Особенности социальной стратификации в студенческой среде

ЧОУ ВО КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)

 

Факультет менеджмента и инженерного бизнеса

 

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Теория управления»

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

 

(на примере студентов КИУ им. В.Г.Тимирясова)

 

 

Выполнил _____________________

 

студент гр.1292 очного отделения

Насыбуллин Марсель Айратович

 

 

Научный руководитель:_________

 

к.с.н., доцент

 

                                                                     Юнусова Регина Салаватовна

 

 

Казань – 2020



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение......................................................................................................... 4

1. Теоретические аспекты изучения социальной стратификации в обществе 8

1.1 Сущность и понятия социальной стратификации и социальная дифференциация общества......................................................................................................... 12

1.2 Особенности социальной стратификации в студенческой среде.............. 18

1.3 Механизмы управления социальной стратификации в студенческой среде 18

2. Анализ социальной дифференциации в студенческой среде

2.1 Общая характеристика студенческой среды вуза.................................... 18

2.2 Оценка уровня социальной стратификации.............................................. 18

3. Разработка мероприятий по снижению социальной дифференциации студентов внутри групп..................................................................................................... 18

Заключение........................................................................................................

Список использованной литературы...............................................................

Приложения......................................................................................................

 

Введение

Численность молодежи в РФ составляет 25 миллионов человек, что составляет 16,5 процентов от всего населения нашей страны.

В стране реализуется множество социальных программ, ориентированных на молодежь, республика Татарстан является лидером в данной сфере. Но даже в данном регионе не затрагиваются и не изучается стратификация молодежи, а именно в студенческой среде.

Двадцатипятилетний опыт проведения молодежной политики в РТ даёт сделать выводы относительно изменчивости студенческой среды. Экономические реформы сопровождались серьезными финансовыми издержками в социальной сфере. Стремительное снижение уровня жизни и социальной защищенности населения, резкое расслоение общества затронули все сферы общества, в частности и студенческую среду.

 

 Актуальность данной проблемы заключается в том, что в нашей стране до сих пор нет федерального закона о молодежи. На основе данных, полученных в данном исследовании, возможна постройка среднесрочных прогнозов, которые в свою очередь будут использоваться в разработке различных государственных социальных программ, что способствует разработке федерального закона.  

Также, рассматриваемая мной, социально-возрастная группа участвует в разнообразных формах социальной активности, что способствует быстрой социальной мобильности. Данная исследовательская работа позволит сделать срез, по которому можно будет определить на что будут ориентированы студенты в будущем.

 

В 2014 году вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, которое действует до 2025 года. Данный документ определяет систему принципов, приоритетных задач и механизмов, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики. Распоряжение даёт отсрочку парламентариям нашей страны по разработке и внедрению федерального закона, следовательно, массовые научные работы будут проводиться ближе к 2025 году, на данный момент таких исследований очень мало.

Объектом исследования выступает молодежная среда. Предметом данной работы являются студенты КИУ им.В.Г.Тимирясова.

 

 

Цель данной работы: является понятие сущности социальной стратификации, её главных аспектов, проведение анализа студенческой среды на выявление социальной стратификации по итогам которой будет проведена разработка мероприятий, направленных на снижение дифференциации в учебных группах.

 

Задачи:

 

1. Изучить специальную литературу по предмету Социология.

2. Провести анализ студенческой среды путем анкетирования на выявление социальной дифференциации.

3. Разработать и рекомендовать мероприятия по снижению социальной дифференциации студентов внутри групп, путем проведения игр на командообразование.

 

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В ведение обусловлена актуальность темы, описана степень изученности темы, сформулирована цель курсовой работы, определены задачи исследования, определены объект и предмет исследования в соответствии с которыми структурирована работа.

 

Что касается структуры проделанной работы, то она включает следующие элементы:

 

В первом разделе изучены теоретические аспекты: выявление основных понятий и аспектов, история их возникновения.

 

Во втором разделе на эмпирическом уровне исследовано мнение студентов КИУ им.В.Г.Тимирясова, путем проведения опроса с закрытыми вариантами ответов.

 

В третьем, заключительном разделе данной работы автором предоставлены мероприятия, которые направлены на снижение социальной стратификации в учебных группах.

 

В заключении прописан вывод по работе.

Список использованной литературы указан после заключения.

 

 

1.Теоретические аспекты изучения социальной стратификации в обществе

 

1.1 Сущность и понятия социальной стратификации и социальная дифференциация общества.

Стратификация - это иерархически организованная структура социального неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Причем социальное неравенство воспроизводится в достаточно устойчивых формах как отражение экономической, культурно-нормативной, политической структуры общества. Существование социальной дифференциации можно принять за аксиому.

Социальная стратификация является одной из важнейших тем изучения социологии. Данное понятие описывает разделение социальных слоев общества по таким признакам, как доход, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

В социологию данное понятие ввел американский социолог русского происхождения Сорокин П.А. заимствовав и объединив два понятия из геологии stratum «слой»+ facio «делаю», таким образом в геологии оно обозначало расположение слоев в земной коре.

 

Социология переняла данное понятие, и распределила страты также вертикально. Основанием для этого послужила лестница доходов: бедные занимают низшую ступень, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - высшую.

 

Во втором томе работы Питирима Александровича «Системы социологии» выделены два способа расслоения общества: одномерная и многомерная. В основе первой лежит разделение по одному признаку (собственности, религии, профессии). Данная одномерная стратификация может складывать из таких признаков: половозрастного; объектов и субъектов власти; по религии и языку и другим.

 

Существует множество критериев, по которым можно делить любое общество:

1. По разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.).

2. По уровню доходов. Доход – это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год)

3. По доступу к ресурсам собственности и власти. Власть – право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле.

 

Стоит обратить внимание, что есть и многомерная стратификация. Она включает в себя сразу несколько признаков. В пример можно привести Индию, в которой до сих пор существует кастовое расслоение общества.

Касты – группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту. [3] Каждая из каст представляет собой замкнутую группу, которая характеризуется наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессий.

Также на ряду с понятием социальной стратификации в социологии используют понятие социальной дифференциации. Оно означает деление социума на группы, которые имеют различное друг от друга социальное положение. Данный термин описал автор концепции социальной дифференциации британский философ Спенсер.

Подобно понятию социальная стратификация, данное понятие было заимствовано из другой науки, а именно биологии. В своей работе «Основы социологии» Герберт Спенсер выявил две закономерности данного процесса.

Первая – «в индивидуальном, как и в социальном, процесс агрегации постоянно сопровождается процессом организации», причем последний подчинен в обоих случаях одному общему закону, который заключается в том, что последовательная дифференциация происходит всегда от более общего к более специальному, т.е. превращение однородного в разнородное сопровождает эволюцию.

Вторая– зависимость во взаимодействии социальных институтов от степени организации общества в целом, низкий уровень определяется слабым объединением частей, высокий – более сильной зависимостью каждой части от всех других.

 

Данное понятие также изучал французский социолог Е. Дюркгейм. В своей работе рассматривал социальную дифференциация, как последствие такого фактора как разделение труда, также связывал её разделение функций в обществе с увеличением численности населения и насыщенности межличностных связей.

 

Вместе с тем данные процессы рассматривали и дополняли своими теоретическими разработками немецкий социолог М.Вебера, французский социолог П.Бурдье, американский социолога К.Дэвис и другие исследователи. Современные исследования в области социальной стратификации и социальной дифференциации как в западной, так и в отечественной социологии основываются на данных исследованиях.

В своей теории социальной стратификации Макс Вебер вывел трехмерный подход к изучению социальной стратификации. В данный подход входили такие измерения как, экономика, власть и престиж. В дальнейшем данный три измерения были переведены в автономные и существовали уже независимо друг от друга. По мнению Вебера, виды владения собственности, дают возможность к появлению экономических классов, которые уже в свою очередь различаются по доступу к образованию политических партий, власти, престижность отдельных из них создает статусные альянсы.

Согласно Веберу класс — это группа людей, которых объединяют схожее позиции в рыночной экономике. Люди, которые получают сходное экономическое вознаграждение, тем самым имеющие сходные жизненный шансы, а именно шансы индивида на обладание того или иного экономического и культурного блага общества. Распределение этих благ обычно асимметрично, что может отражать различный доступ классов к общественному богатству.

Классическое определение классов принадлежит В. И. Ленину. Согласно ему, классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. [1]

Данная классовая стратификация свойственна для индустриального типа общества, в котором индивид может достигать более высокого социального класса путем упорной работы. Впрочем, он может и разориться, тогда его социальный статус будет уменьшен.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучению социальной стратификации и социальной дифференциации в обществе XX века отводилось большое значение.

 

 

Особенности социальной стратификации в студенческой среде.

Студенческая среда – это среда формирования социально адаптированной личности, готовой к продуктивной профессиональной деятельности. [2]

Студенческая среда является неотъемлемой частью молодежи. Её изучением занимается социология молодежи-это самостоятельная отрасль социологического знания, исследующая молодежь как социальную общность, особенности    ее социализации, образа жизни, ценностных ориентаций к жизненных планов, социальных ролей и статусов молодых людей и молодежных групп. [4] Благодаря данной отрасли социологии, было выявлена главная особенность    студенческой молодежи в РФ, ей является социальная мобильность. Социальная мобильность — перемещение индивидов (социальных групп) в обществе между различными позициями в иерархии социальной стратификации.[5] П.А.Сорокин под социальной мобильностью понимает любой переход определенного индивида или социального объекта.[6] Под социальным объектом      Сорокин понимает собственность, либо предмет культуры.

Типы социальной мобильности (по Сорокину): вертикальная и    горизонталь ная. Горизонтальная мобильность – изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса. [7] Под понятием вертикальной мобильности понимают такие отношения, которые возникают в ходе перемещения индивида или социального объекта из одного социального уровня в другой. В зависимости от направления в котором происходит перемещение выделяют 2 подтипа вертикальной мобильности: нисходящий и восходящий.

В студенческой среде больше всего представлена вертикальная мобильность т.к каждый студент может попробовать себя на управленческой должности в подразделениях студенческого органа самоуправления, тем самым получить власть.

 

 

        


3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Прогресс, 1986. — Т. 2. — С. 207. — 671 с.

4. Манько, Ю. В. Основы социологии молодежи: учебное пособие / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2005. - 457 с. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/392177 (дата обращения: 19.02.2020)


Социологический словарь / Академический учебно-научный центр РАН МГУ им. М.В. Ломоносова; Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев; Уч. секр. О.Е. Чернощек. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: