Практическое занятие «История семьи»

Начинается занятие с теоретического вступления (10 мин) о том, что каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.д.

Сценарий – это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве, в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс толкает с большой силой человека вперед, навстречу его судьбе. Однако именно в возрасте 15-17 лет человек закладывает основы своего жизненного сценария, пересматривает его, анализирует судьбу родителей. Именно в зависимости от того, к каким выводам он приходит на основе этого анализа, он и строит свое дальнейшее будущее. Строит каждый день, каждый час, каждую минуту.

Скажите, пять минут назад, когда была перемена, - это уже было прошлое? А через пять минут уже наступит будущее? Как вы планируете прожить эти пять минут? А каковы планы на день? Неделю? Год? Пять лет?

Педагог подводит учащихся к выводу о том, что анализ жизненных планов, даже отдаленных, производится в настоящем. Следовательно, настоящее и то, как мы его проживаем, определяет самое отдаленное будущее. Этот вывод желательно записать на доске. Поскольку основная социальная задача возраста юности – построение жизненных планов и глубокое, порой мучительное, размышление молодых людей над ними, подобный вывод способен найти резонанс в душах учащихся, заставить их ответственно относиться к тому, что происходит «здесь и теперь», понять, как настоящее влияет на будущее.

По завершении информационной части, учащимся предлагается упражнение «История семьи», способствующее осознанию ценностей, существующих в семьях учащихся, формированию мотивации к изучению истории семьи.

Руководство деятельностью учащихся педагог осуществляет с помощью нижеприведенного теста-инструкции.

Педагог: Надеюсь, что каждый из Вас знает не только свое имя, но и фамилию. Также, вероятнее всего вы знаете свое отчество и дату рождения. Мы рады за вас. А как обстоят дела с другими членами вашей семьи?

Вспомните, пожалуйста, как зовут ваших родителей, только полностью: фамилия, имя, отчество. Когда они родились? Назовите точно год, месяц и день рождения мамы и папы. А место их рождения можете назвать? Где они родились? Назовите город или село, область и республику.

Если вы это смогли вспомнить, очень хорошо! Элементарное внимание друг к другу начинается с этих мелочей, которые многим кажутся совсем несущественными. Подумаешь, забыл когда родилась мама? Главное – я ее люблю! Но позвольте здесь с вами не согласиться.

Если не смогли, не расстраивайтесь очень сильно, у вас впереди еще одна попытка. Составьте родословную своей семьи. У ваших родителей тоже есть (или были) родители, и у родителей родителей также были родители и т.д.

Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места рождения, особые факты биографии всех своих предков до 10-15 поколений. Сегодня нам, конечно, очень трудно воспроизвести всю родословную в такой же степени, но попробуйте вспомнить хотя бы три поколения ваших предков. 

Для этого нужно заполнить примерно следующую схему («родословное дерево»), написав имя, отчество, фамилию, дату и место рождения всех, указанных в ней родственников».

Во время работы педагогу необходимо внимательно следить за эмоциональным состоянием некоторых учащихся (заранее уточните, каких), в случае необходимости оказывать поддержку и успокаивать.

Если учащиеся не успевают выполнить работу на занятии или не обладают достаточными знаниями о своей семье, можно дать задание на дом и вернуться к этому вопросу на следующем уроке. Итогом работы должна стать презентация учащимися истории своей семьи. Этот момент является очень важным, так как учащиеся получают возможность увидеть наиболее достойные образцы семейных отношений.

Упражнение «Семейные реликвии»

Упражнение направлено на формирование у школьников представлений о генеалогии своей семьи, способствует осознанию себя как части семьи, развитию теплого отношения к бабушкам и дедушкам.

Педагог: Сегодня у нас праздник – День Бабушкиного Сундука. Каждый из вас принес что-то такое, что является семейной реликвией, ценностью, передающейся по наследству от предков к потомкам. Это совсем не означает, что передаются только драгоценные вещи. Настоящей драгоценностью рода является память, память о наших славных дедах и прадедах, о их жизни. Кто-то принес альбом с фотографиями, кто-то старые игрушки, кто-то – бабушкины башмачки. В этих вещах сохраняется память о прошлом семьи, о ее важных событиях, о традициях. Каждый из нас может рассказать интересный случай, связанный с предметом, который принадлежал дедушке или прабабушке, папе или старшей сестре… Начнем, пожалуй» В итоге педагог должен подвести учащихся к выводу о важности сохранения семейных реликвий, традиций и ценностей, но, также и о необходимости создания новых традиций в молодой семье.

В ходе проведения практических занятий учителю необходимо найти время для подведения итогов. Следует учащихся подвести учащихся к выводу о важности передачи семейных ценностей морально-нравственного характера от представителей старших поколений к младшим, о важности непреходящих общечеловеческих ценностей: любви и верности, чести и достоинства, заботы о детях, значения профессиональных династий для общества и т.д.

Вопросы для размышления:

1. Что символизируют семейные реликвии, почему они передаются от поколения к поколению? Как это влияет на прочность семейных отношений?

2. Что вы можете сказать о традициях семьи? Нужно ли создавать новые традиции в новой семье? Какова их роль в вашей будущей семье?

Рекомендуемая литература

1. Арсеньев Н. Духовные традиции семьи // Воспитание школьников. 1998. №3. С.31-33.

2. Белинская Е.П., Куликова И.В. Представления подростков о своем социальном будущем // Мир психологии. 2000. №14. С.135-147.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.-СПб, 2005.

4. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб, 1998. С. 270-284.

5. Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск.1996.

6. Этика и психология семейной жизни /Под ред.И.В. Гребенникова. М.,1987.

7. Грановская Р.П. Элементы практической психологии. СПб, 1997. С.505-540.

8. Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 1996.

9. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: