Тема 4.3. Жизненные сценарии семьи и личности

Цели темы: раскрыть значение ответственного отношения к выбору будущего супруга (супруги) и самоопределения в семейных ожиданиях молодого человека, показать роль семьи в системе поколений.

Основные понятия: семейные ценности, генеалогическое древо, семейные традиции, реликвии.

Методические рекомендации

В работе по данной теме имеется чрезвычайно важное психологическое условие – показать учащимся, что «отдаленная перспектива рисуется многим из них более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Все юноши и девушки размышляют о будущем и строят всевозможные планы, но лишь немногие отдают себе отчет в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, но будущее как определенным образом построенное настоящее, и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой» [1].

Этим продиктована необходимость использования активных форм обучения (тренинговых, игровых) и особенно, метода саморефлексии.

Начать занятие целесообразно с предоставления учащимся научно доказанной статистической информации. Бессемейные люди умирают от болезней сердца в 3,5 раза чаще, чем живущие в кругу родных. Дорожные катастрофы с ними случаются в 5 раз чаще. Самоубийством заканчивают жизнь холостяки и разведенные в целом чаще семейных в 6 раз. Еще 150 лет назад было зафиксировано: ни один холостяк не попал в число долгожителей. Даже в сравнительно молодом возрасте (20-30 лет) смертность среди холостых мужчин на 25% выше, чем среди женатых.

Таким образом, широко бытующее представление о том, будто семья больше всего нужна женщине, не подтверждается жизнью. Одинокие женщины менее драматично переживают свое одиночество. Средняя продолжительность их жизни не намного отличается от продолжительности жизни женщин, имеющих семью. Педагогу стоит подчеркнуть, что весь материал по теме имеет важное значение не только для девушек, но и особенно - для юношей.

Теоретическую часть занятий необходимо строить с опорой на уже имеющиеся знания из предыдущих тем. Педагог может попросить учащихся вернуться к теме готовности к браку и напомнить, что многочисленные исследования социологов, психологов, медиков и педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни. В понятие готовности входят такие параметры как: гражданская зрелость (возраст, среднее образование, уровень сознания), экономическая самостоятельность, здоровье и моральная (социально-нравственная, психологическая) зрелость. Моральная зрелость (готовность к браку) проявляется в понимании молодежью социальной значимости семьи, в серьезном отношении к браку, в продуманном выборе спутника жизни, в чувстве ответственности за создаваемую семью, в глубоком уважении к будущему мужу (жене), к представителям старшего поколения, к другим членам семьи, в чуткости, а также в общении с ними.

Теоретические занятия о традициях и семейных ценностях целесообразно закрепить на практическом занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: