Социально-психологический тренинг

Цель тренинга состоит: а) помощь человеку в юношеском возрасте самостоятельно определить и при необходимости изменить (пересмотреть) свою “Я”-концепцию, т.е. лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность; б) опосредованная работа с психологическими защитами через работу с самосознанием испытуемых, укрепление его структурных компонентов (одним из объективных критериев в данном случае является самооценка).

Задачи тренинга:

· развитие эмоциональности - от простого узнавания и выражения разнообразных эмоциональных состояний к осознанию и вербальному определению их у себя и другого человека;

· развитие способности к пониманию и управлению своими физическими состояниями - от ощущения своего физического состояния дискомфорта и напряжения к использованию мышечной релаксации; от осознания угрозы к пониманию необходимости защищаться;

· развитие способности к психологической защите.

Развитие последней способности осуществляется:

а) через укрепление социального “Я” (от осознания возможности психологического противостояния к осознанию неадекватности своей защитной реакции, вариативности решения проблемной ситуации с помощью способов психологической защиты, к выбору адекватного способа психологической защиты и конструктивного поведения);

б) через укрепление личностного “Я” (от дифференциации себя как личности и ощущения “Я” и не “Я” к осознанию, что “Я” -это много “Я”, к переживанию положительного отношения к себе - “Я достоин, чтобы меня любили”, к принятию себе: “Я рад, что Я есть Я”).

   Объектом воздействия является самосознание человека, включающее сложную совокупность “Я”-образов и многоуровневое строение.        

   Тренинговая работа включает два этапа: ориентировочный и развивающий.

Первый этап ориентировочный (2-4 часа). На этом этапе основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.

Второй этап развивающий (4-6 часов). Этот этап ориентирован на повышение собственной значимости, ценности, повышение и закрепление самопонимания в целях укрепления “Я”-концепции и актуализации личностных ресурсов

Содержание занятий

Занятие 1

Тема занятия: “ Здравствуйте, меня зовут...”

Оборудование: бумага, краски, кисти для рисования, ручка, блокнот (маленький), резиновый мячик.

1. “Знакомство”.

2. Правила нашей группы

3. “Мы похожи и различаемся”.

4. “Без маски”.

5. “Мой портрет в лучах солнца”.

6. “Принятие себя”.

7. “Я самый...”.

8. Игра “Крокодил”.

9. “Золотая рыбка”.

10. “Чистка луковицы”.

11. “Откровенно говоря...”.

12. Подведение итогов.

13. “Прощание - шарик”.

Занятие 2

Тема занятия:  “Ты помнишь меня?

 Я бываю и таким...”

Оборудование: ручка, блокнот (маленький), цветные маркеры (черный и красный), резиновый мячик.

1. “Приветствие”.

2 Правила нашей группы

3. “Мои сильные стороны”.

4. “Волшебный магазин”.

5. Дискуссия.

6. “Приятный цвет”.

8. “Чемодан”.

9. Игра “Скульптура”.

10. “Маленькие радости”.

11. Подведение итогов.

12. “Откровенно говоря”.

13. “Прощание - шарик”

Занятие 3

Тема занятия: “Я говорю нет неконструктивным  защитам и неадекватной агрессии”.

Оборудование: ручка, блокнот (маленький), ватман, краски, кисти для рисования, ручка, резиновый мячик, муляж дерева.

1. Приветствие.

2. Правила нашей группы.

3. “Азбука характера”.

4. “Рассказ от имени предмета”.

5. “Телефонограмма”.

6. “Секрет”.

7. “Скажи мне, кто твой друг”.

8. “Три года”.

9. Игра “Палочки”.

10. “ Картина группы”.

11. Подведение итогов.

12. Ожидания и перспективы.

13. “Дерево пожеланий”.

Сценарий тренинга

Занятие 1.

Тема занятия: “ Здравствуйте, меня зовут...”

1. “Знакомство”. В начале нашей работы я предлагаю каждому из вас оформить визитку, где будет указано ваше тренинговое имя. Вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя друга или знакомого и т.п. Предоставляется полная свобода выбора. Эти визитки крепятся булавкой (или значком) на груди так, чтобы все могли прочесть. В дальнейшем на всем протяжении занятий мы будем обращаться друг к другу по этим именам.

После того как все будут готовы, каждый по кругу представит себя. Следует сказать о себе так, чтобы все участники сразу вас запомнили. При этом необходимо подчеркнуть свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т.п.), которые действительно отличают вас от окружающих, являются стержнем вашей индивидуальности.

Правила нашей группы

1. Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все. Активность членов группы - эта норма поведения, согласно которой мы все время, каждую минуту активно участвуем в работе группы: внимательно смотрим и слушаем, прислушиваемся к себе, пытаемся почувствовать партнера и группу в целом.

2. Правило искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

3. Обсуждению подлежит только то, что происходит "здесь и сейчас".

4. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся "личных" жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.

5. Правило конструктивной обратной связи. Говорит о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать не дифференцированно. Например, “мне не нравится твоя манера общения”.

6. Правило персонификации высказываний. Для более открытого общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрыть собственную позицию, и тем самым уходим от ответственности за свои слова. Высказываемся типа “я считаю, что...”, “я думаю...”, “Оля не поняла меня”.

7. Правило уважения к говорящему человеку. Когда высказывается кто-либо из членов группы, мы его внимательно слушаем, даем человеку сказать то, что он хочет. И лишь после это мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним. Соблюдение этих правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

Следующие, что предстоит вам это выбрать форму общения: по имени на "ты" или по имени на "вы"

3. “Мы похожи и различаемся”. Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. И сделаем мы это следующим образом. Я буду предлагать подменятся местами всем тем, кто обладает каким-то умением или какими-то различиями. Например, когда я скажу: “Пересядьте все те, кто умеет водить машину”, все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами.

4. “Без маски”. Все члены группы по очереди берут карточки, которые лежат стопкой в центре круга, и сразу без подготовки продолжают высказывание, которое начато в карточке. Высказывание должно быть искренним, на пределе откровенности, “открытости”. Старайтесь избегать “шаблонных” высказываний.

5. “Мой портрет в лучах солнца”. Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы лучей было как можно больше. На это вам 5 минут.

Теперь каждый по кругу зачитывает свой список достоинств, если считает нужным, то поясняет его, и выделяет главное достоинство.

6. “Принятие себя”. Давайте поборемся с некоторыми нашими недостатками и привычками, о которых вы хорошо знаете. Для этого на листе бумаги в колонку выпишите свои недостатки, предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими недостатками именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На это вам 5 минут. Не жалейте себя, заполняя колонку недостатков, поскольку недостатки есть у всех и в этом нет ничего страшного.

Теперь каждый по кругу зачитывает свой список недостатков, если считает нужным, то поясняет его, и обязательно выделяет свой главный недостаток.

Домашнее задание: нарисуйте дома свои (свои) главные недостатки и на обратной стороне напиши все свои чувства, эмоции, ощущения, которые испытывали при прорисовывании.

7. “Я самый...”. Верить в свою исключительность необходимо любому человеку. И сейчас вам предлагается подумать, в чем проявляется она у вас. Итак, продолжите фразу: "Я самый...", при этом аргументируя свое утверждение, например: "Я самый сильный, так как всегда выигрываю на соревнованиях по армрестлинг " и т.п. Подумайте немного.

Затем все по мере психологической готовности выступают перед группой, доказывая свою исключительность в той области, которую избрали для себя (или сразу в нескольких областях). Участники имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению эту исключительность, требуя аргументов в пользу того или иного утверждения.

8. Игра “Крокодил”. Сейчас вам предлагается немного отдохнуть. Для этого группа разбивается на две команды. Каждая по очереди загадывают какое-либо слово или понятие и сообщает его одному члену другой команды. Он не может сказать "своим", что это за слово, и только тогда, когда ему его группа задает вопросы, он жестами и мимикой должен изображать это слово или понятие. Время для отгадывания каждого понятия - несколько минут. Участие принимают все.

9. “Золотая рыбка”. Каждый из вас знает сказку А.С.Пушкина о старике и золотой рыбки. Вспомнили? Теперь каждый из вас перед группой делает короткое сообщение на тему: “Какие три желания я попросил бы исполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки”.

При обсуждении ответьте на вопросы: “Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие-то желания забытыми? Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний? Может ли ваши желания выполнить кто-нибудь другой, помимо золотой рыбки?”.

10. “Чистка луковицы”. Сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее “Я”. Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Рассмотрите его внимательно. Запомните его. Сняв этот слой, наблюдайте появление образа, олицетворяющего внутреннее “Я”. Просто наблюдайте за этим образом “Я”, до тех пор, пока не дойдете до последнего слоя. Если готовы, то открывайте глаза. Теперь зарисуйте свою луковицу.

При обсуждении обращаем внимания на то, нравится или нет полученный (нарисованный) образ.

11. “Откровенно говоря...”. Пожалуйста, расскажите о тех изменениях, которые произошли в вас и в вашем поведении с момента начала нашего тренинга. Используйте для этого следующий шаблон:

В начале тренинга я была (был)...........................

Потом я..................................................................

Теперь я..................................................................

12. Подведение итогов. По окончанию занятия тренер благодарит всех участников тренинга за проделанную работу, говорит пожелания на будущее. Дальше предлагает высказать свое мнение и особенно, если что-то в душе осталось неприятное и тревожное. Не уносите домой камень за пазухой. Выскажитесь вслух прямо сейчас. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово?

13. “Прощание - шарик”. Для того чтобы группа отдохнула и рассталась в хорошем настроении можно выполнить упражнение "Шарик". Для этого все члены группы должны встать в круг, вытянуть руки вперед ладонями вниз так, чтобы они касались друг друга и образовали небольшой круг. Тренер берет мяч и кладет его на свои руки, а затем перекатывает на руки другого участника.

И так по кругу. Главное чтобы при перекатывании с одних рук на другие мяч не упал!

Занятие 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: