Методические рекомендации

Теоретические аспекты темы целесообразно преподнести обзорно, настраивая учащихся на более подробное ознакомление с ними на последующих занятиях. Здесь важно показать взаимосвязь основных функций семьи, которые были изучены на предыдущем занятии, с семейными ценностями. Так, согласованы воспитательная функция и семейное воспитание с нравственным климатом семьи; досуговая функция проявляется в организации и проведении совместного времени членами семьи, их увлечениями (индивидуальными и общими). Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с учетом потребностей семьи и её бюджетом.

В данном случае можно познакомить учащихся со схемой учета доходов и расходов денежных средств семьи и предложить простое задание – заполнить следующую таблицу.

Таблица 1.

Дни месяца Статьи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Доходы членов семьи                                  
Муж                                  
Жена                                  
Бабушка                                  
Дедушка                                  
Ежемесячные платежи                                  
Квартплата                                  
Электричество                                  
Газ                                  
Телефон                                  
Обучение детей                                  
Стоянка                                  
Лекарства                                  
Запланированные покупки                                  
Одежда                                  
Продукты                                  
Мебель                                  
Книги                                  
Отложили                                  

Кроме того, важно подчеркнуть, что общие семейные ценности складываются из гармоничного сочетания ценностей отдельных членов семьи. В противном случае эгоистические тенденции отдельных личностей будут разрушать общие семейные ценности.

На следующем уроке следует познакомить школьников с терминальными (ценности-цели) и инструментальными (ценности-средства) ценностями, которые образуют ценностные ориентации конкретной личности. В семейной системе ценности отдельных личностей должны быть согласованы, учтены и гармонично вписаны в общую структуру семейных ценностей.

Практическое занятие

Ценностные ориентации личности

Цель – определение ценностных ориентаций учащихся (самодиагностика).

Определить ценностные ориентации конкретного человека можно с помощью МИЦО – методики исследования ценностных ориентаций личности. Необходимо ранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Отметим, что возможно использование как 18-ти, так и 6-ти ранговой шкалы (инструкции по применению МИЦО даны в Приложении 3).

В результате работы с МИЦО можно нарисовать своеобразный ценностно-ориентированный портрет по следующей схеме: «главное в моей жизни - 1 и 2, если, конечно будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако, это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто недостойно».

Особое внимание надо обратить на разность рангов ценностей «работа» и «семья».

Вопросы для размышления

1. Какой образ жизни Вы ведете? Используйте простые любительские тесты, направленные на уточнение различных слагаемых предполагаемого образа жизни:

- Есть ли у Вас чувство времени?

- Как Вы относитесь к моде?

- Тест на отношение к жизни?

- Умеете ли Вы проводить свободное время?

2. Здоровье человека - истинная ценность. Каково ваше самочувствие?

3. Сколько денег вам необходимо в месяц для нормальной жизни?

4. Кем бы вы хотели быть через 5 лет? А через 10?

5. Есть ли у вас друзья? Широк ли их круг?

Рекомендуемая литература:

1. Дружинин В.И. Психология семьи - М.: Питер, 2006

2. Бестужев - Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра - М., 1979.

3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М.: Просвещение, 1991

4. Сатир В. Вы и ваша семья - М., 2000.

Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества

Требования к знаниям и умениям

Учащийся должен:

· иметь представление: о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектности готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак;

· знать: современные психологические проблемы в области семейных отношений, значение основных понятий роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери;

· уметь: различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия;

· владеть: навыками самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения.

Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек

Цели темы: показать роль и значение конструктивного межличностного взаимодействия людей, особенности межличностных отношений юношей и девушек, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения, пробуждать стремление к самопознанию.

Основные понятия: межличностные отношения, симпатия, юность.

Методические рекомендации

Учащимся необходимо показать роль и значение юношеского возраста в развитии личности. Юность – пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. В этот период появляются мотивы, отсутствующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным) и связанный с ним интерес к учению; происходят существенные изменения в самосознании. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в молчании. Юноши значительно чаще чувствуют себя одинокими и непонятыми. Основная причина - невозможность выразить в общении всю полноту чувств.

Давая общую характеристику межличностных отношений, следует показать, что у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» – со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. 

Характеризуя межличностные отношения и общение юношества как школу подготовки к семейной жизни, целесообразно подчеркнуть значение нравственной основы взаимоотношений юношей и девушек, развития эмоциональных отношений от симпатии до любви.

Завершая изучение теоретических вопросов, можно предложить учащимся небольшую мини-дискуссию на тему «Властвовать собою». Учащимся предлагается вспомнить наставление А. С. Пушкина: «Учитесь властвовать собою… к беде неопытность ведет» и ответить на вопрос: Какой смысл вы вкладываете в слова «властвовать собою». Затем учащиеся получают задание, в котором нужно закончить предложение «Властвовать собой – это…». Завершается мини-дискуссия коллективным обсуждением полученных вариантов окончаний предложения.

Практическое занятие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: