Теоретические аспекты темы целесообразно преподнести обзорно, настраивая учащихся на более подробное ознакомление с ними на последующих занятиях. Здесь важно показать взаимосвязь основных функций семьи, которые были изучены на предыдущем занятии, с семейными ценностями. Так, согласованы воспитательная функция и семейное воспитание с нравственным климатом семьи; досуговая функция проявляется в организации и проведении совместного времени членами семьи, их увлечениями (индивидуальными и общими). Экономическая и хозяйственно-бытовая функция связана с учетом потребностей семьи и её бюджетом.
В данном случае можно познакомить учащихся со схемой учета доходов и расходов денежных средств семьи и предложить простое задание – заполнить следующую таблицу.
Таблица 1.
Дни месяца Статьи | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Доходы членов семьи | |||||||||||||||||
Муж | |||||||||||||||||
Жена | |||||||||||||||||
Бабушка | |||||||||||||||||
Дедушка | |||||||||||||||||
Ежемесячные платежи | |||||||||||||||||
Квартплата | |||||||||||||||||
Электричество | |||||||||||||||||
Газ | |||||||||||||||||
Телефон | |||||||||||||||||
Обучение детей | |||||||||||||||||
Стоянка | |||||||||||||||||
Лекарства | |||||||||||||||||
Запланированные покупки | |||||||||||||||||
Одежда | |||||||||||||||||
Продукты | |||||||||||||||||
Мебель | |||||||||||||||||
Книги | |||||||||||||||||
Отложили |
Кроме того, важно подчеркнуть, что общие семейные ценности складываются из гармоничного сочетания ценностей отдельных членов семьи. В противном случае эгоистические тенденции отдельных личностей будут разрушать общие семейные ценности.
На следующем уроке следует познакомить школьников с терминальными (ценности-цели) и инструментальными (ценности-средства) ценностями, которые образуют ценностные ориентации конкретной личности. В семейной системе ценности отдельных личностей должны быть согласованы, учтены и гармонично вписаны в общую структуру семейных ценностей.
Практическое занятие
Ценностные ориентации личности
Цель – определение ценностных ориентаций учащихся (самодиагностика).
Определить ценностные ориентации конкретного человека можно с помощью МИЦО – методики исследования ценностных ориентаций личности. Необходимо ранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. Отметим, что возможно использование как 18-ти, так и 6-ти ранговой шкалы (инструкции по применению МИЦО даны в Приложении 3).
В результате работы с МИЦО можно нарисовать своеобразный ценностно-ориентированный портрет по следующей схеме: «главное в моей жизни - 1 и 2, если, конечно будут 3 и 4. 5 и 6 украшают мою жизнь, и, конечно, очень важно 7, хотя оно и не главное. Что касается 8, 9 и 10, то это было бы очень желательно, однако, это не всем удается. 11, 12, 13, 14, 15 и 16 могут даже и не быть в моей жизни. Но в чем я совершенно уверен, так это в том, что люди, живущие ради 17 и 18, ничего не стоят. Делать из этого цель существования просто недостойно».
Особое внимание надо обратить на разность рангов ценностей «работа» и «семья».
Вопросы для размышления
1. Какой образ жизни Вы ведете? Используйте простые любительские тесты, направленные на уточнение различных слагаемых предполагаемого образа жизни:
- Есть ли у Вас чувство времени?
- Как Вы относитесь к моде?
- Тест на отношение к жизни?
- Умеете ли Вы проводить свободное время?
2. Здоровье человека - истинная ценность. Каково ваше самочувствие?
3. Сколько денег вам необходимо в месяц для нормальной жизни?
4. Кем бы вы хотели быть через 5 лет? А через 10?
5. Есть ли у вас друзья? Широк ли их круг?
Рекомендуемая литература:
1. Дружинин В.И. Психология семьи - М.: Питер, 2006
2. Бестужев - Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра - М., 1979.
3. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни - М.: Просвещение, 1991
4. Сатир В. Вы и ваша семья - М., 2000.
Раздел 2. Психология межличностных отношений юношества
Требования к знаниям и умениям
Учащийся должен:
· иметь представление: о нравственных основах взаимоотношений юношей и девушек, особенностях юношеской любви, о многоаспектности готовности к вступлению в брак, о мотивах вступления в брак;
· знать: современные психологические проблемы в области семейных отношений, значение основных понятий роль семьи в воспитании и формировании гармонично развитой личности, права и обязанности мужа и жены, отца и матери;
· уметь: различать товарищеские взаимоотношения и дружеские, дружеские и любовные, осуществлять самостоятельно выбор партнера, искать способы эффективного межличностного взаимодействия;
· владеть: навыками самопознания и анализа качеств, необходимых для конструктивного общения.
Тема 2.1. Межличностные отношения юношей и девушек
Цели темы: показать роль и значение конструктивного межличностного взаимодействия людей, особенности межличностных отношений юношей и девушек, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения, пробуждать стремление к самопознанию.
Основные понятия: межличностные отношения, симпатия, юность.
Методические рекомендации
Учащимся необходимо показать роль и значение юношеского возраста в развитии личности. Юность – пора активного социального взросления, расширения сферы межличностных отношений. В этот период появляются мотивы, отсутствующие у подростков: самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным) и связанный с ним интерес к учению; происходят существенные изменения в самосознании. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в молчании. Юноши значительно чаще чувствуют себя одинокими и непонятыми. Основная причина - невозможность выразить в общении всю полноту чувств.
Давая общую характеристику межличностных отношений, следует показать, что у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» – со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие.
Характеризуя межличностные отношения и общение юношества как школу подготовки к семейной жизни, целесообразно подчеркнуть значение нравственной основы взаимоотношений юношей и девушек, развития эмоциональных отношений от симпатии до любви.
Завершая изучение теоретических вопросов, можно предложить учащимся небольшую мини-дискуссию на тему «Властвовать собою». Учащимся предлагается вспомнить наставление А. С. Пушкина: «Учитесь властвовать собою… к беде неопытность ведет» и ответить на вопрос: Какой смысл вы вкладываете в слова «властвовать собою». Затем учащиеся получают задание, в котором нужно закончить предложение «Властвовать собой – это…». Завершается мини-дискуссия коллективным обсуждением полученных вариантов окончаний предложения.
Практическое занятие