Качество и конкурентоспособность продукции

Каждое изделие, товар имеют определенное назначение в сфере потребления и, следовательно, обладают полезностью. Полезность показывает, что продукция способна удовлетворять соответствующие потребности и имеет потребительную стоимость, показывающую, что на продукцию предъявлен спрос, величина которого зависит, в свою очередь, зависит от степени пригодности продукции к потреблению.

Таким образом, качество можно охарактеризовать как экономическую категорию, отражающую совокупность свойств продукции, обуславливающих степень ее пригодности удовлетворять потребности физических и юридических лиц в соответствии со своим назначением.

Для оценки уровня качества применяется совокупность показателей, которые подразделяются на две группы: дифференцированные и общие. Дифференцированные представлены совокупностью единичных показателей, характеризующих то или иное свойство, совокупность свойств продукции (табл. 1). Общие показатели характеризуют качество всего объема продукции:

· доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем объеме их выпуска;

· степень обновления ассортимента;

· удельный вес продукции, на которую получен сертификат качества;

· удельный вес продукции экспортируемой в другие страны в общем объеме производимой продукции;

· доля производственного брака;

· коэффициент сортности продукции.

 

                Таблица 1. Единичные показатели качества.

  Классификационная группа показателей   Краткая характеристика группы   Единичные показатели группы    

Назначение            Характеризует полезную работу             Производительность, мощ-

                                  (выполняемую функцию)                         ность, прочность, содержа-                          

                                                                                                            ние полезных веществ, ка-

                                                                                                            лорийность пищевых про-

                                                                                                            дуктов

 

Надежность        Определяет возможность долговеч-        Безотказность работы, воз-

                               ной и бесперебойной эксплуатации        можный срок использова-

                                                                                                         ния, технический ресурс,

                                                                                                         срок безаварийной работы,

                                                                                                         предельный срок хранения

 

Экологические   Характеризуют уровень вредно-             Токсичность изделий, со-

                               го воздействия на окружающую              держание вредных ве-

                               среду и здоровье человека                        ществ, объем вредных вы-

                                                                                                         бросов в окружающую

                                                                                                         среду в единицу времени

 

Экономические  Отображают меру экономической           Цена за единицу изделия,

                               выгоды производства предприя-              прибыль с единицы изде-

                               тием и приобретения потребителем         лия, величина эксплуата-

                                                                                                          ционных затрат

 

Эргономические Отражают соответствие технико-             Удобство управления машина-

                               эксплуатационных параметров                  ми и механизмами, возмож-

                               изделия антропометрическим,                    ность одновременного охвата

                               физиологическим и психологичес              контролируемых параметров

                               ким требованиям

 

Эстетические      Характеризуют эстетические особен-        Выразительность и оригиналь

                              ности изделия                                                ность формы, цветовое офор-

                                                                                                             мление, эстетичность тары

 

Кроме перечисленных в табл.1 групп показателей на практике применяются также показатели технологичности и патентно- правовые. Технологичность изделий характеризуется показателями сборности (блочности) изделия, трудоемкостью и материалоемкостью, уровнем стандартизации и унификации изделия. Патентно-правовые показатели качества характеризуют патентную чистоту продукции, уровень ее патентной защиты.

Совокупность различных единичных показателей изделий позволяет определить уровень качества как меры пригодности изделия к потреблению, удовлетворению конкретного спроса. Для определения количественных значений

показателей качества в зависимости от специфики продукции применяются следующие методы:

измерительный метод – величина показателя определяется с помощью приборов, инструментов;

регистрационный метод – основан на подсчете числа отказов при стендовых испытаниях изделий;

органолептический метод основан на использовании органов чувств человека: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Здесь достоверность найденных значений показателей качества зависит от природных способностей и уровня квалификации лиц их определяющих;

социологический метод предполагает анализ мнений потребителей о качестве продукции;

дифференцированный метод основан на сравнении единичных показателей качества с соответствующими показателями изделий-эталонов;

комплексный метод заключается в определении обобщающего показателя качества продукции, рассчитываемого как средневзвешенная величина с учетом коэффициентов весомости (значимости) каждого расчетного показателя.

В современных условиях повышение качества продукции является одним из весомых факторов повышения эффективности деятельности предприятия. Количественная оценка повышения экономического эффекта в результате роста качества основывается на следующих положениях:

- повышение качества требует дополнительных единовременных и текущих затрат на производство продукции;

- улучшение качества проявляется в сфере эксплуатации продукции, то есть у потребителя. Предприятие-изготовитель продукции несет дополнительные издержки на производство, но выигрывает при увеличении спроса на более качественную продукцию, сопровождающегося ростом объема продаж и цен;

- экономический эффект у производителя продукции может возникать при снижении уровня брака.

Экономический эффект на предприятии проявляется в получении дополнительной прибыли, определяемой по формуле

 

                                       ∆П = ∆ПV + ∆ПЦ  (СД - СБР),

 

где ∆П – дополнительная прибыль предприятия, полученная под воздействием перечисленных факторов; ∆ПV – дополнительная прибыль, полученная предприятием при повышении спроса и объема реализации более качественной продукции; ∆ПЦ – дополнительная прибыль, полученная предприятием за счет роста цены реализации; СД – дополнительные затраты на производство и реализацию продукции повышенного качества; СБР – уменьшение затрат в связи с сокращением количества бракованной продукции. 

В теории экономики предприятия под интегральным показателем обеспечения качества продукции понимается цена качества. Она включает сумму расходов затраченных на контроль качества и издержки, образующиеся вследствие непредвиденных отказов. Поэтому цена качества состоит из двух групп расходов: расходы на обеспечение качества продукции и издержки, связанные с неудовлетворительным качеством. Расходы на обеспечение качества продукции состоят из двух групп расходов: расходов, связанных с предупреждением выпуска изделий неудовлетворительного качества и расходы, связанные с контролем качества продукции. Первая группа включает расходы на подготовку и переподготовку персонала, и расходы на совершенствование технических средств управления качеством. Вторая группа включает расходы на контроль качества готовых изделий, расходы на проведение испытаний.

Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством продукции также состоят из двух групп расходов. Первая группа отражает издержки в сфере производства, которые состоят из затрат на исправление операционного брака и затраты, связанные с переделкой изготовленных изделий низкого качества. Вторая группа отражает издержки в сфере потребления, которые включают издержки на ремонт изделий в гарантийный период и издержки, связанные с рекламациями потребителей [30].  

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Выдерживать конкуренцию означает способность быть выбранным среди массы аналогичных объектов.

Конкурентоспособность можно также определить как совокупность сравнительных преимуществ объекта, выраженных низкой ценой и высокими показателями, либо сопоставимой или более высокой ценой также с высоким уровнем показателей качества, по сравнению с аналогичными объектами на региональном, республиканском или мировом товарных рынках.

Для количественной оценки конкурентоспособности и управления ее уровнем необходимо иметь информацию о полезном эффекте данного товара и товаров-конкурентов за нормативный срок службы и совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект – это отдача объекта, интегрированный показатель, отражающий совокупность свойств объекта, используемых для выполнения определенной функции или работы, либо конкретными потребителями. Полезный эффект измеряется в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), в денежном выражении, в условных баллах. В последнем случае полезный эффект определяется несколькими дополняющими друг друга параметрами.

Чтобы получить полезный эффект необходимо понести совокупные затраты за весь жизненный цикл изделия, товара.

Конкурентоспособность однопараметрических товаров (например, машин и оборудования) количественно можно определить соотношением эффективности анализируемого образца товара на конкретном рынке и эффективности лучшего образца-конкурента, пользующегося повышенным спросом на данном рынке. Эффективность рассчитывается отношением полезного эффекта товара за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка к совокупным затратам за жизненный цикл товара. Например, полезный эффект однопараметрических машин можно определить по формуле

 

                    П = ∑ mЧ х ФПЛ х К1 х К2 х … х Кn.

 

где mЧ – часовая паспортная производительность машины; ФПЛ - годовой плановый фонд времени работы машины, ч; К1, … К n – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества машины требованиям потребителя. Они снижают полезный эффект машины. Такими коэффициентами могут быть показатели снижения производительности машины по мере ее старения, ухудшения ремонтопригодности, безотказности, повышение уровня шума, вибрации и др. Все расчетные показатели, входящие в формулу рассчитываются за каждый год нормативного срока службы.

Совокупные затраты за жизненный цикл единицы однопараметрического оборудования складываются из следующих затрат:

· стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· стоимость организационно-технологической подготовки производства новой машины;

· затраты на производство новой машины;

· затраты на транспортировку машины потребителю, ее монтаж, наладку, строительно-монтажные работы;

· затраты на эксплуатацию машины в течение нормативного срока;

· затраты на демонтаж и ликвидацию элементов основных фондов в связи с внедрением новой машины.

Конкурентоспособность товаров, по которым невозможно количественно измерить их полезный эффект или совокупные затраты, оценивается путем экспериментальной проверки этих показателей в конкретных условиях потребления, либо по результатам пробных продаж, либо с применением экспертных и других методов.

 

6.6. Цены на продукцию (товары, работы, услуги) предприятия

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночных условиях она необязательно совпадает со стоимостью, а постоянно колеблется, отклоняется от нее. Таким образом проявляется действие закона стоимости, который побуждает товаропроизводителей и посредников применять прогрессивную технику и технологию для снижения затрат на производство и реализацию продукцию и и выдержать конкурентную борьбу.

Цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую и регулирующую функции.

Учетная функция обеспечивает эквивалентность обмена и означает, что выручка от реализации продукции при прочих равных условиях обеспечивает возмещение затрат на производство и реализацию, а также образование прибыли.

Распределительная функция состоит в перераспределении дохода между производителем и потребителем.

Стимулирующая функция состоит в том, что повышение цен на рынке стимулирует расширение производства, а снижение – снятие с производства устаревшей, не пользующейся спросом продукции.

Регулирующая функция означает способность цен выравнивать спрос и предложение, объемы производства отдельных видов продукции.

Цены подразделяются на две группы: производственные и розничные. По производственным ценам реализуются продукция, работы, услуги одного предприятия другим. К ним относятся такие цены как оптовые, закупочные, сметные, тарифы на перевозки грузов и другие виды промышленных услуг. По оптовым ценам рассчитываются между собой государственные, коллективные и частные предприятия, а также с оптовыми посредниками (снабженческо-сбытовыми организациями) при поставках больших партий товаров. Различают оптовые цены предприятий и оптовые цены промышленности, в основу формирования которых заложена себестоимость реализуемой продукции. Оптовая цена предприятия включает себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор для подакцизных товаров. Если к оптовой цене предприятия добавить снабженческо-сбытовую наценку и начислить НДС, то образуется оптовая цена промышленности.

Закупочные цены являются видом оптовых цен, по которым осуществляется закупка сельскохозяйственной продукции у сельхозпредприятий. Эти цены могут дифференцироваться по природно-климатическим зонам, а иногда может осуществляться их внутри зональная дифференциация.

Сметные цены используются для определения расчетной стоимости строительства зданий и сооружений, передающих устройств.

Розничные цены образуются добавлением к оптовой цене промышленности затрат и прибыли торговых организаций, выраженных торговой наценкой. По розничным ценам розничные торговые предприятия и продавцы реализуют на рынке товары населению. Розничные цены могут включать специальные надбавки, учитывающие повышенные качественные характеристики товаров и услуг. Разновидностью розничных цен являются цены на продукцию предприятий общественного питания, тарифы на коммунальные, бытовые, транспортные, туристические и другие услуги, цены на жилье.

Перечисленные виды цен могут быть базовыми и лимитными. Базовые цены устанавливаются на продукцию с фиксированными параметрами качества. Если параметры поставляемой на рынок продукции отличаются от фиксированных параметров, к базовой цене применяются надбавки и скидки, учитывающие изменения в качестве продукции. На новые виды продукции предприятие может устанавливать лимитную цену, величина которой обеспечивала бы заинтересованность потребителей в приобретении этой продукции.

Перечисленные виды цен классифицированы по степени учета в них затрат и прибыли. Кроме этого цены могут классифицироваться в зависимости от степени самостоятельности предприятия, контракта купли-продажи, региона реализации, времени действия, учета транспортных расходов.

Цена для предприятия - один из важнейших показателей, определяющих величину выручки от реализации продукции. Поэтому обоснование цены товара в каждой конкретной рыночной ситуации предприятия должны осуществлять весьма тщательно. На практике применяются весьма разнообразные методы определения цен. Наиболее широко используемым является метод установления цены реализации на основе средних издержек и прибыли, хотя с развитием рыночной экономики область его применения будет сужаться. Прибыль в цене определяется нормой рентабельности, устанавливаемой в процентах к себестоимости продукции. Норма рентабельности учитывает минимально необходимые затраты предприятия на социальные нужды, материальное поощрение, накопление, создание резервного и страхового фондов. То есть это минимально допустимая цена, обеспечивающая заинтересованность предпринимателя заниматься данным видом бизнеса.

В данном случае определяется нижняя граница цены или цена производства, сравнение которой с рыночной ценой показывает эффективность выпуска продукции данным предприятием. Цена производства может быть выше рыночной цены непродолжительное время. В противном случае продукция предприятия потеряет конкурентоспособность. Преимущество этого метода ценообразования в простоте установления цены, а недостаток в отсутствии ориентации производителя на рыночный спрос. Этот вид ценообразования в условиях развитой рыночной экономики применим для предприятий-монополистов или предприятий, выпускающих новую оригинальную продукцию или выполняющих единичные, индивидуальные заказы.

Другой метод основан на анализе безубыточности производства. Всегда существует объем производства-реализации продукции при данной цене обеспечивающий возмещение затрат (нулевую прибыль). При повышении цены уменьшается объем производства, обеспечивающий безубыточную реализацию и наоборот. Естественно, что предприятие устанавливает цену на более высоком уровне, обеспечивающем получение определенной суммы прибыли. Но и в этом случае цена не должна длительное время превышать рыночную цену, иначе предприятие начнет терять объемы продаж.

Цена может быть также установлена на основе изучения ценности товара для потребителя. Для этого выявляется покупательское восприятие путем неценовых оценок товара: опросы, анкетирование, другие виды маркетинговых исследований. Здесь также цена не должна быть выше признаваемой покупателем ценностной значимости товара. В противном случае сбыт продукции может оказаться ниже расчетной величины.

В практике ценообразования довольно часто применяется метод установления цен на основе уровня текущих рыночных цен, который называют еще методом «на уровне конкуренции» или «следования в фарватере». Предприятие-производитель при установлении цены на свой товар ориентируется на цены предприятия, занимающего наибольшую долю в объемах продаж на рынке.

Разновидностью метода «на уровне текущих цен» является установление цены в процессе закрытых торгов. В данном случае за контракт на выполнение производственно-технического проекта или строительство объекта конкурируют несколько фирм, представляющих свои ценовые предложения. Задача фирмы – выиграть тендер, предложив более качественное проектное решение с более низкой ценой, чем предлагают фирмы-конкуренты. Проведение закрытых торгов

(тендеров) позволяет снизить цену на 5 – 30%.

В рыночной практике предприятие реализует товары через оптовых или розничных посредников, которые производят на них собственные наценки. Поэтому товаропроизводитель, изучив спрос на товар, цену спроса и наценки посредников, определяет свою цену предложения, покрывающую его затраты и обеспечивающую прибыль.

В зарубежной практике применяется два метода калькулирования цен на продукцию:

· метод общей калькуляции;

· метод величины покрытия.

Под общей калькуляцией понимается метод определения минимально допустимой цены путем расчета переменных, постоянных и сбытовых издержек, а также определения минимально допустимой прибыли, обеспечивающей заинтересованность предпринимателя в производстве единицы данного товара. Получив минимально допустимую цену, предприниматель решает, по какой цене ему выгодно продавать свой товар. Таким образом, цена реализации в оптимистическом варианте включает минимально допустимую цену и добавочную прибыль. Цена реализации, не ущемляющая экономического интереса предпринимателя равна минимально допустимой цене. Цена реализации в пессимистическом варианте может быть меньше минимально допустимой цены, но не менее средних переменных издержек на единицу продукции(товара).

Калькуляция по методу величины покрытия основана на учете лишь переменных издержек на единицу товара. Величина покрытия представляет собой доход, который может быть получен от реализации товара и использован для компенсации постоянных издержек. То есть это модификация метода ценообразования, основанного на определении объема безубыточности. Цена устанавливается в такой последовательности:

1.Рассчитывается величина средних переменных издержек, приходящихся на единицу продукции.

2. Из величины прогнозируемой или фактической цены вычитаются средние переменные издержки и определяется величина покрытия постоянных издержек.

3. Рассчитываются валовые постоянные издержки, которые соотносятся с величиной покрытия путем деления постоянных издержек на величину покрытия. Таким образом определяется минимально допустимое количество товарной продукции, обеспечивающее уровень безубыточности. При этом каждая единица товара, произведенная сверх уровня безубыточности, принесет прибыль, равную величине покрытия. С другой стороны каждая единица товара, уменьшающая уровень безубыточности, будет приносить убыток, равный величине покрытия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: