Сознание как уровень бодрствования

Курсовая работа

по дисциплине «Психофизиология»

на тему: «Сознание как уровень бодрствования: кома и измененные состояния сознания»

 

 

    Выполнил: студент гр. 17ЗНП51

Баранова. Н.А.

Проверил: к.пс. н., доцент

                                                                                           Бухлина Л.Ю.

 

Пенза 2020

Оглавление

Оглавление

Введение. 3

1.Сознание как уровень бодрствования. 8

2. Изменения состояния сознания. 11

3. Измененное состояние сознания: кома. 15

3.1. ОРГАНИЧЕСКАЯ И МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ КОМА. 19

Заключение. 23

Литература. 24

 

 


 


Введение.

За тонкой поверхностью сознания человека лежит относительно неизведанная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были ни систематически исследованы, ни адекватно изучены. Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося мечтаний и грез, сна и дремоты, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, исторических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств т.д., сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в согласованную теоретическую систему. В нашей работе мы попытаемся интегрировать современные знания о различных измененных состояниях сознания, определить условия, необходимые для их появления, их общие и отличительные особенности и адаптивные или дезадаптивные функции, которые они предоставляют человеку.

Сознание – одно из основных понятий философии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

Одни из первых представлений о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Но в современной науке, как считают некоторые ученые, его иерархическая структура: подсознание, сознание, сверхсознание – видимо, уже исчерпала свой объяснительный потенциал.

В психологии сознание трактуется как психологическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам объект – носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Конституирующие признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.

Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения. Как личное, так и общественное сознание есть субъективный образ объективного мира. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок, социальных позиций. Субъективность означает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательный смысл – субъективизм, тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.

Как познавательная деятельность, сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человеку непосредственно является мир вещей, их свойств и отношений, и поднимается до уровня теоретического мышления.

Обычное состояние сознания человека не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей.

Существуют свои закономерности состояний сознания. Материальность – часть восприятия. Мы им «ощупываем» мир вокруг нас. Пытаемся это сделать и с сознанием, осознать сознание как материальный субстрат нашего организма. Как проникнуть в «сверхспектр» восприятия сознания, чтобы ощущение мира совершенно изменило свои формы? Такая возможность существует, она достигается при появлении измененных состояний сознания.

Сознание может быть измененным, иметь различные уровни состояний:

1. Бодрствующее сознание – это то естественное для человека состояние, в котором мы пребываем ежедневно в своих делах и заботах, отдыхе.

2. Сон, погружение в «жизнь без жизни», т.е. иллюзорный мир сновидений. Это естественное и единственное ИСС, которое нам дано природой.

3. «Сновидное» сознание, или гипнотическое, когда возможно остаться в субъективной фантазии. Это полупробужденное состояние со вспышками интенсивного сознания.

4. При шоке, стрессе, психическом кризисе, экстренной ситуации, гневе, страхе – возникает акт подчинения сознания силе, которая впоследствии производит некую химическую реакцию в организме и воздействует на характер ощущений, чувств, поведения, что проявляется в возникновении особого – измененного состояния сознания.

Измененным состоянием сознания (ИСС) мы назовем такое состояние, которое отличается от некоторого конкретного базисного состояния сознания (БСС). Как правило, базисным состоянием является какое-либо обычное состояние сознания. ИСС – это некая новая по отношению к базисному состоянию система, обладающая присущими только ей характеристиками; это определенное изменение прежней структуры сознания.

Итак, измененными состояниями сознания (далее ИСС) принято называть любое психическое состояние, индуцированное различными физиологическими, психологическими или фармакологическими приемами или средствами, которые субъективно распознаются самим человеком (или его объективным наблюдателем) как достаточно выраженное отклонение субъективного опыта или психического функционирования от его общего нормального состояния, когда он бодрствует и пребывает в бдительном сознании. Такого рода отклонения могут быть представлены большей, чем обычно, озабоченностью внутренними ощущениями или мысленными процессами, изменением формальных характеристик мышления и ослаблением способности проверки реальности различной степени.

Структуры ИСС обладают исключительно важными индивидуальными различиями. Например, в опытных исследованиях обнаруживается, что в одних и тех же экспериментальных условиях, созданных для возникновения двух различных специфических модусов сознания, один человек, находясь в этих разных состояниях, ведет себя по-разному, тогда как другой человек и в этих состояниях, и в других, связанных с ними, ведет себя одинаково. Поэтому требуются особые усилия, чтобы перейти из одного состояния сознания в другое; второй таких усилий не делает и не ощущает контраста и структурных различий между этими состояниями. Т.о. то, что для одного человека является особым состоянием сознания, для другого – просто обычный опыт.


 


Сознание как уровень бодрствования

БОДРСТВОВАНИЕ - одно из основных функциональных состояний. Бодрствование - состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. В поддержании состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них ко всем зонам коры больших полушарий.

Бодрствование, обычное состояние не спящего человека, образует поле всевозможных сочетаний функций сознания - от состояния спокойного бодрствования через активное, напряженное бодрствование до выраженных аффектов. Поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации им той или иной деятельности. Бодрствование периодически сменяется сном, образуя цикл бодрствование - сон. Различают следующие уровни бодрствования: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование. Каждый уровень бодрствования различается комплексом вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей. Бодрствование - уровень активности мозга, достаточно высокий для активного взаимодействия организма с внешней средой - целенаправленного поведения.

У человека важнейшими признаками бодрствования, являются сознание и мышление, а у животных - условно-рефлекторная деятельность. Бодрствование поддерживается тоническими восходящими влияниями ретикулярных структур среднего и промежуточного отделов мозга и лимбических образований. В свою очередь длительная активность ретикулярных и лимбических образований мозга создается благодаря собственной их активности и центростремительной импульсации, поступающей в головной мозг от внутренних органов, мышц, связок, кожи.

По степени активности различают:

а) спокойное или пассивное бодрствование характеризующееся преобладанием альфа-ритмов в задних отделах неокортекса,

б) активное или напряженное бодрствование, сопровождающееся блокадой альфа-ритма и появлением бета-ритма ЭЭГ.

По продолжительности различают:

а) устойчивое на протяжении минут бодрствования,

б) переходное или фазическое - активация (внимание) или снижение до дремоты.

С возрастом существенно изменяются не только длительность бодрствования ребенка, но и характер, его деятельности становится более разнообразный. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер. Период бодрствования занимает у них 8 ч в сутки.

К 3-х месячному возрасту у детей обычно наблюдается трехчасовой сон, чередующийся с часовым бодрствованием, что непосредственно связано с циклом кормления.

Продолжительность периодов бодрствования в возрасте от1года до 1,5лет не должна превышать 4 - 4,5 часа.

Периоды непрерывного бодрствования в возрастной группе от 1,5 до 2 лет увеличивается до 5 - 5,5 часов.

Каждый период бодрствования в 2-3 летнем возрасте занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 - 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка.



 

2. Изменения состояния сознания

В психологии сознание трактуется как психологическая деятельность, которая обеспечивает: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, полученной индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий; контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире. Конституирующие признаки сознания – отражение, отношение, целеполагание и управление.

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Обычное состояние сознания человека не есть нечто элементарное. Это исключительно сложная конструкция, особое орудие, предназначенное для взаимодействия с миром вещей и других людей.

Существуют свои закономерности состояний сознания. Материальность – часть восприятия. Мы им «ощупываем» мир вокруг нас. Пытаемся это сделать и с сознанием, осознать сознание как материальный субстрат нашего организма. Как проникнуть в «сверхспектр» восприятия сознания, чтобы ощущение мира совершенно изменило свои формы? Такая возможность существует, она достигается при появлении измененных состояний сознания.

Сознание может быть измененным, иметь различные уровни состояний:

1)Бодрствующее сознание – это то естественное для человека состояние, в котором мы пребываем ежедневно в своих делах и заботах, отдыхе.

2)Сон, погружение в «жизнь без жизни», т.е. иллюзорный мир сновидений. Это естественное и единственное ИСС, которое нам дано природой.

3)«Сновидное» сознание, или гипнотическое, когда возможно остаться в субъективной фантазии. Это полупробужденное состояние со вспышками интенсивного сознания.

4)При шоке, стрессе, психическом кризисе, экстренной ситуации, гневе, страхе – возникает акт подчинения сознания силе, которая впоследствии производит некую химическую реакцию в организме и воздействует на характер ощущений, чувств, поведения, что проявляется в возникновении особого – измененного состояния сознания.

Измененным состоянием сознания (ИСС) мы назовем такое состояние, которое отличается от некоторого конкретного базисного состояния сознания (БСС). ИСС – это некая новая по отношению к базисному состоянию система, обладающая присущими только ей характеристиками; это определенное изменение прежней структуры сознания.

Структуры ИСС обладают исключительно важными индивидуальными различиями. Например, в опытных исследованиях обнаруживается, что в одних и тех же экспериментальных условиях, созданных для возникновения двух различных специфических модусов сознания, один человек, находясь в этих разных состояниях, ведет себя по-разному, тогда как другой человек и в этих состояниях, и в других, связанных с ними, ведет себя одинаково. Поэтому требуются особые усилия, чтобы перейти из одного состояния сознания в другое; второй таких усилий не делает и не ощущает контраста и структурных различий между этими состояниями. Т.е. то, что для одного человека является особым состоянием сознания, для другого – просто обычный опыт.

Существует несколько видов ИСС, классификация, основанная на понимании причин, вызывающих ИСС:

· спонтанно возникающие при обычных, для данного человека, условиях (засыпание или перенапряжение) или в необычных, но естественных обстоятельствах (нормальные роды, экстремальные условия);

· искусственно вызываемые воздействием психоактивных веществ (алкоголь, наркотики) или психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка);

· обусловленные психотехническими приемами (методами психической саморегуляции, религиозными обрядами).

Основные признаки ИСС:

· изменения в мышлении – ведущей становится архаическая манера мышления. (общие находки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждения.);

· нарушение чувства времени (это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерном субъективном чувстве безвременья, остановки, ускорении или замедления времени и т.д.);

· снижение сознательного контроля за поведением (Человек, входя или прибывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтролем);

· ослабление контроля за проявлением эмоций (Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций);

· изменение образа тела вплоть до явления деперсонализации (распространенной также является склонность у индивидов испытывать глубокое чувство деперсонализации, разделение тела и души, потеря самосознания или размывание границ между собой и другим, миром или вселенной);

· искажение восприятия с галлюцинаторными эффектами;

· придание переживаемым эффектам повышенного смысла и значения (возникают чувства абсолютного понимания, озарения);

· чувство невыразимости в описании переживаемых эффектов (люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний);

· чувство возрождения или перерождения;

· впечатляемость и гипервнушаемость (Возрастающую впечатляемость и предрасположенность людей некритично принимать и/или автоматически реагировать на конкретные высказывания (например, команды или инструкции лидера, шамана, вождя или гипнотизера)).

 

 


 

3. Измененное состояние сознания: кома.

Коматозное состояние (от греч. koma - глубокий сон) - выключение сознания с полной утратой восприятия окружающего мира, самого себя и других признаков психической деятельности, при этом глаза прикрыты; приподняв веки больного, можно увидеть неподвижный взор или содружественные плавающие движения глазных яблок. Отсутствуют признаки психической активности, почти полностью или полностью утрачены реакции на внешние раздражители.

Кома может возникать остро или подостро, проходя предшествующие ей стадии оглушения, сопора. Принято выделять кому, обусловленную деструкцией лимбико-ретикулярных отделов мозга или обширных участков коры полушарий большого мозга (органическая кома), и кому, возникшую в связи с диффузными метаболическими нарушениями в мозге (метаболическая кома), которая может быть гипоксической, гипогликемической, диабетической, со- матогенной (печеночная, почечная и др.), эпилептической, токсической (ле- карственная, алкогольная и пр.).

По тяжести клинической картины выделяют 3 или 4 степени комы: по Н.К. Боголепову (1962) их 4 (умеренная, выраженная, глубокая и терминальная), по А.Н. Коновалову и соавт. (1985) их 3. Чем глубже степень комы и больше ее длительность, тем хуже прогноз. Борьба за жизнь больного, находящегося в коме I-II степени, может быть перспективна. Общая длительность коматозного состояния не превышает 2-4 нед. При затянувшейся коме наступает вегетативное (апаллическое) состояние или же больной погибает.

Для выявления причины комы большое значение имеют катамнестические сведения (со слов родственников, по медицинским документам и пр.), оценка соматического статуса. Степень комы определяется прежде всего состоянием витальных функций - дыхания и сердечно-сосудистой системы, результатами клинических и токсикологических лабораторных исследований, ЭЭГ, КТ или МРТ, исследования ЦСЖ. В процессе неврологического осмотра следует обратить внимание на состояние зрачков: их размер, равномерность, реакцию на свет; важное значение могут иметь положение глаз, направленность и сочетанность их движений, реакции глазных яблок на стимуляцию вестибулярного аппарата (окуловестибулярный калорический и окулоцефалический рефлексы).

 

Особенности клинической картины при коме разной степени выраженности приводятся в соответствии с предложениями А.Н. Коновалова и соавт. (1985, 1998). В зависимости от выраженности и продолжительности неврологических нарушений ими выделяются следующие степени комы: умеренная (I), глубокая (II), терминальная (III).

При коме I степени (умеренная кома) больного нельзя разбудить, он не открывает глаза, при болевых раздражениях у него некоординированные защитные движения (обычно по типу отдергивания конечностей). Иногда возможно спонтанное двигательное беспокойство. Зрачковые и роговичные рефлексы обычно сохранены, брюшные рефлексы угнетены, сухожильные вариабельны. Появляются рефлексы орального автоматизма и патологические стопные рефлексы. Глотание резко затруднено. Защитные рефлексы верхних дыхательных путей относительно сохранены. Контроль за сфинктерами нарушен. Дыхание и сердечно-сосудистая деятельность сравнительно стабильны, без угрожающих отклонений.

На ЭЭГ отмечаются умеренные диффузные изменения в форме нерегулярного альфа-ритма, медленной биоэлектрической активности.

В случаях комы II степени (глубокая кома) у больного отсутствуют защитные движения на боль. Отсутствуют реакции на внешние раздражения, лишь на сильные болевые раздражения могут возникать патологические разгибательные, реже сгибательные движения в конечностях. Отмечаются разнообразные

изменения мышечного тонуса: от генерализованной горметонии до диффузной гипотонии (с диссоциацией по оси тела менингеальных симптомов: исчезновение ригидности затылка при остающемся синдроме Кернига). Наблюдаются мозаичные изменения кожных, сухожильных, роговичных, а также зрачковых рефлексов (в случае отсутствия фиксированного мидриаза) с преобладанием их угнетения. Спонтанное дыхание и сердечно-сосудистая деятельность при выраженных их нарушениях сохранены.

 

На ЭЭГ альфа-ритм отсутствует, преобладает медленная активность, билатерально регистрируются пароксизмальные вспышки медленных или острых волн, чаще с преобладанием их в передних отделах больших полушарий.

Для комы III степени (терминальная кома) характерны мышечная атония, арефлексия, двусторонний фиксированный мидриаз, неподвижность глазных яблок, критические нарушения жизненно важных функций, грубые расстройства ритма и частоты дыхания или апноэ, резко выраженная тахикардия, артериальное давление ниже 60 мм рт.ст.

На ЭЭГ регистрируются редкие медленные волны или спонтанная биоэлектрическая активность. Поддержание жизненных функций возможно только при проведении реанимационных мероприятий.

Шкала Глазго, принятая на международном конгрессе травматологов в г. Глазго в 1977 г., разработана для быстрого ориентировочного определения тяжести общего состояния больного с черепно-мозговой травмой. Открывание глаз оценивается в баллах (спонтанное - 4 балла; на звук - 3; на боль - 2; отсутствие реакции - 1 балл), речь (развернутая спонтанная речь - 5 баллов; произнесение отдельных фраз - 4; произнесение отдельных слов в ответ на боль или спонтанно - 3; невнятное бормотание - 2; отсутствие речевого ответа на внешние раздражители - 1 балл) и движения (движения, выполняемые по команде, оцениваются в 6 баллов; движения, определяемые локализацией боли, - 5; отдергивание конечности в ответ на боль - 4, патологические сгибательные движения - 3, патологические разгибательные движения - 2; отсутствие двигательных реакций - 1 балл).

Оценка состояния больного происходит путем определения баллов в каждой подгруппе и их суммирования. Сумма баллов позволяет в какой-то степени судить о прогнозе болезни.

Классификация А.Н. Коновалова и соавт. хорошо коррелирует со шкалой комы Глазго. Максимальная сумма по шкале Глазго может составлять 15 баллов и возможна лишь при ясном сознании; 13-14 баллов указывают на вероятность умеренного оглушения; 10-12 баллов - на глубокое оглушение; 8-9 баллов - на сопор; 6-7 - на умеренную кому; 4-5 - на глубокую кому, 3 балла и меньше - на терминальную кому.

 


 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: