если в ответе все же указаны условия проведения конкретной реакции, не соответствующие её протеканию с образованием записанных продуктов, то данный элемент ответа следует считать ошибочным по причине наличия взаимоисключающих суждений. При оценивании выполнения задания также принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использовать свой алгоритм выполнения задания (отличный от предложенного «варианта ответа»). Если в ответе к данному заданию будут приведены уравнения нескольких реакций, то проверяется только первое из них.  
34 Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · правильно записаны уравнения всех реакций, соответствующих условию задания; · правильно произведены вычисления, в которых использованы необходимые физические величины, заданные в условии задания; · продемонстрирована и логически обоснована последовательность использования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты; · в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина. Основные элементы ответа 1.Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно записанных уравнений всех реакций, соответствующих условию задания. · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции; · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных). Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций: − если допущена ошибка хотя бы в одном из уравнений реакций, даже при условии, что она не влияет на ход дальнейших вычислений, то за этот элемент ответа выставляется 0 баллов.   2. Ставится 1 балл за наличие в ответе правильно произведённых вычислений, в которых используются необходимые физические величины из числа указанных в условии задания. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. К примеру, в соответствии с условием задания должно быть определено вещество, взятое в избытке. Если в ответе экзаменуемого отсутствует указание на избыток этого вещества, но ход дальнейших вычислений правильный, то в этом случае элемент ответа считается верным.   3. Ставится 1 балл, если в ответе экзаменуемого продемонстрирована и логически обоснована последовательность использования во взаимосвязи физических величин, на основании которых проводятся расчёты. Иными словами, отражены все необходимые этапы расчётов с указанием пропорциональной зависимостимежду количеством (массой, объёмом) реагирующих веществ. Вычисления молярной массы веществ можно не приводить.   4.Ставится 1 балл, если в ответе экзаменуемого в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина: − выбран верный способ для нахождения искомой физической величины; −  правильно определены «промежуточные» физические величины, необходимые для её нахождения. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. В случае наличия в ответе экзаменуемого ошибок в вычислениях (не более трёх), которые привели к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл. В случае если в ответе экзаменуемого не указаны единицы измерения искомых физических величин (более четырёх), то оценка за выполнение задания снижается на 1 балл. При оценивании выполнения задания принимается во внимание тот факт, что экзаменуемый может использоватьсвой алгоритмрешения задачи (отличный от предложенного «варианта ответа»).
35 Правильный и полный ответ содержит следующие элементы: · правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества и записана молекулярная формула вещества; · записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания; · с использованием структурных формул органических веществ записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания. Основные элементы ответа 1. Ставится 1 балл за установление молекулярной формулы вещества на основании приведённых необходимых правильных вычислений. Ответ должен содержать расчёты, подтверждающие соответствие приведённой молекулярной формулы условиям задачи. 2. Ставится 1 балл при наличии записи структурной формулы вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества в соответствии с условием задания. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. При условии, если структурная формула органического вещества не записана как отдельный элемент ответа, а присутствует лишь в уравнении реакции (в последнем элементе ответа) и составлена правильно, то этот элемент ответа считается выполненным и выставляется 1 балл за «структурную формулу».   3. Ставится 1 балл при наличии записи уравнения реакции, на которую даётся указание в условии задания: · правильно записаны формулы всех веществ, участвующих в реакции, при этом использованы структурные формулы разного вида (развёрнутая, сокращённая, скелетная), которые однозначно отражают порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле органического вещества. · указаны все коэффициенты (при этом допустимо использование кратных коэффициентов, в том числе и дробных). · в уравнении реакции записаны формулы тех веществ, которые соответствуют условию задания, или являются продуктами, преимущественно образующимися в реакциях, протекающих при заданных условиях. Дополнительные рекомендации, которые необходимо учитывать в случае проблемных ситуаций. Допустимо использование молекулярных формул для простейших представителей гомологических рядов: CH4, C2H2, C6H6, C2H5OH, CH2O и т.д., а также C6H12O6 (в реакции брожения или полного окисления). В случае если в условии задания идёт речь о веществах природного происхождения, то таковыми являются биологически важные вещества, такие как жиры, аминокислоты (независимо от положения аминогруппы), пептиды, белки, углеводы (моно-, ди-, олиго- и полисахариды).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: