Тема 5.4. Профилактика нарушений детско-родительских отношений

Цели темы: раскрыть типичные недостатки семейного воспитания, которые приводят к нарушениям детско-родительских отношений, причины неконструктивного поведения детей в семье (на основе самоанализа учащихся), способствовать формированию навыков конструктивного поведения и общения в семье, интереса к самопознанию и саморазвитию.

 

Основные понятия: детско-родительские отношения, нарушение отношений, дефицит любви, «слепая любовь», общение, коммуникативные умения и навыки.

Методические рекомендации

Для успешной реализации целей темы требуется сочетание теоретического материала с интерактивными методами обучения старшеклассников. Поскольку проблема нарушения детско-родительских отношений неизбежно вызывает рефлексию учащихся, мы рекомендуем рассматривать её в процессе социально-психологического тренинга и анализа конкретных ситуаций. Это позволяет педагогу избежать излишнего морализирования и максимально заинтересовать учеников самопознанием и саморазвитием. В частности, интерактивные методы способствуют развитию коммуникативных навыков, конструктивного поведения, а также эмпатии и рефлексии.

В Приложении 18 содержится программа и методические указания к проведению СПТ (социально-психологического тренинга), включающего 3 занятия. Все упражнения подробно описаны, обозначены их цели. Данную программу учитель может принять полностью или частично. Он может отобрать для себя материал и составить адаптированную версию тренинга по своему усмотрению. При этом следует помнить, что нарушения детско-родительских отношений появляются в силу ряда причин: психологической и педагогической несостоятельности родителей, неумения любить детей и проявлять свою любовь, эмоциональной холодности. Родители могут проявить безволие, непоследовательность, гнев и раздражительность, а дети могут испытывать дефицит внимания, общения и любви. Может быть подавлена воля ребенка, его активность, не учитывается его индивидуальность, невнимание к его интересам и способностям.

Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей приводит к конфликтам между ними. Кроме того, все вышеуказанные явления формируют защитные неконструктивные и неадекватные реакции у детей, которые мы наблюдаем в общении со сверстниками, в учебной деятельности, во взаимоотношениях с учителями.

На тренинговых занятиях необходимо увидеть защитное поведение школьников и изменить его в сторону адекватного и позитивного.    

Предлагаемая программа тренинга содержит упражнения для самоанализа и самораскрытия, необходимое развитие межличностной чувствительности, эмпатическое слушание, эмоциональное самовыражение. В целом она направлена на развитие самосознания и формирование позитивного образа самого себя у старшеклассников, что является актуальной проблемой в раннем юношеском возрасте, и косвенно способствует гармонизации отношений к самому себе и к окружающим.

Практическое занятие                          «Анализ конкретных ситуаций»

Вопрос о взаимоотношениях с родителями может быть рассмотрен с помощью метода АКС (анализ конкретных ситуаций). Следует подбирать для анализа наиболее типичные жизненные ситуации, в которых оказывались большинство учащихся. Они вызывают живой интерес. Здесь возможно прямое научение способам разрешения трудной ситуации с альтернативными вариантами поведения. Например:

  Ситуация 1. Родители не пускают старшеклассника на дискотеку (день рождения, на дачу с друзьями, в кино, в ночной клуб и т.д.). Что делать человеку? Как отпроситься, чтобы разрешили? (ситуацию может рассказать конкретный ученик).

Ситуация 2. Заканчивая обучение в школе, старшеклассники вынуждены определиться с будущим местом учебы или работы. Им необходимо выбрать профессию. Родители не всегда прислушиваются к желаниям, способностям и возможностям ребенка. Девушка хочет стать психологом, а мама, которая работает завучем в школе, решила, что её дочь будет только экономистом. В противном случае, если девочка будет настаивать на своем, мать лишит ее материальной поддержки. Что делать в данной ситуации? Как разрешить конфликт?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: