Лингвистическая характеристика речи и речевых нарушений

Речь представляет собой сложную психическую дея­тельность, имеющую различные виды и формы. Выде­ляют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь -- это выс­казывание с помощью языка, направленное вовне и про­ходящее в несколько этапов: замысел--внутренняя речь--внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это про­цесс понимания речи (устной или письменной) окружа­ющих, который проходит несколько этапов: восприя­тие речевого сообщения, деление информационных мо­ментов, формирование во внутренней речи общей смыс­ловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относится письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной речи и понимание пись­менной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя:

-- фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);

-- лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

-- мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

-- темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической. На основе устной речи строится и развивается письменная речьи чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компо­нента речи лингвистические нарушения делятся на следующие:

1.  Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков.

2.  Лексико-грамматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют: ограниченный словарный запас; обедненная фраза; неправильное согласование слов во фразе по законам грамматики родного языка; неправильное употребление предлогов.

3. Мелодико-интонационные нарушения: неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове); нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса.

4. Темпо-ритмические нарушениям ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов возбуждения (тахилалия); замедленный темп, связанный с преобладанием процессов торможения (брадилалия); прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера (заикание).

5. Нарушения письменной речи:

письма: неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение букв в слове; несогласование и перестановки слов в предложении; выходы за строчку и др.;

чтения: замена и смешение звуков; побуквенное чтение; искажение звуко-слоговой структуры слова; нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы.

Клиническая характеристика речи и речевых нарушений.

Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрас­те, могут быть физиологического (связаны со сроками созревания центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.

Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на центральные и пери­ферические, а в зависимости от характера нарушения — на органические и функциональные.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

-- механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата);

-- функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования — неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);

-- ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого неба;

-- ринофония — нарушение тембра голоса при нормаль­ной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в про­цессе фонации;

-- дисфония — расстройство фонации вследствие пато­логических изменений голосового аппарата.

2) центрального характера:

-- дизартрия — нарушение зву­копроизношения, просодики, голоса в результате органического поражения центральной нервной сис­темы;

-- алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде разви­тия ребенка (до формирования речи).

-- афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны.

-- дисграфия —частичное или полное расстройство процесса письма; проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения;

-- дислексия — стойкое нарушение процесса чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Обычно выделяются группы со следующими наруше­ниями:

1) фонетико-фонематические нарушения (дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, легкими формами дизартрии);

2) общее недоразвитие речи (дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороныречи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3) недостатки мело дико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерном, тахилалией, брадилалией).

Вопросы для контроля

1. Какие выделяют формы речевой деятельности?

2. На какие группы делятся лингвистические нарушения?

3. Какие группы речевых нарушений выделяют с клинической и педагогической точки зрения?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow