Тема 3.4. Семейные конфликты: причины и профилактика – 4 часа

Факторы риска в браке. Нарушения семейных отношений и их последствия. Конфликты в различных сферах супружеских отношений. Влияние конфликтных отношений на развитие личности ребенка в семье. Профилактика конфликтных отношений в семье.

Итоговый контроль – 1 час

Год обучения (36 часов)

Раздел 4. Мужчина и женщина в семье. Жизненные сценарии семьи и личности

Тема 4.1. Мужские и женские роли в семье              – 5 часов

Мужчины и женщины: общее и особенное. Мир мужчин и мир женщин. Особенности психосоциального развития мужчин и женщин. Психологический пол личности (гендер). Понятие социальных гендерных ожиданий в отношениях мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Учёт гендерных различий в семье.

Тема 4.2. Ожидания в семье и браке – 5 часов

Личностно-ролевое поведение мужчины и женщины. Модели родительской семьи. Влияние индивидуального опыта на ожидания к брачному партнеру. Социокультурные стереотипы полоролевого поведения. Мужские и женские семейные роли: традиционные, товарищеские, партнерские. Традиции взаимной заботы. Ожидание и супружеское соглашение. Супружеское взаимодействие и удовлетворенность браком.

Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности  – 5 часов

Стереотипы поведения в семье и ее морально-психологический климат. Семья как система многопоколенных отношений. Понятие о супружеской верности. Семейное счастье и здоровье личности. Проблема психологической совместимости супругов и личностного развития.

Раздел 5. Взаимоотношения поколений в семье

Тема 5.1 Незаменимость семьи в воспитании  детей – 3 часа.

Семья - важнейший институт социализации детей. Параметры семьи: демографический, социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический. Функции семейного воспитания. Классификация Н.В.Гребенникова: воспитание детей и систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи. Классификация Т.А.Куликовой: воспитание здорового ребенка, формирование нравственной позиции, эмоциональное воспитание детей, формирование положительных привычек поведения. Незаменимость семьи для развития ребенка. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием в образовательных учреждениях.

Тема 5.2. Проблема отцов и детей – 4 часа

Понятие «родительская позиция» и её критерии: степень эмоциональной близости и степень контроля за поведением. Оптимальная родительская позиция. Адекватность, гибкость, прогностичность. Стили родительского отношения: автократичный, авторитарный, демократический, либерально-попустительский. Отрицательные формы поведения детей: капризы, упрямство, агрессия, ложь, негативизм и др.

Тема 5.3. Общение и взаимопонимание в семье       –6 часов

Понятие общения. Виды общения. Вербальные и невербальные средства общения. Знаки внимания при общении. Виды и техники слушания. Условия взаимопонимания в семье. Доверие. Обратная связь. «Я – высказывание».

Тема 5.4. Профилактика нарушений детско-родительских отношений – 7 часов

Типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений: эмоциональная холодность, отсутствие единства воспитательных действий, проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Дефицит и однообразные отношения с детьми. Подавление воли и активности ребенка, неучет его индивидуальных особенностей, невнимание к его интересам. Защитное поведение детей. Формирование навыков конструктивного поведения и общения в семье.

Итоговый контроль – 1 час



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС       ПО КУРСУ

Раздел 1. Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества

Требования к знаниям и умениям

Учащийся должен:

· Иметь представление: об исторических изменениях семьи и брака в человеческом обществе, о взаимосвязи семьи, общества и государства, негативных последствиях разрушения традиционных устоев семьи и нравственных основ брака, о функциях и типах семейного воспитания;

· Знать: значение основных понятий (по каждой теме), существующие модели семьи, роль семейных ценностей, нравственные нормы брака и их сущность;

· Уметь давать характеристику гармоничной и проблемной семьи, сравнивая их по уровню воспитательного потенциала.

Тема 1.1. Исторические изменения семьи и брака

Цели темы: познакомить учащихся с теоретическими и историческими основами института семьи и брака, раскрыть важность для молодежи подготовки к будущей семейной жизни, создать серьезный настрой на изучение предлагаемого курса.

Основные понятия: семья, брак, матриархат, патриархат, простой или расширенный тип семьи, нравственные нормы брака, полигамия, моногамия, семьеведение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: