Перед ребятами ставится вопрос, который их поначалу смешит: сможешь ли ты прообщаться с одноклассником всего одну минуту? Естественный ответ: «Да!» Но это только на первый взгляд.
Инструкция участникам. Нарисуйте в тетради круглый циферблат часов. Теперь вам нужно будет встать со своих стульев и назначить на каждый час встречу с одним из одноклассников. Давайте разберём на примере: сходятся два участника Х и Y и договариваются встретиться в 7 часов. Что напишет Х рядом с цифрой 7 в своём «ежедневнике»? Правильно, Y. А что напишет у себя Y? Совершенно верно – Х. Теперь встаём, начинаем назначать время для встреч.
После того как вы назначили двенадцать встреч, я расскажу вам, что мы будем делать дальше. Я буду в случайном порядке называть какое-то время, и вы будете быстро находить того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Затем я буду называть определённую тему для разговора, и вам нужно будет поговорить друг с другом на данную тему. Времени у вас на каждый разговор не больше 1-2 минут. Если кто-то не успел назначить встречу на объявленное время, то посмотрите вокруг – может, вы увидите рядом ещё одного «свободного» участника. Или вы можете присоединиться третьим к любой паре.
Путём умелого подбора тем для взаимного обсуждения в парах можно в самом начале занятия заставить участников задуматься над рядом важных вопросов. Сначала нужно произвольно называть время, подождать, пока участники найдут друг друга, а затем объявлять очередную тему.
Обсуждение. С какими трудностями вы сталкивались в процессе общения? Что вас удивило (восхитило)?
Упражнение «Знаки внимания или невнимания»
Выполняется в группах по 6-8 чел. Разбейтесь на пары, выберите какую-то реакцию и разыграйте перед группой ситуацию общения с использованием такого поведения. Пусть ваши одноклассники угадают, какую реакцию вы хотели продемонстрировать.
Педагог подводит учащихся к выводу о том, что активное внимательное слушание — необходимый атрибут общения «на равных», использование различных знаков внимания обеспечивает успешное протекание коммуникативного процесса.
Приведённая далее таблица поможет рассмотреть проявления и применение активного, пассивного и эмпатического слушания.
Нужно обратить внимание учащихся на то, что приёмы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника.
Виды слушания
Активное | Пассивное | Эмпатическое |
Постоянное уточнение правильности понимания через уточняющие вопросы: «Я тебя правильно понял…» и парафразы: «Другими словами, ты имешь в виду…» и ждёт подтверждения. | Слушают, готовы поддержать собеседника, не задают вопросов, не дают советов успокоиться, реакции «да, да; понимаю; ну конечно». | Позволяет сопереживать те же чувства, которые переживает собеседник, понимать и разделять его эмоциональное состояние. Не дают советов, не критикуют, не оценивают говорящего, не поучают. |
Активное | Пассивное | Эмпатическое |
применение | ||
В деловых переговорах, при общении с равным или авторитарным собеседником, в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно и надо настроить его на спокойный деловой тон. Нельзя применять: если собеседник в состоянии сильного эмоционального возбуждения. | Если собеседник в состоянии сильного эмоционального возбуждения, взвинчен, ему надо «выговориться», «излить чувства». Нельзя заражаться эмоцией партнёра, реагировать на неё личностно, обижаться. | Если человек хочет поделиться какими – то переживаниями, если вы хотите понять и принимаете собеседника таким, какой он есть, если вы на время забываете о своих проблемах и переживаниях, и тогда в вашей душе освободится место для чувств другого человека. |