Методика оценивания заданий с развернутым ответом (основные подходы к определению критериев и шкалы оценивания выполнения заданий)

 

Основу методики оценивания заданий с развернутым ответом составляет ряд общих положений. Наиболее важными в их числе являются следующие:

• проверка и оценивание заданий с развернутым ответом осуществляется только путём независимой экспертизы на основе метода поэлементного анализа ответов экзаменуемых.

• применение метода поэлементного анализа делает необходимым обеспечение четкого соответствия формулировки условия задания проверяемым элементам содержания. Перечень элементов содержания, проверяемых любым заданием, согласуется с требованиями стандарта к уровню подготовки выпускников средней школы.

• критерием оценивания выполнения задания методом поэлементного анализа является установление наличия в ответах экзаменуемых элементов ответа, обозначенных в критериях оценивания задания. Должна быть принята и оценена любая модель ответа, предложенная экзаменуемым, если она не искажает сути химической составляющей условия задания.

Шкала оценивания выполнения задания устанавливается в зависимости от числа элементов ответа, указанных в критериях оценивания ответа, и с учетом таких факторов, как:

• уровень сложности проверяемого содержания;

• определенная последовательность действий, которые следует осуществить при выполнении задания;

• однозначность трактовки условия задания и возможных вариантов формулировок ответа;

• соответствие условия задания предлагаемым критериям оценивания по отдельным элементам содержания.

При разработке критериев оценивания учитываются особенности элементов содержания всех шести заданий с развернутым ответом, включаемых в экзаменационную работу. Принимается во внимание и тот факт, что записи ответов экзаменуемых могут быть как очень общими, обтекаемыми и не конкретными, так и излишне краткими
и недостаточно аргументированными. Пристальное внимание уделяется выделению элементов ответа, оцениваемым в один балл. При этом учитывается неизбежность постепенного повышения трудности получения каждого последующего балла
за правильно сформулированный элемент ответа.

При составлении шкалы оценивания расчетных задач (34 и 35) учитывается возможность различных путей их решения, а, следовательно, присутствие в ответе экзаменуемого основных этапов и результатов выполнения заданий, указанных
в критериях оценивания. Проиллюстрируем методику оценивания заданий с развернутым ответом на конкретных примерах.






Задание 30

Для выполнения заданий 30 и 31 экзаменуемым предлагается общий список из пяти веществ, при этом в условии уточняется, что при необходимости экзаменуемые могут применить и растворы этих веществ.

Задания 30 ориентированы на проверку умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций. Для выполнения задания экзаменуемому необходимо осуществить ряд последовательных действий: проанализировать состав веществ из списка, выбрать вещества, которые могут проявлять свойства окислителя и восстановителя в реакции; по представленным в условии классификационным признакам веществ и/или признакам протекания химических реакций определить продукты реакции; составить электронный баланс реакции и на его основе расставить коэффициенты в уравнении реакции; определить окислитель и восстановитель в составленном уравнении реакции. С учётом такой последовательности действий были определены следующие элементы ответа:

· выбраны вещества, которые являются окислителем и восстановителем, и записано молекулярное уравнение окислительно-восстановительной реакции;

· составлен электронный баланс реакции, указаны окислитель и восстановитель.

Пример задания:

 

Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:

нитрит натрия, сероводород, нитрат серебра, дихромат натрия, оксид марганца(IV), серная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

 

30

 

 

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми приводит к образованию двух солей и простого вещества. Запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа: Na2Cr2O7 + 3H2S + 4H2SO4 = Cr2(SO4)3 + 3S + Na2SO4 + 7H2O
1 3 2Cr+6 + 6 ē → 2Cr+3 S–2 – 2 ē → S0

Дихромат натрия (или хром в степени окисления +6) является окислителем.

Сероводород (или сера в степени окисления –2) является восстановителем

 
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: · выбраны вещества, и записано уравнение окислительно-восстановительной реакции; · составлен электронный баланс, указаны окислитель и восстановитель 2
Правильно записан один элемент ответа 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 2

 

При оценивании ответа экзаменуемого необходимо учитывать, что из списка веществ могут выбраны не только те вещества, которые представлены в «варианте ответа», но при этом составленное уравнение реакции должно в полной мере учитывать все требования, которые предъявляются к реакции: признак(и) протекания реакции и/или классификационный(-ые) признак(и) выбранных веществ.

Необходимо также учитывать, что единых требований к оформлению ответа на задание 30 не предъявляется. Вследствие этого в качестве верного ответа принимается составление как электронного, так и электронно-ионного баланса реакции, а также указание окислителя и восстановителя любыми однозначно понятными способами. Однако, если в ответе содержатся взаимоисключающие по смыслу суждения, то такие элементы ответа не могут считаться верными.

 

Задание 31

Задания 31 ориентированы на проверку умений составлять уравнения реакций ионного обмена. Реакции ионного обмена протекают между электролитами в направлении связывания ионов. Чтобы выполнить это задание экзаменуемым необходимо выбрать из предложенного списка вещества, между которыми протекает реакция ионного обмена, а также показать понимание механизма реакции составив полное и сокращённое ионное уравнения. Также как и в задании 30 в условие задания включено уточнение, которое сужает вариативность выбора веществ, взаимодействие которых удовлетворяет условию задания. В этом качестве может выступать классификационный признак веществ(а), участвующих в реакции, и/или признак(и) протекания реакции.

Пример задания:

 

Для выполнения заданий 30, 31 используйте следующий перечень веществ:

нитрит натрия, сероводород, нитрат серебра, дихромат натрия, оксид марганца(IV), серная кислота. Допустимо использование водных растворов веществ.

 

31

 

 

Из предложенного перечня веществ выберите слабую кислоту и вещество, которое вступает с этой кислотой в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа: H2S + 2AgNO3 = 2HNO3 + Ag2S H2S + 2Ag+ + 2NO3 = 2H+ + 2NO3 + Ag2S H2S + 2Ag+ = 2H+ + Ag2S  
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: · выбраны вещества, и записано молекулярное уравнение реакции ионного обмена; · записаны полное и сокращенное ионное уравнения реакций 2
Правильно записан один элемент ответа 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 2

 

Как и при проверке выполнения задания 30 необходимо учитывать тот факт, что экзаменуемые могут выбрать из списка и другие вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. При оценивании записи ионных уравнений реакций необходимо учитывать правильность записи зарядов ионов и их значений, записи формул веществ для электролитов и неэлектролитов, а также обязательность сокращения коэффициентов в сокращенном ионном уравнении.

 

Задание 32

В условии задания 32 проверяющего знание генетической взаимосвязи различных классов неорганических веществ, предложено описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемые должны будут проиллюстрировать посредством уравнений соответствующих химических реакций. Шкала оценивания задания равна 4 баллам: каждое верно записанное уравнение реакции оценивается в 1 балл.

Пример задания:

При электролизе водного раствора нитрата меди(II) получили металл. Металл обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделившийся в результате газ прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели
с концентрированным раствором гидроксида калия.

Напишите уравнения четырёх описанных реакций.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа: Ответ включает в себя четыре уравнения возможных реакций, соответствующих описанным превращениям: 1) 2Cu(NO3)2 + 2H2O = 2Cu + 4HNO3 + O2 (электролиз) 2) Cu + 2H2SO4(конц.) = CuSO4 + SO2↑ + 2H2O 3) SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O 4) 3S + 6KOH = 2K2S + K2SO3 + 3H2O (возможно образование K2S2O3)    
Правильно записаны четыре уравнения реакций 4
Правильно записаны три уравнения реакций 3
Правильно записаны два уравнения реакций  2
Правильно записано одно уравнение реакции 1
Все уравнения реакций записаны неверно 0
Максимальный балл 4

 

Уравнение реакции считается записанным верно, если правильно записаны все формулы веществ – участников реакции, присутствуют все коэффициенты, продукты реакции соответствуют условиям проведения реакции.


Задание 33

Задания 33 проверяют усвоение знаний о взаимосвязи органических веществ и предусматривают наличие пяти элементов ответа - пяти уравнений реакций, соответствующих схеме («цепочке») превращений органических веществ. В приведённой схеме указываются также и условия осуществления этих превращений, что оказывает влияние на состав образующихся продуктов. При записи уравнений реакций, экзаменуемые должны использовать структурные формулы органических веществ разного вида (развёрнутой, сокращённой, скелетной), которые однозначно отражают порядок связи атомов и взаимное расположение заместителей и функциональных групп
в молекуле органического вещества.

Наличие каждого проверяемого элемента ответа оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за выполнение таких заданий равно 5.

Пример задания:

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа Написаны пять уравнений реакций, соответствующих схеме превращений:          
Правильно записаны пять уравнений реакций 5
Правильно записаны четыре уравнения реакций 4
Правильно записаны три уравнения реакций 3
Правильно записаны два уравнения реакций 2
Правильно записано одно уравнение реакции 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 5

 

Отметим, что к уравнениям реакций предъявляются все те же требования, что и при выполнении задания 32. В случае, если в ответе экзаменуемого есть несоответствие условий проведения реакции и состава образующихся продуктов, то такой элемент ответа считается невыполненным (наличие взаимоисключающих суждений).

 


Задание 34

Задания 34 – это расчетные задачи. Их выполнение требует знания химических свойств веществ и предполагает осуществление некоторой совокупности действий, обеспечивающих получение правильного ответа. В числе таких действий назовем следующие:

– составление уравнений химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;

– выполнение расчетов, необходимых для нахождения ответов на поставленные
в условии задачи вопросы;

– формулирование логически обоснованного ответа на все поставленные в условии задания вопросы (например, определить физическую величину – массу, объём, массовую долю вещества).

Однако следует иметь в виду, что не все названные действия обязательно должны присутствовать при решении любой расчетной задачи, а в отдельных случаях некоторые из них могут использоваться неоднократно.

Максимальная оценка за выполнение задания составляет 4 балла. При проверке следует в первую очередь обращать внимание на логическую обоснованность выполненных действий, поскольку некоторые задачи могут быть решены несколькими способами. Вместе с тем в целях объективной оценки предложенного способа решения задачи необходимо проверять правильность промежуточных результатов, которые использовались для получения ответа.

Пример задания:

Растворимость безводного карбоната натрия при некоторой температуре составляет 31,8 г на 100 г воды. Приготовленный при этой температуре насыщенный раствор карбоната натрия массой 395,4 г разделили на две части. К первой части прилили избыток раствора нитрата кальция. При этом образовалось 50 г осадка. Ко второй части насыщенного раствора добавили 252 г 30%-ного раствора азотной кислоты. Определите массовую долю азотной кислоты в образовавшемся растворе.

 В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи,
и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа: Записаны уравнения реакций: Ca(NO3)2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaNO3 Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2↑ + H2O   Рассчитаны количество вещества реагентов и продуктов реакций: m(Na2CO3) = 395,4 ∙ 31,8 / (31,8 +100) = 95,4 г n(Na2CO3) = 95,4 / 106 = 0,9 моль n(CaCO3) = 50 / 100 = 0,5 моль n1(Na2CO3) = n(CaCO3) = 0,5 моль n2(Na2CO3) = 0,9 – 0,5 = 0,4 моль m(HNO3) = 252 ∙ 0,3 = 75,6 г n(HNO3) = 75,6 / 63 = 1,2 моль – избыток n(HNO3 осталось) = 1,2 – 0,8 = 0,4 моль m(HNO3 осталось) = 0,4 ∙ 63 = 25,2 г n(CO2 ) = n2(Na2CO3) = 0,4 моль m(CO2) = 44 ∙ 0,4 = 17,6 г   Вычислена массовая доля азотной кислоты в растворе: m2(р-ра Na2CO3) = 395,4 ∙ 0,4 / 0,9 = 175,7 г m2(конечного р-ра) = 175,7 + 252 – 17,6 = 410,1 г w(HNO3) = 25,2 / 410,1 = 0,06, или 6%  
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: · правильно записаны уравнения реакций, соответствующих условию задания; · правильно произведены вычисления, в которых используются необходимые физические величины, заданные в условии задания; · продемонстрирована логически обоснованная взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчёты; · в соответствии с условием задания определена искомая физическая величина 4
Правильно записаны три элемента ответа 3
Правильно записаны два элемента ответа 2
Правильно записан один элемент ответа 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 4

Примечание. В случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях, которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

 

При проверке ответа экзаменуемого необходимо учитывать тот факт, что в случае, когда в ответе содержится ошибка в вычислениях, которая привела к неверному ответу, оценка за выполнение задания снижается только на 1 балл.

 



Задание 35

Задания 35 предусматривают определение молекулярной и структурной формулы органического вещества. Выполнение этого задания включает следующие последовательные действия: определение молекулярной формулы вещества на основании вычислений с использованием физических величин, заданных в условии задачи; установление структуры вещества по указанным свойствам или способам получения этого вещества; составление уравнения реакции, указанного в условии задания. С учетом этих действий шкала оценивания выполнения задания составляет максимально 3 балла.

Пример задания:

Некоторое органическое вещество содержит 9,43% водорода, а также углерод и кислород, массовые доли которых равны. Это вещество реагирует с натрием и со свежеосаждённым гидроксидом меди(II), молекула его содержит третичный атом углерода.

На основании данных условия задания:

1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества;

2) составьте структурную формулу исходного вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;

3) напишите уравнение реакции исходного вещества с избытком натрия (используйте структурные формулы органических веществ).

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Вариант ответа: Проведены вычисления, и найдена молекулярная формула органического вещества. Общая формула – CxHyOz x: y: z = 45,28 / 12: 9,43 / 1: 45,28 / 16 = 3,77: 9,43: 2,83 = 4: 10: 3 Молекулярная формула – C4H10O3 Составлена структурная формула вещества: Написано уравнение реакции с натрием: (возможна частичная замена атомов водорода атомами натрия)  
Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы: · правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества, и записана молекулярная формула вещества; · записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи и взаимное расположение заместителей и функциональных групп в молекуле в соответствии с условием задания; · с использованием структурной формулы органического вещества записано уравнение реакции, на которую даётся указание в условии задания 3
Правильно записаны два элемента ответа 2
Правильно записан один элемент ответа 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл 3

 

Обратим внимание на то что, что в ответах не всегда присутствует, как отдельный элемент ответа, запись структурной формулы вещества. Но в уравнении реакции, о которой говорится в условии задания, структурная формула присутствует. В этом случае рекомендуется выставлять балл за определение структурной формулы вещества.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: