Цели темы: сформировать у учащихся представления о условиях возникновения взаимопонимания в семье, о соотношении и роли вербальной и невербальной информации в общении, освоить навыки активного слушания, умение давать обратную связь.
Основные понятия: вербальные и невербальные средства общения; обмен информацией, потеря информации; виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое слушание; доверие, обратная связь, «Я - высказывание».
Методические рекомендации
Желательно, чтобы занятия начинались с небольшого теоретического информирования, которое закреплялось бы практическими упражнениями. Практическую часть занятий целесообразно проводить в форме тренинга общения.
Так как на изучение темы отводится 6 часов, целесообразно разбить её на следующие занятия.
1. Понятие общения. Виды общения (1 ч.).
Изучение этой темы следует начать с разговора о роли общения в семье, о том, какое общение в семье хотелось бы видеть. Рассмотреть виды общения: «контакт масок», примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское. Привести примеры и определить, как проявляются эти виды общения в семьях.
|
|
2. Вербальные и невербальные средства общения (1 ч.)
Рассказать, что все средства общения делятся на 2 группы: вербальные и невербальные. К невербальным относятся: мимика, жесты, пантомимика, вкрапления в речь: вздохи, покашливания, слёзы, стоны, паузы; пространственная и временная организация общения, визуальный контакт. С помощью слов передается 7% информации, с помощью мимики, жестов, позы – 55%, звуковых средств (тон голоса, интонация и т.п.) – 38%.
После проведения практической части занятия о вербальных и невербальных средствах общения можно предложить учащимся описать, как уживаются в общении вербальная и невербальная информация, проанализировав какой-нибудь пример по пунктам: 1) Ситуация общения; 2) Вербальная информация; 3) Невербальная информация.
3. Виды и техники слушания (2 ч.)
Рассмотреть проявления и применение активного, пассивного и эмпатического слушания. Проанализировать реакции слушателя при общении. Определить какие из них можно отнести к знакам внимания, а какие к знакам невнимания при общении. Изучить и применить техники активного слушания на практике.
4. Условия взаимопонимания в семье (2 ч.)
Раскрыть возможные причины затруднений во взаимопонимании в семье, причины плохой коммуникации. Рассмотреть такие условия успешного обмена информацией как доверие к сообщению, учет обратной связи и понятность сообщения. Важно научить отличать «Я - высказывания» и «Ты - высказывания».
Общение является одной из наиболее значимых тем в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому, в зависимости от темпа освоения учащимися материала, педагог может дополнить предложенные темы изучением репрезентативных систем, трансактного анализа общения, особенностей манипулятивного общения и способов защиты от манипуляций.
|
|
Практическое занятие
«Вербальные и невербальные средства общения»
Упражнение «Фраза по кругу»
Выберем какую-нибудь простую фразу, например: "Помой, пожалуйста, посуду". Теперь, начиная с первого игрока, справа от ведущего, начинаем произносить эту фразу все по очереди. Каждый участник игры должен произнести фразу, обращаясь к следующему игроку, с новой интонацией (твёрдо, уверенно, спокойно, доброжелательно, вопросительно, осуждающе, ласково, доверительно, грубо, резко, безразлично и т.п.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останется несколько человек. Итак, по хлопку, все участники игры, начиная с того, кто сидит справа от ведущего, произносят одну и ту же простую фразу, но с разной интонацией.
Упражнение «Руки»
Участники разбиваются на пары. Пары садятся друг напротив друга и ставят руки как в зеркальном отражении. Первая часть упражнения: выбирается ведущий и ведомый, вторая часть упражнения: нет ведущих. Участники должны повторять за своим партнёром движения руками, а затем прислушиваться к действиям партнёра, чтобы со стороны было видно, как зеркальное отражение.
Упражнение «Толстое стекло»
Разбейтесь на пары. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о том, как вы проведёте отпуск при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
Упражнение «Колпачок»
Необходимые материалы: колпачок от шариковой ручки.
Ребята сидят, положив сжатые в кулаки ладони на парту. Выбирается «водящий номер один», который выходит к доске и отворачивается. Ведущий проходит между рядами и отдаёт кому-то из сидящих колпачок от шариковой ручки, который тот зажимает в кулаке.
Водящий должен отгадать, у кого колпачок. На это у него есть три попытки. Желательно продолжать игру до тех пор, пока в роли водящего не побывает несколько учеников.
Обсуждая результаты игры, ребята формулируют основные способы передачи информации: жесты и пантомимика, мимика и интонация.
Упражнение «Испорченный телевизор»
Несколько человек выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий показывает ему картину. Заходит второй участник, первый участник словесно описывает картину второму. И так каждый вошедший передает (не видя картины) следующему услышанное описание.
По завершении упражнения картина представляется всем участникам.
Вопросы для размышления:
1. Какие еще виды общения вы знаете? Какие вы используете чаще всего и почему?
2. Что означает несогласованность вербальной и невербальной информации?
3. Какие виды жестов вы знаете?
Практическое занятие «Виды и техники слушания»